На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 971 подписчик

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

ЗИЛ-41042 "Чёрный Доктор". VIP-скорая из СССР

В наши дни VIP-ы пользуются липовыми "скорыми", чтобы ездить по своим делам под мигалками и без правил. Но почти полвека назад всё было совсем наоборот — "скорая" для важных персон старательно делала вид, что она — обычный представительский автомобиль, и даже красилась в чёрный, чтобы затеряться во мчащемся кортеже.

Именно для сопровождения кортежей первых лиц ЗИЛом были созданы специальные медицинские универсалы, базирующиеся на "легковых" лимузинах, которые прозвали "Чёрными Докторами". Эти уникальные машины были разработаны для того, чтобы "в случае чего" очень быстро, комфортно и безопасно доставлять представителей государственной и партийной элиты в медицинские учреждения — не привлекая при этом излишнего внимания.


Вот ты какой, Чёрный Доктор 

Специальные автомобили на базе премиальных легковушек — таких как ЗИС-110 или ГАЗ-12 — в послевоенные годы были обычным делом. Компактных и практичных микроавтобусов в 40-е — 50-е попросту не было, и для нужд такси — в том числе маршрутного — и "скорой помощи" в те годы адаптировали просто наиболее вместительные автомобили из доступных в СССР.
Бывшие "скорые" на базе ЗИМов — не редкость и сегодня: такие машины внешне можно отличить по креплению спецсигнала над лобовым стеклом, и по наружным петлям крышки багажника.

Экс-санитарный ''ЗИМ'' ГАЗ-12 из коллекции Михаила Красинца. Виден спецсигнал над лобовым стеклом 

Красным квадратом выделены петли багажной двери. Такие устанавливались только на медицинские ЗИМы, и отличают санитарную модификацию от ''пассажирской'' 

ЗИЛ-41042 "Чёрный Доктор". VIP-скорая из СССР
 
К 70-м годам ситуация повернулась уже иначе: "на поток" уже уверенно встали микроавтобусы РАФ и УАЗ, массовыми стали санитарные автомобили на базе "Волги" уже двух поколений, и в целом, гражданскую медицину оснастили более подходящими для неё машинами. Но тогда советской стране потребовалась уже своя специальная VIP-скорая — уже совсем для других целей.

Первый из ''Чёрных Докторов'' — ЗИЛ-114ЕА, 1975 год. Фото из архива ЗИЛ 

 
ЗИС-110 был последним "легковым" автомобилем московского автозавода, выпускавшимся сравнительно массово. С появлением "ЗИМа", или ГАЗ-12, выпуск люксовых автомобилей на ЗИЛе перешёл с малосерийного на штучный, а легковое производство, уступив место грузовикам, уплотнилось в одном, "шестом" цехе завода. ЗИЛ-111 и другие наследники "110-го" выпускались уже единично — буквально по одному-двум в месяц.
Тему медицинских автомобилей на ЗИЛе вновь открыла "Юность" первого поколения, модели 118А. По легенде, ходящей из уст в уста среди ЗИЛовцев, дабы убедить медиков дать зелёный свет машине, заводской водитель-испытатель смог пройти за рулём "Юности" маршрут от аэропорта "Внуково" до "Склифа" за 12 (!) минут — естественно, с полным карт-бланшем от московского ГАИ. Чтобы представить, какова была эта поездка — попробуйте проложить этот маршрут Яндексом в наши дни; даже ночью, без пробок, по современным широким улицам, он займёт по меньшей мере минут сорок…

Но "Юность" — машина несколько другого свойства, и была не совсем тем, что требовалось для сопровождения кортежей. Полноценная карета "скорой" на базе микроавтобуса в кортеже выглядела бы слишком вызывающе, подчёркивая всем своим видом проблемы со здоровьем у VIP-пассажира. При этом необходимость медицинского сопровождения любых поездок Брежнева и других советских лидеров по стране и миру сохранялась, и поэтому перед ЗИЛом и ГАЗом поставили задачу создать "легковую", скоростную и незаметную машину скорой помощи, способную сопровождать специальные кортежи.

Первый из ''Чёрных Докторов'' — ЗИЛ-114ЕА на испытаниях, 1975 год. Фото из архива ЗИЛа 

 
Предпосылки для создания подобных машин были просты и очевидны: в 1972 году дорогой Леонид Ильич перенёс первый инсульт, да и другие советские лидеры, будучи уже достаточно пожилыми людьми, не могли похвастать богатырским здоровьем.
Такая "скорая" предназначалась в первую очередь для скоростной и комфортной доставки "особых" пациентов в медучреждения. Главной мыслью, заложенной в "техзадание", была условная незаметность "чёрного доктора": специальная "скорая" не должна была выбиваться из общей стилистики правительственного кортежа, и не должна была выдавать своего назначения снаружи. Именно поэтому такие машины красили в нехарактерный для "медиков" чёрный цвет.

Путёвка в жизнь для ''Чёрного Доктора'' 

Для того, чтобы создать параллельную, передовую медицину "не для всех", на базе Лечебно-Санитарного управления Кремля в 1953 году было организовано 4-е управление Минздрава СССР, которое с 1967 года возглавлял академик Чазов.

Именно Чазову своим появлением обязана система, известная нам как "Кремлёвская больница". Она известна в первую очередь борьбой за здоровье Брежнева, но на деле — стояла на переднем краю всей советской, да и мировой, медицины. Система "Кремлёвки" должна была стать экспериментальным полигоном, а после — эталоном для всеобщего советского здравоохранения.
К "Кремлёвке" были прикреплены не только партийные и государственные чиновники (их набралось на всю страну 4000 человек), но и все знаменитые люди страны: артисты, писатели, учёные, конструкторы и члены их семей. Таковых совокупно набралось 68 тысяч человек, которые были прикреплены к медучреждениям "системы" 4-го управления.

Несколько цифр: в год в центральной клинической больнице лечились 20 тысяч человек, поликлиники "системы" принимали больше 15 миллионов посещений, а помимо обширной сети больниц и поликлиник, "4-е управление" располагало 24 санаторно-курортными учреждениями больше чем на 5 тысяч коек. И именно этой системе потребовались специальные "легковые" скорые, разработку которых заказали ГАЗу и ЗИЛу.

Медицинская ''Чайка'' ГАЗ-13С. 2009 год, музей на Рогожском валу 

 
ГАЗ ухитрился соскочить со сложного и проблемного заказа, перепоручив создание медицинской "Чайки" рижскому РАФу, уже наработавшему некоторый опыт в изготовлении санитарных автомобилей. Пару десятков машин, получивших индекс ГАЗ-13С, изготовили в Риге, "перепилив" поставленные из Горького базовые седаны. Позднее опыт повторили, и подобную машину создали на базе "Чайки" следующего поколения — ГАЗ-14, получившую индекс ГАЗ-РАФ-3920. Так как "обладатели" Чаек, как правило, обходились без полноценных кортежей, такие машины использовались именно в качестве автомобилей скорой помощи, работавших при ведомственных медучреждениях.

 ГАЗ-РАФ-3920 на базе ГАЗ-14 ''Чайка'' 

ЗИЛу же по ряду причин пришлось исполнять особый заказ своими силами. Первым "Чёрным доктором" стал ЗИЛ-114ЕА, построенный на базе ЗИЛ-114 — таких машин было построено две, в 1975 году, на базе бывших в эксплуатации седанов. Опыт их испытаний и эксплуатации признали успешным, и в следующем поколении — ЗИЛ-115 — решили продолжить. Для этого в 1979-м построили несколько образцов "переходных" универсалов ЗИЛ-114НА. "Переходные" машины были основаны на лимузине ЗИЛ-114Н, представлявшем собой сочетание нового кузова ЗИЛ-115 (он же 4104) и "начинки" предыдущей модели, ЗИЛ-114.

ЗИЛ-114НА: внешность новая, начинка — старая. Фото А.Новикова 

ЗИЛ-41042 "Чёрный Доктор". VIP-скорая из СССР
 
ЗИЛ-114НА на испытаниях, 1979 год. Фото из архива ЗИЛ

ЗИЛ-41042 "Чёрный Доктор". VIP-скорая из СССР
 
Особенность всех ''Чёрных докторов'', кроме последнего поколения — двухстворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Номерной знак — в бампере 

 
Следующие же "серийные" машины, основанные на полноценно новом лимузине ЗИЛ-4104 (или ЗИЛ-115 по старой индексации) получили индекс 41042. Главное, и как бы не единственное отличие "41042" от предыдущих воплощений "Чёрных Докторов", заключалось в возможности трансформировать медицинский отсек в "грузовой". Носилки демонтировались, кресло врача складывалось, и поверх медицинского оборудования ставилась специальная плоская платформа. Для каких "грузов" предназначался такой "фургон" — догадаться нетрудно…

14. ЗИЛ-41042 ''Чёрный Доктор'' собственной персоной 

 
Интересно, что от поколения к поколению внешность "серийных" Докторов менялась, а индекс — оставался прежним. Так модель "41042" сменила сразу три разных варианта оформления передней части: моделей "4104", "41045" и "41047".
К машинам последнего поколения, одной из четырёх выпущенных, относится и этот "Доктор". Автомобиль 1988 г/в принадлежит ФГБУ "Автотранспортный комбинат" Управления делами Президента РФ. Прежде это предприятие называлось "Транспортной частью ЦК КПСС" — отсюда оно и унаследовало столь специфичную машину.

Длина "Чёрного доктора" составляет внушительные 6,3 метра. Впрочем, выдающийся он не только длиной: даже сухая масса ЗИЛ-41042 составляет 3,9 тонны, а полная — больше 4,1 тонны — больше, чем под завязку гружёная ГАЗель!
Алюминиевая "восьмёрка" модели ЗИЛ-4104 под капотом развивает 315 л.с., а "максималка" этого медицинского танка составляет внушительные для его размеров и массы 190 км/ч. Коробка — естественно, автомат, разгон этого танка до сотни — за 13 секунд.
 
Естественно, для управления этой машиной требуются права категории "С". Впрочем, этого было мало — в спецгаражах допускали к "членовозам" только профессионалов высочайшего класса, у которых открыты все возможные категории, вплоть до ракеты "Восток".

Кабина водителя ЗИЛ-41042. Сиденье водителя — по-царски удобное! 
Интерьер медицинского ЗИЛа немного скромнее, чем у обычного лимузина: там, где у "легкового" 41047 — велюр, у "медицинского" 41042 — менее маркая кожа. Приборная панель и другие элементы интерьера отделаны шпоном карельской берёзы, а всё, что похоже на кожу — натуральная кожа и есть.

Селектор АКП на тоннеле. Видна чуть более скромная, чем у лимузинов, ''музыка'' 

ЗИЛ-41042 "Чёрный Доктор". VIP-скорая из СССР
 
 
Но самое интересное в этой машине, конечно же, кроется за перегородкой.
В медицинском салоне — места для трёх медиков: двое сидят спиной к перегородке, ещё один — на складном кресле, у правого борта, рядом с носилками. К левому борту смещены ложементы для носилок — почему-то сами они на этой машине уже отсутствуют. У правого борта, рядом с носилками — место для складного кресла третьего врача.
По современной классификации ЗИЛ-41042 относится к классу А — как условная "Волга-универсал", Lada Largus или VW Caddy. В чисто утилитарном смысле ЗИЛ-41042 уступает даже обычному РАФу, который более просторен и функционален — но не так быстроходен. А главное — не следует забывать о главной задаче — не выделяться из кортежа). Интересно, что ЗИЛ оснащал свои "легковушки" даже шинами с прообразом технологии RunFlat — благодаря жёсткой боковине покрышки, машина при необходимости могла двигаться даже с пробитым колесом.

Вид из правой двери салона назад 

 
Потолок, хоть и выполнен куда более высоким, чем у лимузина, не позволяет ходить по салону в полный рост. Хирургическую операцию в таком салоне сделать тоже нельзя — но этого от машины и не требуется. "Чёрный доктор" предназначен лишь для очень скоростной, комфортной и безопасной доставки пациента в полноценное медучреждение, а машина оснащена лишь минимумом медицинского оборудования, которое можно разместить в салоне — и по своему назначению оно совсем не "реанимационное".

Повышенный потолок медицинского салона, вид из правой двери 

 
 
Другая интересная фишка "Чёрных докторов" состоит в том, что левая задняя дверь вовсе не ведёт в салон. За открывающейся нижней частью скрывается отсек для запасного колеса и водительского скарба, а верхняя часть, с окном — глухая. Со стороны салона проём двери заглушен закрытыми стеллажами с медицинским оборудованием.
 
Вид на медицинский салон через ''пятую'' дверь


 
Особенность "Чёрных докторов" последнего поколения, таких, как эта машина — задняя дверь нового образца, одностворчатая, поднимающаяся вверх.На четырёх последних машинах серии 41042 нет двери в виде раздельных половинок, как у всех предыдущих серий, а номерной знак "переехал" с бампера на эту самую "пятую дверь".

Одностворчатая задняя дверь с госномером на ней — особенность четырёх ''Чёрных докторов'' последнего выпуска 


 
 
Уже с приходом Ельцина "чёрные доктора" потеряли свою актуальность. Для системы бывшего "4-го управления" в 90-е без стеснения закупили обычные медицинские иномарки (в первую очередь, американские), а в наши дни для ЦКБ и других кусочков той системы, подчиняющейся ныне Управделами Президента, закупают обычные современные "скорые", как у всех — ГАЗели, Транзиты, Спринтеры…

ЗИЛ-41042 "Чёрный Доктор". VIP-скорая из СССР
 
Медицинские универсалы, построенные на базе ЗИЛовских "членовозов", даже среди и без того редких собратьев — огромный эксклюзив: во всех генерациях их было построено не больше полутора десятков. Получилось, что на сегодня "Чёрный доктор" ЗИЛ-41042 — зверь даже более экзотический, чем некогда секретная президентская "бронекапсула" ЗИЛ-41052.

По мере вывода "докторов" из эксплуатации в спецгаражах, даже построенные крохи таких машин стали окончательно растворяться в тумане. Несколько машин досталось московским ритуальщикам, и сгинули на этой работе ещё на рубеже девяностых. Ещё несколько ЗИЛов — рассосались между частными нычками олигархов. Одна машина в своё время "зависла" на таможне в порту Одессы, где хранится уже добрый десяток лет в компании обычного лимузина — им не удалось выехать в чью-то коллекцию за рубежом.

В силу особенностей прежней профессии, этот ЗИЛ до сих пор ведёт достаточно непубличный образ жизни, и людям показывается редко. На этих фото он выставлен на внутреннем конкурсе профмастерства водителей Управления делами Президента РФ в Крылатском.
 
2019 год, Москва, Крылатское. 31 год спустя 

 
В наши дни "Чёрный Доктор", представленный на этих фото, служит ретро-экспонатом на "Автотранспортном комбинате", где его поддерживают на ходу, и бережно хранят в сухости и тепле. Скорее всего, этот 41042 на сегодня — единственный хотя бы условно демонстрируемый публике представитель модели.
 
 
Ильяс Жусипов
 
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх