Знаешь ли ты читатель, что в Финляндии есть клубы любителей советской автомототехники?
30 лет назад «Лада» была одной из самых продаваемых автомобильных марок в Финляндии. Три года назад закупки были прекращены, но «старушки» по-прежнему встречаются на дорогах. Кто же они – финны, влюбленные в «Ладу»?
Клуб Lada Kerho Suomi существует с 1997 года. Родиной клуба можно считать Кангасала (Kangasala) – именно здесь в местном автомобильном музее состоялось учредительное собрание. Сейчас клуб насчитывает примерно 450 членов. Вступить довольно просто: для этого достаточно быть владельцем ««Лады»» и оплатить вступительный взнос – 25 евро. Ежегодные платежи - 15 евро. Выездные собрания, больше похожие на автопарады, проводятся ежегодно в разных местах Финляндии. Клуб выпускает журнал – «LadaПРАВДА»; работает автосалон, где можно купить, продать или обменять любой «ВАЗ».
Первые «Лады» появились в Финляндии в 1971 году. Меньше чем через двадцать лет количество зарегистрированных машин этой марки было 130 тысяч. Не секрет, что «Лада», особенно видавшая виды, - не самый надежный автомобиль. Этот недостаток компенсируется дешевизной запчастей и простотой ремонта. В большинстве случаев всё чинится своими руками. Многие финны не просто ценят это, а даже получают от этого удовольствие.
Будни владельца «Лады», крутить гайки – Larppa точно есть за что любить.
Будни владельца «Лады», крутить гайки – Larppa точно есть за что любить.
Финны - известные любители острых ощущений и первоклассные гонщики, а «Лада» умеет поднять уровень адреналина. Кто гонял на «классике» по грунтовым дорогам, подтвердит – ощущения острые. Короткая колесная база в сочетании с задним приводом, полное отсутствие систем безопасности. Пожалуй, даже пострашнее, чем катить на полноприводном спортивном «японце».
В России «Лада» - это автомобиль, которого зачастую стесняются, а в Финляндии ее просто любят, не испытывая предрассудков. Если какая-то вещь устарела, вышла из моды - не повод от нее избавиться. Здесь, напротив, продлевают отслужившей вещи жизнь, переосмысливая ее назначение. Мне встречались, к примеру, барабан от стиральной машины и молочный бидон, превращенные в ящики для газет. Дырявая лодка становится клумбой, да что там – видел унитаз, приспособленный под цветник.
Если хотите – это особая национальная философия, замешанная на чувстве юмора, тяге проявить изобретательность, а заодно, если выйдет, и сэкономить. Поехать на старой «Ладе» в Турцию за кебабом – это тоже весьма по-фински: изобретательно, с юмором, с переосмысленным отношением к старой машине. Для многих людей старшего поколения «Лада» была первой машиной, а теперь - символ их молодости. Каков типичный финн, хранящий верность своей Larppa?
Конечно, на «Ладе» уже не ездят на работу – это машина для души: в ней приятно поковыряться, она вызывает ностальгию, в ней иногда хочется прокатиться ради особого чувства «Лады» и, возможно, улыбок окружающих. Такое хобби может казаться странноватым, но здесь принято чудить: кто-то возится с «Ладами», а кто-то с американскими «полноразмерниками», другие на досуге мастерят деревянные лодки, кому-то нравится после офисной работы поиграть тяжелый рок; поэтому какой он, финн - любитель «Лады»? По-моему, обычный, типичный финн, старше среднего, с такой вот своей чудинкой.
Конечно, на «Ладе» уже не ездят на работу – это машина для души: в ней приятно поковыряться, она вызывает ностальгию, в ней иногда хочется прокатиться ради особого чувства «Лады» и, возможно, улыбок окружающих. Такое хобби может казаться странноватым, но здесь принято чудить: кто-то возится с «Ладами», а кто-то с американскими «полноразмерниками», другие на досуге мастерят деревянные лодки, кому-то нравится после офисной работы поиграть тяжелый рок; поэтому какой он, финн - любитель «Лады»? По-моему, обычный, типичный финн, старше среднего, с такой вот своей чудинкой.
Впервые встретив на финской дороге старушку «Ладу» с местными номерами, я подумал: трудно придумать более подходящий символ доброго соседства наших стран. Машина сияла полированной рыжей краской и хромом, без единого намека на вмятины или ржавчину. Захотелось самому сесть за тяжелый штурвал, вспомнить упругую подвеску, тесный салон с древними приборами, рычаг подсоса для запуска карбюраторного двигателя, звук работы этого двигателя, уникальный звук - из детства. У отца была «копейка», первой, итальянской сборки, что в СССР считалось особым шиком; помню, как ветер на ходу врывался в треугольную форточку. Спустя годы я сам обучался вождению на «классике». Первое чувство полного слияния с машиной - это внутри навсегда. Представил хозяина той финской «Лады» молодым, в джинсах клёш, в компании красивой девчонки. Едут в машине и обсуждают, например, Московскую Олимпиаду 80-го года, а фоном - музыка ABBA.
Победы Хаккинена не дают покоя горячим финским владельцам «Лад», и тогда появляются такие результаты тюнинга
Или такие
Свежие комментарии