На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 972 подписчика

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Отложенный ремонт: чинить или ездить, пока не отвалится?

Как известно, Парижская академия наук еще в конце 18 века официально заявила, что создание вечного двигателя невозможно. К кузову, подвеске, тормозам и трансмиссии это тоже относится. Да, как это ни грустно, автомобиль не вечен. Но чем дороже ремонт, тем больше соблазн повременить с ним, отложить, перенести, а то и вовсе «забить и забыть». В этом материале мы коснемся мотора, КПП и подвески: в каких случаях отложенный ремонт впоследствии оборачивается крупными расходами, а порой и опасностью для жизни? Есть ли такие неисправности, на которые можно не обращать внимания? Попробуем разобраться.
Поможет нам в этом мой опыт автомеханика, ведь я больше 20 лет проработал в небольшой автомастерской провинциального российского города. Хотя, собственно, почему «проработал»? И сейчас работаю, вот выкроил немного времени в перерывах…

Заклинившие моторы, разболтанные шаровые опоры, гудящие подшипники и лязгающие коробки передач — это то, с чем я сталкиваюсь почти ежедневно. Как врач-травматолог видит изнанку праздничных гуляний, так и я постоянно наблюдаю обратную сторону человеческой беспечности. Разумеется, моих знаний не хватит, чтобы охватить все многообразие автомобильных проблем: тут не будет ничего про АКПП, вариаторы, а также системы впрыска и разнообразную электроначинку. Дело в том, что я все это не ремонтирую, да и почти не обслуживаю. Я — механик, и предпочитаю говорить о том, в чем разбираюсь на основе своего собственного опыта, ну как в той присказке про обсуждение вкуса устриц.

Двигатель

Казалось бы, это очевидно и даже банально: залог безупречной работы двигателя — прежде всего правильное и своевременное ТО. Но как же часто автовладельцы затягивают с проведением совершенно необходимых операций — заменой масла и фильтров.

А что — мотор-то работает, да и дилер до срока следующего ТО щедро отмеряет целых 15 000 километров (а бывает, и 20 000!). Ну что такого, если тысчонку-другую еще протянуть, а? Результат может не заставить себя долго ждать. И тот факт, что при работе на грязном масле резко ускоряется износ всех деталей мотора — еще не самое неприятное, ведь это проявляется не сразу. Но вот если из-за старого или неподходящего масла потеряют подвижность («закоксуются») поршневые кольца, то компрессия может упасть настолько, что никакая спасительная автохимия не поможет — придется разбирать мотор. При этом бывает, что расход масла резко растет до совершенно неприличных величин. Изнутри это выглядит обычно вот так:

Когда я из чистого любопытства решил поискать в этих кольцах отверстия, через которые отводится снимающееся со стенок цилиндров масло, мне пришлось воспользоваться остро заточенной стальной проволокой, чтобы пробраться сквозь масляные отложения.

В самых экстремальных случаях эта грязь забивает каналы, по которым масло поступает к валам двигателя, и тогда мотор неминуемо заклинивает. Стоимость восстановления иной раз может быть вполне сопоставима с ценой нового мотора. Фото для иллюстрации процесса взяты на просторах интернета, своих нет — мои клиенты до состояния «капиталочки» обычно свои машины не доводят.

Хорошо, если в двигателе в приводе ГРМ трудится добротная цепь, а в приводе клапанов — гидрокомпенсаторы от достойного производителя. В этом случае плановое ТО ограничивается только заменой масла и фильтров. Но многие моторы требуют периодической регулировки клапанов и замены ремня ГРМ с роликами. Причем в нынешних реалиях некоторые автопроизводители даже самых именитых марок умудряются делать цепи со сроком службы меньше, чем у качественных ремней, а для регулировки клапанов предусматривают снятие распредвалов. Сложность и стоимость этих работ такова, что пренебрегают ими многие. Последствия? Ну, с неправильно отрегулированными клапанами еще так-сяк — повышенный износ, шум, некоторая потеря мощности, лишний расход топлива. Это неприятно, но с этим можно ездить. Сколько? Тут как сложится. Кто-то благополучно проездит до продажи следующему владельцу, ну а кто-то непременно будет менять прогоревшие клапаны.

А вот с обрывом ремня ГРМ (или цепи) ситуация более серьезная, поскольку в наше время «невтыковых» моторов почти не осталось.

В интернете можно найти совсем уж душераздирающие фото.

В общем, если хочется подольше не заглядывать в двигатель, интервалы между ТО очень рекомендую сократить. Причем в случае езды в забитом пробками городе имеет смысл ориентироваться не на тысячи километров пробега, а на моточасы. А вот для срока службы привода ГРМ большое значение имеет манера езды. Знал я одного «спиди-гонщика», большого любителя разгонов в стиле «газ в пол», так у него ни один ремень дольше 15 000 км не выдерживал.

Что же касается того, сколько может протянуть уже изношенный двигатель до неизбежного ремонта или замены, то тут все очень индивидуально. Главные показатели состояния мотора — расход и давление масла, затем — компрессия. Почему компрессия не на первом месте? Да потому, что компрессия может быть в норме, а вот расход масла — литр на 100 (сто!!!) километров. Как так получается — тема отдельного разговора, скажу лишь, что вариантов может быть несколько, и все нерадостные. Если «пожилой» двигатель стал потреблять масло литрами, но владелец успевает его вовремя добавлять, при этом свечи и форсунки пока что работают, а катализатор еще в состоянии справиться с дымом, то проездить вроде бы можно относительно долго. Вот только опасность тут в другом. Во-первых, возникает большой соблазн перейти на масло подешевле да погуще. Это неизбежно ведет к лавинообразному износу всех деталей двигателя, который в перспективе может даже заклинить. Во-вторых, можно просто не уследить за уровнем масла и не долить его вовремя.

Некоторые нынешние автопроизводители европремиума усугубляют такую возможную ситуацию тем, что не устанавливают на своих моторах привычные щупы. Итог — да как в старой поговорке, «куда ни кинь, всюду клин».

Изношенный или неисправный мотор может досаждать лишними шумами. Обычно звуки из головки блока цилиндров не так опасны, как стук коленчатого вала или шум в области привода ГРМ, вот только даже не все «профи» смогут уверенно назвать причину того или иного стука или гула. Поэтому для обычного пользователя совет один: при любых новых звуках из моторного отсека — срочно на консилиум специалистов. Тут лучше перестраховаться, чем, к примеру, неожиданно увидеть вот такую дыру в стенке цилиндра:

Такие грустные картины лишний раз подтверждают старую и не очень веселую шутку «Хороший стук себя покажет». Непременно покажет, да еще как зрелищно!

Трансмиссия

Дефектов у механической КПП может быть множество, причем самых экзотичных, ну вот как в этом случае, когда истинную форму расколотой ступицы муфты просто невозможно угадать в этом месиве из обломков.

Рамки статьи позволяют рассмотреть лишь наиболее массовые проблемы. Одна из самых распространенных поломок механической КПП — специфический хруст или повышенные усилия при включении передачи, чаще всего в режиме «первая-вторая» на разгоне. В былые времена это было исключительно «достоинством» КПП переднеприводных ВАЗов, но в последние годы по мере внедрения технологий «одноразовости» дефект встречается у любых массовых машин. Причина — износ синхронизатора, прежде всего — его блокирующего кольца. Вот на фото изношенные по сравнению с новыми, разницу в форме и толщине зубцов заметит даже неспециалист.

Если продолжать ездить с таким синхронизатором, то постепенно износятся муфта и шестерня соответствующей передачи, их придется тоже менять. Стоимость работы по ремонту КПП при этом будет такая же, как и в случае замены одного лишь кольца, а вот цена запчастей увеличится в несколько раз.

Вообще говоря, стоимость работы по ремонту КПП обычно мало зависит от вида поломки, поскольку практически любой ремонт коробки требует ее полной разборки, а вот цена запчастей влияет на окончательный финансовый итог очень сильно.

Что же касается повышенного гула КПП, то с ним бороться не так-то просто. Иной гаражный «знаток», услышав шум коробки, пропадающий при нажатии на педаль сцепления, уверенно заявляет: «Подшипник первичного вала под замену!». Но ему невдомек, что даже когда машина не двигается, а просто стоит на «нейтрали» с мотором, работающим на холостом ходу, в коробке крутится не только первичный вал, который, кстати, практически никогда не устанавливается всего лишь на одном подшипнике. Вращаются шестерни всех передач, плюс в зависимости от типа КПП — вторичный или промежуточный валы, причем вместе со всеми своими подшипниками, разумеется. Поэтому небольшой шум КПП — это тот редкий случай, когда разумно, проверив уровень масла, продолжать ездить до более значимых проявлений дефекта, которые позволят точнее определить изношенные детали. Иначе в неравной борьбе с шумом можно понести неоправданно большие финансовые потери. Часто КПП с повышенным шумом способны отработать десятки тысяч километров.

