На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 985 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже

Всего было построено 223051 экземпляров этого забавного автомобильчика и один из них дожил до наших дней в практически новом, оригинальном состоянии, с пробегом всего 103 км.

Задний привод, 2-дверный кузов типа купе, спартанский 2-местный салон, мотор позади кресел, 3-спицевая "баранка" небольшого диаметра с подрулевыми "лепестками": при таком описании, фантазия современного автомобилиста обычно представляет какой-нибудь экзотический заграничный суперкар с максимальной скоростью в районе 300 км/ч. Однако, под эти критерии попадает и данное "чудо" советской промышленности. Итак, знакомьтесь — мотоколяска С3Д, она же "инвалидка", она же "жабка": детище Серпуховского мотозавода, которое серийно выпускалось целых 27 лет (1970-1997).

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 

Инвалидка была обнаружена в этом захламленном гараже. Помимо С3Д там еще стоял старый ИЖ-Юпитер 2 и какой-то древний немецкий мотоцикл довоенного периода, правда, без мотора

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Мотоколяска была найдена нами в одном из гаражей города Сумы. Первым владельцем этой С3Д был ветеран Великой Отечественной Войны, которому данную технику в 1982-м году бесплатно вручило государство через местные органы социального обеспечения. Формально "жабки" выдавались на 5 лет, а после двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал возможность бесплатного капитального ремонта своего аппарата. Затем он мог законно пользоваться этим средством передвижения еще два с половиной года, после чего был обязан сдать старую мотоколяску в собес и получить новую.

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Правда, далеко не все инвалиды, которые получали новые мотоколяски потом ими пользовались (работал принцип: "дают — бери"). Здесь как раз имел место быть подобный случай. Из-за проблем со здоровьем и очень низкого уровня комфорта, которая предоставляла "инвалидка", первый хозяин этой ярко-зеленой С3Д почти на ней не ездил. Практически сразу после получения, машинка была поставлена в гараж, в котором она простояла до лета 2015-го года, когда о ее продаже задумался внук ветерана.

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Мотоколяска была укутана толстым слоем многолетней пыли и грязи
Задний стоп-сигнал позаимствован у мотоциклов ИЖ-Планета/Юпитер 70-х годов

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Здесь стоит отметить, что пол в гараже фактически отсутствовал и за 33-летний период простоя "инвалидка" частично "вросла" в песок передним правым колесом. Влага и сырость активно просачивались в гараж через кровлю и грунт, поэтому нет ничего удивительного, что колесико местами поржавело — как раз по границе нахождения в песке.

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

За долгие годы простоя, инвалидка буквально вросла в песок правым передним колесом
Остальным колесам повезло больше — они сохранились идеально

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Условия хранения трудно назвать оптимальными: С3Д была основательно заставлена всяким ненужным хламом. С годами происходила постоянная (а как иначе?) ротация гаражного барахла, при этом с "жабкой" особо не церемонились: кузов мотоколяски имеет вмятинки и царапины по периметру: хорошо, хоть стекла и фары остались целы.
Задние габаритные огни — от УАЗовской буханки ранних выпусков

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

С3Д имеет несущий кузов, сваренный из штампованных деталей. При длине всего 2825 мм, серпуховская мотоколяска отличалась довольно внушительной снаряженной массой — 498 кг. Для сравнения — "горбатый" ЗАЗ-965 весит 640 кг, а "Ока" — 620 кг, будучи куда более крупными 4-местными автомобилями.
Ура, наконец-то на свежем воздухе!

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Впервые за много лет инвалидку вытащили из гаража

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Первые пару лет данная модель мотоколяски оснащалась 12-сильным 1-цилиндровым 350-кубовым двигателем от мотоцикла ИЖ-Планета 2. Позже произошел "апгрейд" до более мощного агрегата от ИЖ-Планета 3 (14 л.с.). В обоих случаях силовые установки были дефорсированы для большей эластичности и долговечности в условиях повышенных нагрузок, а также появилась система принудительного воздушного охлаждения в виде "воздуходувки" с центробежным вентилятором, прогоняющей воздух через оребрение цилиндра. В качестве топлива применялась смесь автомобильного бензина с маслом, причем "аппетит" у этого микроба был отменный — порядка 7 литров на 100 километров пробега. И лишь низкая стоимость бензина в те годы позволяла особо не задумываться о таком "конском" расходе. Объем бака — 18 литров.

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

350-кубовый 1-цилиндровый 2-тактный мотор мощностью 14 л.с. Для мотоколяски весом под полтонны — он все же слабоват
Хорошо видна площадка под аккумулятор

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Коробка 4-ступенчатая, механическая, с "мотоциклетным" алгоритмом включением скоростей: передачи включались последовательно, одна за другой, а нейтраль располагалась между первой и второй ступенями. Задней передачи не было, а назад машинка ехала благодаря реверс-редуктору, который включался отдельным рычагом, с понижением числа оборотов по сравнению с передним ходом в 1,84 раза/
Передний багажник занят запасным колесом и автономным бензиновым отопителем

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

По салону хорошо видно, что машинка практически не ездила и очень неплохо сохранилась

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Паспортная максимальная скорость мотоколяски составляет 60 км/ч, однако, на практике они редко превышали лимит в 30-40 км/ч. Причем, "инвалидка" была слышна и видна издалека: 2-тактный мотоциклетный мотор нещадно стрекотал и дымил, поэтому узнать о приближении С3Д можно было за пару минут до ее появления на горизонте. Езда на подобной технике — удовольствие сомнительное, но, как говорит народная мудрость -"Лучше плохо ехать, чем хорошо идти", поэтому в провинциальных городках и селах эти мотоколяски до сих пор можно встретить на дорогах.
Заводской паспорт на инвалидку С3Д

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Инструкция по эксплуатации и еще новый номерной знак времен СССР, который даже не поставили на эту мотоколяску

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Подвеска — независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах спереди и одинарных — сзади. Колеса размерностью 10 дюймов: с разборными стальными дисками и шинами 5,0-10. Тормоза — барабанные на всех колесах, с гидравлическим приводом от ручного рычага.
Состояние подвески

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Ничего, скоро мы тебя отмоем!

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории "А" (мотоциклы и мотороллеры) со специальном пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения.
Тесный 2-местный салон: все органы управления — ручные

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Во времена СССР узлы и агрегаты мотоколяски (силовой агрегат в сборе, дифференциал с реверс-редуктором, элементы рулевого управления, тормозов, подвесок, детали кузова и прочие) в силу доступности, легкости обслуживания и достаточной надежности широко использовались для "гаражного" изготовления микроавтомобилей, трициклов, аэросаней, мини-тракторов, вездеходов на пневматиках и прочей незаурядной техники — описания подобных самоделок в изобилии печатались в журналах "Моделист-Конструктор" и "Техника молодежи". Также списанные мотоколяски иногда передавались органами собеса в Дома пионеров и Станции юного техника, где их агрегаты использовались в аналогичных самых целях.
Бумажная бирка с названием заводской краски находится на крышке перчаточного ящичка

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже гараж, инвалидка, капсула времени, сзд
 
 

Более подробную информацию можно узнать из видео



Источник

Картина дня

наверх