На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 967 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Дешевый электромагнитный парктроник: что это и как работает?

Такой аксессуар, как парктроник, сегодня недорог и доступен практически каждому – но кто же откажется сэкономить, если имеется лайфхак?! Так называемый «ленточный» электромагнитный парктроник продается по цене в два-три раза дешевле самого бюджетного традиционного и при этом еще и якобы элементарно устанавливается, без сверления бампера! Всегда ли такое «кроилово ведет к попадалову»? Проверим!

Как работает классический ультразвуковой парктроник?

Чтобы было понятно, с чем мы сравниваем то, что тестируем – начнем с рассказа об устройстве парктроника привычной конструкции (кто знает, как он устроен – могут эту главку пропустить для экономии времени).

Классический парктроник с ультразвуковыми датчиками – брат-близнец классического же радара, разработанного еще в начале ХХ века.

original-original-001.png
  

Радиопередатчик радара посылает в небо направленный импульс, а потом принимает отраженный от самолета сигнал, вычисляя время его прохождения туда и обратно. Поскольку скорость радиоволны в воздухе – известна и неизменна, по времени определяется расстояние до объекта, от которого отразился луч радара. По тому же принципу построены и куда более простые бытовые устройства – рыболовный эхолот и тот самый автомобильный парктроник.

Внутри датчика парктроника – пьезокерамическая пластина, которая колеблется на ультразвуковой частоте, как крошечный высокочастотный динамик, используемый в аудиосистемах. Ультразвук в качестве типа излучения применяется лишь потому, что его использовать проще – не требуются нежные и недешевые микроволновые антенны в датчиках, не нужно никаких сертификаций и согласований на использование радиочастотного спектра…

Пьезокерамическая пластина в датчике, по сути, выполняет роль приемо-передающей антенны радара. Коммутирующее устройство поочередно быстро-быстро подключает пластину то к передатчику ультразвука, то к приемнику ультразвука. Подключенная к передатчику пластина отправляет импульс в эфир, тот «полетел», натолкнулся на препятствие и отразился от него обратно. В этот момент пластина-антенна уже подключена к приемнику – он приняла отраженный сигнал, а электронный блок оценил время, затраченное на это. Чем меньше задержка – тем, стало быть, меньше расстояние до объекта.

Как работает «ленточный» электромагнитный парктроник?

У электромагнитного парктроника «рабочим органом» является не пьезокерамический датчик, а алюминиевая лента-антенна с нанесенным на одну сторону двусторонним скотчем для закрепления на внутренней поверхности бампера. Собственно, главные плюсы устройства:

  • отсутствие необходимости сверлить отверстия под датчики;
  • датчик – один и сплошной, который не пропустит то, что может игнорировать классический парктроник – столбик, сетку-рабицу и т.п.
 
original-original-002.png
    
original-original-003.png
  

Лента клеится на внутреннюю поверхность бампера, поблизости размещается электронный блок, к которому она подключена, блок запускается (и питается) от лампы фонаря заднего хода, а динамик-пищалка сообщает о расстоянии изменением интервалов между отдельными «писками». В принципе, предполагается, что все работает точно так же, как и в парктронике традиционной конструкции – вы включаете заднюю передачу и маневрируете, ориентируясь на частоту писка. Но не так все просто!


Главная «бага» (она же – «фича», как ни странно) электромагнитного парктроника состоит в том, что он работает только при движении автомобиля или движении препятствия. Иначе говоря, реагирует не на расстояние до препятствия как таковое, а на его изменение.

Именно во время изменения расстояния парктроник способен его оценить. Когда все неподвижно – измерения не происходит. То есть если на обычном парктронике вы остановились за 50 сантиметров до препятствия (скажем, чтобы поковырять в носу и решить, каким будет следующий маневр), то прибор продолжит пищать и показывать вам те самые 50 сантиметров. А вот ленточный парктроник замолчит, как только вы остановитесь! Чтобы снова ввести его в рабочий режим, вам нужно начать движение.

Вот как, к примеру, может выглядеть ситуация, в которой электромагнитный парктроник оказывается почти бесполезен:

 
original-.png
 
 

В этой ситуации с традиционным парктроником при расстоянии сантиметров 30 можно было бы плавно сдать назад сантиметров на 15-20. Достаточно включить заднюю, подождать пару секунд, пока парктроник очнется и просканирует пространство, и сдвинуться. А вот с «ленточным» есть риск сдать назад, и услышать писк парктроника одновременно с касанием бампера соседней машины или стены… Пока он очнется и поймет, что происходит движение, вы уже ткнетесь в препятствие. Возможно, пример навскидку не самый выразительный, но поверьте – в повседневной езде принцип работы ленточного парктроника подкидывает немало приколов разной степени проблемности…

Проверяем!

Протестируем устройство на практике! Разумеется, снимать бампер для этого не станем – просто наклеим ленту-антенну на него сверху, в рекомендованном производителем парктроника месте.

 
 
 

Гаджет, как заявляется, обязан реагировать на любое препятствие — массивное и тонкое, из металла или из мяса в куртке, на сугробы, бетон, деревья – в общем, на всё... Индикация у прибора только акустическая, трехступенчатая – редкий писк на расстоянии около метра от препятствия, частый – сантиметров 15 и непрерывный от пяти-семи сантиметров.

Итак, втыкаем заднюю – работает. Но как-то нестабильно. Вот эту палку от метлы парктроник при одном маневре заметил, а при повторном – почему-то нет…

 
original-original-007.png
  

…Одни сугробы «лента» засекала как положено, а другие – только при непосредственном касании, когда уже откровенно поздно. А если бы это был бетонный блок?

 
original-original-008.png
  

В общем, совершенно неясно, как такому гаджету можно всерьез доверить целостность своего (и чужого!) авто…

Монтаж ленточного парктроника

Ленточный парктроник многих привлекает мнимой легкостью установки и отсутствием необходимости сверлить накладку бампера. Но, как ни странно, смонтировать электромагнитное ленточное устройство не менее (а, может, и более!) трудоемко, нежели классическое ультразвуковое…

Во-первых, для установки ленты скорее всего придется полностью снять бампер. Если мы говорим о самостоятельной установке, без использования услуг профессиональных инсталляторов, то для среднестатистического гражданина процесс снятия бампера гораздо более сложен, нежели проделывание четырех дырок в нем сверлом-«чашкой» по шаблону, найденному в интернете для вашей модели авто.

Арматурные работы – это, конечно, не горшки для богов, но все же нужно иметь достаточно прямые руки, чтобы снять/поставить бампер аккуратно, не сломав разнообразные фиксаторы, пистоны и еще что-нибудь попутно… К слову, и профессионалы не придут в восторг от заказа на такую услугу – уверен, за инсталляцию ленты электромагнитного парктроника они заломят не меньше (а, может, и больше!), чем за ультразвуковую «классику»…

Для чего нужно снимать бампер? Дело в том, что по открытой и доступной нижней внутренней кромке бампера клеить ленту нельзя – слишком низко от земли, будут срабатывания-помехи. Лента должна проходить по центральной линии бампера, примерно в полуметре от земли. А на этом месте бампер вплотную прижат к пенопластовому буферу удара, а тот в свою очередь – к кузову (возможны варианты, но именно так это выглядит на большинстве массовых седанов и хэтчбеков).

Снимаем бампер и для начала моем его изнутри и сушим. На грязь и влагу клеить что-либо на двусторонний скотч, даже такое легкое, как алюминиевая лента, нежелательно. В общем, процедура заставит повозиться – при том, что ультразвуковой парктроник даже без особых навыков и практики монтируется за пару-тройку часов, хоть зимой, хоть летом!

Принцип действия

Этот раздел – для тех, кому любопытен не просто алгоритм действия прибора, но и его схемотехника. Небольшое занудство – желающие могут его пропустить и сразу перейти к выводам.

Мы не пытались отрисовать схему устройства, чтобы детально её проанализировать, но даже беглым взглядом кое-что все же удалось оценить. На плате парктроника виден популярный и широкораспространенный восьмибитный контроллер Atmel AT89C2051-24PU и колебательный контур на частоту (предположительно) несколько десятков килогерц. К контуру подключена «антенна» – та самая полоска алюминиевой фольги.

 
original-original-009.png
  

Некоторый опыт подсказывает, что перед нами конструкция, весьма часто встречающаяся в простейших металлоискателях! Самодельщикам, интересующимся металлодетекторами, хорошо известны популярные конструкции элементарных параметрических микропроцессорных детекторов – таких как Trаcker FM, Малыш FM и ряда других – это детекторы, реагирующие на изменение частоты колебательного контура от воздействия внешних предметов.

Металлодетектор игнорирует всё, кроме металла, благодаря электростатическому экранированию катушки, а в парктронике паразитный эффект использован во благо: он пищит на все подряд, на дерево, тело, почву и т.п. Программа микроконтроллера парктроника непрерывно производит автоматическую калибровку прибора, когда на антенну контура не происходит воздействий, меняющих его частоту – поэтому на стоящей машине пищалка молчит. Но как только частота контура меняется от приближения к антенне предметов, программный частотомер в прошивке контроллера отмечает это и конвертирует изменения частоты колебаний в писк, соответствующий приблизительному расстоянию.

Выводы

На наш взгляд, ленточный электромагнитный парктроник в том виде, в котором он привлекает любителей «скроить» в китайских интернет-магазинах, – потеря времени и сил, промежуточный этап перед неизбежной в итоге покупкой классического ультразвукового парктроника…

Конструкция слишком нестабильна и имеет существенную «фичу» – работу только во время движения. Возможно, к ней удастся привыкнуть «с нуля», но если вы раньше использовали ультразвуковой парктроник, «лента» доставит вам немало неприятных моментов. Все бы ничего, если ваш пытливый ум стремится получить неоценимый личный экспириенс за смешные, в сущности, деньги – 500-600 рублей, – в конце-концов, на некоторые грабли наступать достаточно любопытно и познавательно. Но трудоемкость наступания на эти грабли принесет не полезный опыт, а лишь негатив и раздражение потраченным временем и силами.

 

Источник

Картина дня

наверх