А вот что должно очень насторожить водителя, так это резкий удар при переключении передач на разгоне. Если осмотр механика покажет, что стук идет именно из КПП, а не из опор силового агрегата, приводных валов или подвески, то с ремонтом тянуть вообще нельзя. Чаще всего резкий удар в КПП переднеприводных машин вызван катастрофическим износом оси шестерен-сателлитов дифференциала, но иногда причина связана и с другими поломками. Последствия — вплоть до расколотого корпуса заклинившей коробки (фото найдено на просторах интернета, у моих «подопечных» такого давненько не случалось).

Что же касается шума, который при нажатии на педаль сцепления не пропадает, а, наоборот, усиливается, то он обычно вызван износом выжимного подшипника сцепления. В моей практике было несколько случаев, когда выжимные подшипники шумели, сохраняя при этом работоспособность на протяжении нескольких десятков тысяч километров. Но гораздо чаще подшипник заклинивал и после этого как фрезой срезал «лепестки» корзины сцепления.

Ну а если сцепление пробуксовывает, то сколько оно проходит — зависит от режима эксплуатации машины и квалификации водителя. Знаю пару случаев, когда опытные таксисты умудрялись намотать по несколько тысяч километров с ощутимой пробуксовкой сцепления, и наоборот — когда занервничавшие водители приканчивали сцепление полностью, постояв лишь в одной хорошей пробке.

Мой совет — при любых проблемах со сцеплением сразу планировать ремонт, чтобы не оказаться в безвыходной ситуации в самый неподходящий момент.

Еще один специфический звук, знакомый большинству владельцев переднеприводных машин, — характерное щелканье изношенных ШРУСов, особенно проявляющееся при разгоне и в поворотах. Казалось бы, очевидная ситуация: защелкал, значит, меняй, ведь последствия понятны. С дороги, конечно, не улетишь, но поездка на буксире или эвакуаторе будет обеспечена.

Но опытные водители знают, что аккуратным маневрированием можно продлить агонию узла на несколько тысяч километров. Менять, конечно, все равно придется, но, по крайней мере если звук появился в дороге, ремонтом можно спокойно заняться дома, а не в далеких краях. И знаю несколько обратных ситуаций, когда совершенно неожиданно разрушались внешне нормальные ШРУСы с целыми пыльниками и полные хорошей смазки. Так что тут присутствует некий элемент шоферской удачи. Но вот с чем точно нельзя затягивать, так это с заменой лопнувших пыльников ШРУСов, иначе износ дорогостоящих шарниров будет неизбежен.

Что же касается карданных валов, то мой личный опыт показывает, что эти узлы обычно выдерживают абсолютно бессовестное обращение как на ВАЗах, так и на иномарках. Разрушенные подшипники крестовин с давно высохшей смазкой, разорванные чуть ли не в куски эластичные муфты, держащиеся на честном слове, жужжащие подвесные подшипники в разорванных обоймах — все эти поломки хоть и сопровождаются вибрациями и прочими неприятными эффектами, обычно позволяют… нет, не отложить ремонт на неопределенный срок, конечно, но хотя бы потихоньку добраться до места этого ремонта самостоятельно.

Тормоза

Их придумали трусы? Конечно нет, это коллективная заслуга нескольких поколений очень умных инженеров. А вот эксплуатируют их, бывает… как бы это помягче… ну очень разные люди. Дефекты тормозной системы куда опаснее многих проблем с мотором или коробкой. Даже абсолютному новичку за рулем должно быть понятно, что возможность вовремя остановиться куда важнее способности как следует разогнаться. В жизни, вообще говоря, всегда так. Но тем не менее некоторые водители запросто катаются с нерабочим ручным тормозом, не обращают никакого внимания на скрежет металла при торможении или философски-равнодушно регулярно доливают неизвестно куда исчезающую тормозную жидкость. Эту картину часто гармонично дополняют растрескавшиеся тормозные шланги.

Иногда мне приходится видеть совершенно чудовищные дефекты тормозной системы, и если водитель полагает, что в этих случаях можно ремонт отложить, то это уже просто клиника.

Есть, разумеется, и не такие экстремальные ситуации, но они все равно опасны. Например, некоторые водители постоянно откладывают ремонт «ручника», объясняя это тем, что с их-то опытом стояночный тормоз им вообще не нужен: на парковке включают передачу, а на подъеме легко трогаются и так.

Вот только как они затормозят, если вдруг лопнет тормозной шланг? В подобной ситуации одна моя давнишняя клиентка на заре своей автомобильной жизни неожиданно для себя затормозила о попутный грузовик. Прививка от разгильдяйства на будущее оказалась очень действенной! В другой раз спускавшийся к нашему гаражному кооперативу автобус у меня на глазах вместо отказавших тормозов использовал растущие вдоль обочины тополя. На мой взгляд, попытки отложить ремонт неисправных тормозов — потрясающая беспечность и очень сомнительный способ сэкономить. Если заклинившие мотор или коробка — это всего лишь досадная потеря денег, то отказавшие в сложной ситуации тормоза могут лишить жизни.

Подвеска и рулевое управление

Ходовая часть большинства самых массовых современных машин проста, надежна и обладает неплохой долговечностью даже у вечно поругиваемых ВАЗов. И это расслабляет: водители привыкают, что там, где-то внизу, все всегда исправно работает. Если бы…

Все элементы подвески по степени важности для безопасной езды мне хочется разделить на две большие группы. В первую я бы включил те узлы и детали, которые наиболее важны для безопасности экипажа, поскольку их поломка может привести к очень большим проблемам на дороге. Это подшипники ступиц, шаровые опоры и рулевые наконечники. Заклинившее, оторвавшееся или потерявшее управление колесо слишком часто приводит к серьезной аварии. Вот так, к примеру, выглядел подшипник ступицы на машине, хозяин которой вообще-то изначально жаловался на сильный гул, как ему показалось, от КПП при движении на высших передачах. Но причиной шума оказалась лопнувшая внутренняя обойма ступичного подшипника и болтающаяся внутри нее ступица, которая уже начала ступенчато стачиваться как на токарном станке. Как выяснилось, машина получила хороший удар снизу, но хозяин решил чуток повременить с ремонтом.

В другом случае произошло любопытное сочетание сразу двух дефектов: заклинившая тяга неработающего «ручника» начала перепиливать заднюю ступицу пополам. Хорошо, что дефект был вовремя обнаружен и все обошлось только денежными затратами.

А вот так поучительно выглядит ремонт машины, владелец которой решил отложить замену шаровых опор. С такими повреждениями буксировать автомобиль к месту ремонта невозможно, надо или чиниться там, где это случилось, или вызывать эвакуатор. Но даже затащить машину в таком состоянии на платформу будет непросто.

И не надо тешить себя надеждой, что «у меня же не “Жигули”, со мной-то такого не случится». Я ремонтировал подобное на самых разных машинах, от Чери до Ровера. С рулевыми наконечниками, кстати, бывает то же самое, только чуть реже.

Что же касается вытекших амортизаторов, растрескавшихся сайлент-блоков или даже лопнувших пружин, то мой опыт показывает, что с этими дефектами при известном опыте, осторожности и везении можно проездить довольно-таки долго, как и с приличным люфтом в рулевом механизме. Подчеркну: если дружить с головой, выбирать соответствующий неторопливый режим езды, ну и если звезды сойдутся в нужном знаке.

Да, ездить будет некомфортно, шумно и в целом очень противно, но отложить ремонт вполне реально. Вот только не кажется ли странным потратить немалые деньги на автомобиль в целом и при этом получать от него такие отвратительные впечатления?

Конечно, в одной статье не получится охватить все возможные ситуации, к которым может привести желание повременить с ремонтом, и вот что в итоге хочется сказать. Есть в среде автомобилистов такое словечко: «Походит…». Обычно его используют при обсуждении срочности того или иного ремонта. Произносится оно обязательно уверенно-равнодушно, но при этом расплывчато до такой степени, что многоточие после него буквально висит в воздухе. Мол, походит… Как мы видим, вопрос, сколько «походит» какой-нибудь сломанный узел и как долго можно откладывать неизбежный ремонт, смахивает на русскую рулетку — по-своему увлекательно, но везет далеко не всем и не всегда.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх