Тачанка XXI века: бронеавтомобиль «Самум»

Уникальный бронеавтомобиль «Самум» был рожден в результате осмысления боевого опыта, полученного российской армией в локальных конфликтах.
 
 
Тачанка XXI века: бронеавтомобиль «Самум»

Полномасштабные войны, когда между собой сражаются многомиллионные армии, тысячи танков, самолетов и десятки тысяч орудий, похоже, безвозвратно уходят в прошлое. За последние десятилетия мир захлестнула волна локальных конфликтов, где с разной степенью успешности пришлось принять участие и российской армии. Из опыта этих войн стало ясно, что бронетанковая техника не всегда может эффективно решать некоторые задачи.

Особенно в таких ситуациях, когда линия фронта отсутствует, а действия противоборствующих сторон больше всего напоминают лихие кавалерийские рейды времен Гражданской войны. Только вместо лошадей и тачанок используются автомобили, весьма нехитрым образом переоборудованные для ведения боевых действий. Чаще всего это пикапы, в кузовах которых устанавливается разнообразное вооружение, начиная от пулеметов и заканчивая минометами.

Несмотря на примитивность, у подобной техники есть ряд достоинств: высокая мобильность, дешевизна, возможность использования необученных кадров и отсутствие специализированного сервиса. Если бронетранспортером или БМП, не говоря уж о танке, в обязательном порядке должен управлять солдат с хотя бы небольшим опытом, то рулить пикапом может любой, и починить машину можно практически везде. В случае потери автомобиля пусть даже вместе с экипажем фатальным этот ущерб считаться не будет. Всегда нетрудно отыскать точно такой же пикап, оперативно установить в кузов пулемет, укомплектовать экипажем, и новая «тачанка» готова к бою.

Конструкторы Подольского электромеханического завода решили переосмыслить опыт локальных войн и предложить армии и спецподразделениям «тачанку» не кустарного, а заводского производства, созданную специально для участия в конфликтах типа сирийского. Так и родился «Самум» (по-арабски — знойный ветер) — «Сверхмобильная многоцелевая артиллерийская установка модернизированная» — король всех «тачанок».

В отличие от своих самопальных одноклассников, что в огромных количествах клепают умельцы в Сирии, Ираке и Ливии, «Самум» получил защищенную композитной броней кабину и бронестекла. Машина может воевать на тяжелом бездорожье, так как имеет не только систему полного привода, колеса от бронетранспортера и клиренс в полметра, но и пневмогидравлическую подвеску. Это вам не какой-нибудь нехитрый пикап с рессорной задней подвеской, который даже на легком бездорожье вытрясет всю душу из экипажа. Кроме того, «Самум» способен своими спаренными 23-мм пушками разнести в клочья не только любой «джихад-мобиль» на расстоянии более двух километров, но и поразить легкобронированную технику, а также сбивать вертолеты, беспилотники, уничтожать снайперов за укрытиями, операторов ПТУР и так далее. Машина снабжена оптико-электронной системой, позволяющей обнаруживать цели на дальности до восьми километров, причем в любое время дня и ночи.

«Самум» построен на базе бронеавтомобиля «Тигр», весит 6,5 тонны, может брать на борт груз массой до 1500 кг, его экипаж состоит из 2−3 человек, возимый боезапас составляет тысячу 23-мм снарядов, а 200-сильный ярославский дизель позволяет машине разогнаться на шоссе до 160 км/ч и проезжать до 1000 км без дозаправки. Спаренная 23-милимметровая артиллерийская установка может управляться вручную, в полуавтоматическом и полностью автоматическом режиме оператором из кабины. Это означает, что во время ведения огня экипаж защищен броней, что многократно повышает его выживаемость по сравнению с другими «тачанками», где водителя и стрелка не защищает практически ничего.

Несмотря на то, что по тактико-техническим характеристикам конкурентов у машины нет, конструкторы не собираются останавливаться на достигнутом и планируют дооснастить «Самум» переносным зенитным комплексом «Игла», а артиллерийский модуль сделать роботизированным. Разумеется, это ещё больше увеличит боевые возможности бронемобиля, но от этого машина рискует потерять один из главных плюсов «тачанок» — дешевизну. «Самум» и в нынешнем виде дешевым не назовешь, а установка дополнительного вооружения и электроники поднимет её цену до такого уровня, когда потенциальному заказчику целесообразней будет обратить внимание уже на бронетранспортер, который во всех отношениях выглядит предпочтительнее пусть и прогрессивного, но всё же пикапа.

В настоящее время твердых заказов на «Самум» нет, но интерес к этой машине могут проявить как российские, так и зарубежные заказчики. Хотя бы потому, что вооруженные этими супертачанками подразделения могут решать на порядок больше задач, чем с помощью самодельных «джихад-мобилей». Так как конфликт в Сирии далеко ещё не окончен, то нельзя исключать скорого появления «Самума» в этой арабской республике. Впрочем, помимо Сирии есть в мире немало и других горячих точек, где новейший российский артиллерийский бронеавтомобиль мог бы пройти «обкатку» в боевых условиях.

Андрей*

Источник ➝

Забытый автопроект СССР: переднеприводный «эстонец»

В 1965 году организация «Эстонский республиканский союз потребительских обществ» решила создать грузовичок для мелких перевозок.

В 1965 году организация «Эстонский республиканский союз потребительских обществ» решила создать грузовичок для мелких перевозок. Первый прототип ЭТ 500 был рассчитан на 500 кг груза и оснащен 26‑сильным мотоциклетным двигателем.

Доработанная машина ЭТ 600 с 27‑сильным мотором от Запорожца весила 750 кг и могла перевозить уже 600 кг.

Основной изюминкой «эстонца» стал передний привод!

Впрочем, любопытна и стеклопластиковая кабина, откидывающаяся вперед (нужно было открутить пару болтов). Но серийной машина не стала: изготовили несколько десятков экземпляров.

 

Крах такси в России: нас ждет рост цен, кражи, водители без прав

Ещё пять лет назад было принято ловить такси на улице или звонить в диспетчерскую по телефону. Однако всё быстро поменялось: сейчас 85% пассажиров заказывают такси через мобильные приложения. Большая часть пассажиров использует безналичную оплату картой, что привело к появлению фирм по обналичиванию денег, так называемых подключашек, - ведь таксисту нужны наличные, но он не трудоустроен.

Заказ клиенты делают через компанию-агрегатор, которая берет на себя функцию определения цены поездки и выступает агентом при получении платежа от пассажира.

Официальная комиссия агрегаторов колеблется в пределах 15–25% от оплаты поездки. Почему же пассажиры жалуются на высокую стоимость услуг такси, а водители — на то, что возят людей за цену бензина?

 

Ларчик открывается просто. Дело в том, что водитель не знает (или думает, что знает), сколько денег списано со счета пассажира агрегатором. В приложении водителю может показываться одна цена поездки (например, 300 рублей), а с карты пассажира будет списана другая (скажем, 700 рублей). В результате водитель уверен, что везёт человека за смешные деньги, а пассажир так же искренне недоумевает, почему водитель недоволен, ведь за 20 минут поездки заплачено немало.

Таким образом, агрегаторы надувают как водителей, так и пассажиров, которых приучили к безналичной оплате поездок — картой или по корпоративному контракту. Если вы житель большого города, то, чтобы сэкономить на такси при вызове из приложений агрегаторов, выберите способ оплаты наличными — и будете приятно удивлены. Некоторые поездки окажутся для вас чуть ли не вдвое дешевле. И водители тоже будут довольны, потому что их доход вырастет.

Однако этот рецепт скоро перестанет работать, потому что в среде агрегаторов на наших глазах возникает монополия, которая окончательно сформируется после слияния крупнейшего регионального агрегатора «Везёт» и крупнейшего агрегатора столичного региона «Яндекс.Такси». По данным Discovery Research Group, в первом полугодии 2019 года доля «Яндекс.Такси» в российском рынке агрегаторов такси составляла 46,7%, а на долю «Везёт» приходилось 24,1% рынка. В сумме — 70,8%, а это де-факто монополия. На некоторых региональных рынках доля объединённого агрегатора превысит 90%. Какие последствия ждут пассажиров и водителей? С моей точки зрения — только негативные.

Водители по-прежнему будут возить клиентов агрегаторов за копейки — фактически по себестоимости, что приведёт к окончательному исчезновению профессионалов в этом секторе рынка и замещению их мигрантами. Уже сегодня, по данным МВД, более половины водителей такси в Москве — мигранты.

Пассажиры, как ни странно, станут платить за поездки больше, особенно если используют безналичную оплату или оплату по привязанной банковской карте. Разницу присвоит агрегатор, а настоящую комиссию с поездки, которая может достигать в некоторых случаях 80%, мы никогда не узнаем.

В итоге всё это приведёт к росту числа криминальных инцидентов в такси, так как мелкие кражи станут для таксистов хорошим, а иногда и единственным источником доходов. Уже сейчас обнаруживается, что в такси идут люди, находящиеся в федеральном розыске, не име­ющие или лишённые водительского удостоверения, множатся случаи работы по поддельным документам и аккаунтам.

Такси станет крайне опасным способом передвижения как в плане аварийности, так и с точки зрения личной безопасности, при этом обходиться оно будет пассажирам дорого, потому что аппетиты у агрегатора-посредника весьма нескромные. Государственное регулирование этого сектора экономики отстаёт минимум на десять лет, а депутаты до сих пор не могут договориться между собой. Или не хотят. Надежды на то, что государство резко поумнеет и примет закон, защищающий интересы водителей и пассажиров, нет. Иначе как словом «крах» сложившуюся ситуацию не обозначишь.

 

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх