На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 967 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Что быстрее добьет "автомат" - лихая езда или когда в нем не меняется масло?

Несмотря на то что вечных технических жидкостей не бывает точно так же, как не бывает вечных двигателей и прочих автомобильных узлов и агрегатов, необходимость замены масла в автоматических коробках передач входит в число самых насущных вопросов, которые будоражат сообщество владельцев автомобилей, оснащенных АКПП.

"Масла" в огонь подливают производители, указывая, что в той или иной модели автомобиля АКПП не подлежит обслуживанию в течение всего срока службы машины. В то же время ни для кого не секрет, что несвоевременная замена масел, смазок и технических жидкостей в любых узлах и агрегатах автомобиля ведет к сокращению срока их службы. Говоря проще, хотите, чтобы агрегат прослужил дольше, - меняйте жидкость в нем вовремя.

Из-за заявлений производителей "автоматы" на этом фоне выглядят неким исключением из общего правила, что с учетом полной неизвестности, какой пробег подразумевается под сроком службы, создает почву для полярных мнений по поводу необходимости обслуживания АКПП и сомнений у колеблющихся автовладельцев: чему верить - указаниям разработчиков техники либо опыту ее эксплуатации?

Свидетельством таких сомнений стало письмо, присланное в нашу редакцию одним из читателей ABW.BY, отнюдь не первое и, думаем, далеко не последнее в череде корреспонденции по поводу замены масла в "автоматах". Оно слишком объемное, чтобы привести его полностью, но интересно тем, что помимо взаимоисключающих и одновременно обоснованных, на взгляд отправителя письма, соображений о целесообразности замены масла в АКПП содержит еще и ответ официального дилера на этот же счет.

О том, что ответил дилер, чуть ниже, а пока рассмотрим неофициальные мнения. Вкратце первое из них представляет собой доводы в пользу обслуживания АКПП. С тем, что менять масло в "автомате" надо вовремя, мы согласны. Более того, мы не знаем ни одного специалиста по эксплуатации автомобилей, которые поддерживали бы позицию производителей и отрицали целесообразность периодического обслуживания автоматических коробок. Непонятно только, откуда - (цитата) "если с АКПП начались проблемы, в 99% случаев замена масла при обнаружении какой-либо неисправности в работе АКПП не помогает" - взялся такой высокий процент бесполезности замены. Практический опыт показывает, что замена масла помогает в существенно большем числе случаев, из-за чего это первое, что специалисты рекомендует сделать, когда работа АКПП начала беспокоить владельца.

А есть и такое мнение: меняй масло или не меняй, скорость, с которой АКПП выйдет из строя, зависит только от манеры езды водителя, а в обслуживании нет ничего, кроме вреда. Здесь мы солидарны лишь в том, что среди причин, вызывающих преждевременные неисправности "автомата", именно манеру вождения надо назвать главной.

Действительно, самый верный и значительно более действенный, чем несвоевременная замена масла, способ отправить АКПП в утиль раньше срока - посадить за руль автомобиля чрезмерно энергичного водителя. Однако при прочих равных условиях, в том числе и одинаковой водительской манере управления автомобилем, дольше прослужит тот "автомат", в котором масло вовремя менялось, а не тот, в котором оно не менялось вовсе, - это тоже доказано практикой эксплуатации.

Самым слабым аргументом в цепи доказательств ненужности и вреда обслуживания АКПП выглядит утверждение, что в "автоматы" заливается не масло, а спецжидкость, которая по свойствам к маслам никакого отношения не имеет и сопоставима с тормозной жидкостью.

Разумеется, с терминологией не поспоришь. За маслами, которые используются в гидромеханических "автоматах", закрепилось название ATF - Automatic Transmission Fluid, однако это не означает, что указанная жидкость не является маслом.

Принципиально АКПП отличается от механических коробок передач наличием автоматических устройств, в зависимости от условий движения управляющих изменением передаточных отношений, или, если хотите, чисел. Однако изменяются передаточные числа там и там с помощью шестерен, разве что в "автоматах" они расположены в виде планетарных рядов, в которых та или иная передача включается путем затормаживания отдельных элементов планетарного ряда.

Опять-таки имеются подшипники качения и скольжения, внутри гидроблока есть множество выполненных с прецизионной точностью подвижных, а стало быть, трущихся деталей, которые надо защищать от износа. Поэтому, что бы там ни говорили ревнители чистоты технической терминологии, трансмиссионная жидкость - это масло.

К тому же при сопоставлении ATF с тормозной жидкостью авторами мнения о ненужности обслуживания АКПП как-то упускается из вида, что замена тормозной жидкости прописана в инструкциях по эксплуатации любых автомобилей без исключения, а по периодичности замены она является второй среди всех технических жидкостей после моторного масла.

В общем, с мнением, что манера вождения является определяющей для срока службы АКПП, мы полностью согласны, а с доводами, доказывающими ненужность и вредность обслуживания "автоматов", - нет.     

Теперь о фактически дословном, как уверяет автор письма в редакцию, ответе официального дилера на вопрос о необходимости замены масла в "автомате". Цитата: "Так как у нас нет истории обслуживания АКПП вашего авто и, возможно, масло не менялось в течение достаточно большого пробега, то мы не советуем вам производить замену масла, так как большая вероятность последующего выхода АКПП из строя, в нашей практике очень много таких случаев".

Действительно, риск, что после обслуживания АКПП станет неисправной и потребует ремонта, существует, и он не настолько мизерный, чтобы относить подобные поломки к случайностям и не принимать возможность их возникновения в расчет. Между тем любая официально работающая СТО должна давать гарантию на выполненную работу, а о какой гарантии может идти речь при наличии реальной опасности отрицательного результата, так что ничего удивительного в ответе дилера мы не видим.

Специалисты по обслуживанию и ремонту трансмиссий называют две основные причины, из-за которых обслуживание "автомата" может закончиться плачевно. Во-первых, в процессе эксплуатации в коробке накапливается вода, поступающая через сапун вместе с воздухом каждый раз, когда АКПП "отдыхает" в период стоянки автомобиля и остывает.

Основа накладок фрикционов впитывает влагу, после чего становится непрочной и способной отслаиваться от диска фрикциона. Понятно, что чем дольше жидкость не менялась, тем больше внутри "автомата" накапливается влаги, которую могут впитать накладки. Кстати, вода, или, вернее, гигроскопичность тормозной жидкости, и есть причина, из-за которой тормозную жидкость необходимо периодически обновлять.

Во-вторых, моющие свойства у только что залитой трансмиссионной жидкости намного лучше, чем у проработавшей достаточно долго, чтобы "постареть". Благодаря этому свежее масло не только готово помочь отслоению фрикционных накладок, но может заодно поднять отложения продуктов износа трущихся деталей в "извилинах" гидроблока и других местах АКПП, после чего комки грязи забьют узкие масляные каналы и вызовут "инсульт" коробки.

Итак, влага, заносимая в АКПП вместе с воздухом через сапун, взвешенные в масле продукты износа, не отловленные фильтром и магнитными уловителями, процессы старения, связанные с окислением и температурными перепадами, не делают трансмиссионную жидкость вечным продуктом, который не подлежит замене в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Но при каком пробеге обслуживание при условии, что его периодичность в инструкции не оговорена, или, другими словами, коробка считается необслуживаемой, можно назвать своевременным?

И на этот счет мнения расходятся. Одни специалисты считают, что масло в современных необслуживаемых АКПП следует менять с той же периодичностью, с какой оно менялось в предшественниках - обслуживаемых "автоматах". Другие делают надбавку с учетом качества современных ATF. Если мнения суммировать и привести к общему знаменателю, получится, что начинать менять масло в необслуживаемых АКПП желательно после первых 100-120 тысяч км и далее повторять обслуживание после каждых 60-80 тысяч.

В конечном итоге владельцу автомобиля решать, надо заменить масло в "автомате" или оставить как есть. Мы лишь повторимся, что обслуживание АКПП в автомобиле, пробег которого неизвестен либо превышает 150 тыс. км, а менялось ли масло в этот период - большой вопрос, на самом деле хоть и желательная, но и достаточно рискованная процедура.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх