На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 985 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

«По дороге едет ЗИМ…»: советский автомобиль, который неожиданно обогнал время

Его строили для министров, но его можно было купить в магазинах.

Автомобильная промышленность СССР всегда была штукой строго сегрегированной. Высшим чинам Компартии, генералам и министрам шёл топовый товар, простому работяге (если сильно повезёт) предназначались машины попроще. Только раз это чёткое правило было нарушено. Хорошо известный ЗИМ (он же ГАЗ-12) создавался для чиновников предтопового уровня, но при этом формально его можно купить в магазине. Впрочем, это не единственный интересный факт из биографии автомобиля, которому даже посвящали поэтические строчки.

ЗИМ был первым в мире!

Советские автомобили принято обвинять во второсортности. Мол, дизайн слизан, технические решения — отсталые. Ну все в таком духе… В этом плане ЗИМ — счастливое исключение. Между прочим, это первый в мире серийный автомобиль с несущим кузовом и тремя рядами сидений. Такого до газовцев не делал вообще никто!

Другой вопрос, что несущая конструкция кузова была мерой вынужденной. Просто конструкторы ГАЗа сразу поняли, что имеющийся в их распоряжении шестицилиндровый 90-сильный мотор ГАЗ-11 просто не потянет машину такого класса, построенную на лонжеронной раме. Много килограммов, мало лошадей… Вот и пришлось экспериментировать.

Кстати, в долгой перспективе несущий кузов себя не очень-то и оправдал. Тяжёлые свесы в буквальном смысле надламывали конструкцию — передок и задок ЗИМа со временем в буквальном смысле опускались вниз.

Дизайн-то слизали?

Это ЗИМ…
…а это Buick Super. Выводы делайте сами

Здесь споры не утихают. Кто-то называет ЗИМ самостоятельной моделью, другие настаивают, что газовские дизайнеры тупо перерисовали «Бьюик-Супер» 1948 модельного года. Истина, как водится, где-то посередине.

На самом деле работу газовского дизайнера Льва Еремеева (он в будущем нарисует и культовую «Волгу» ГАЗ-21) правильно назвать фантазией на тему американского автопрома второй половины 40-х. Конечно, без влияния «Бьюика» не обошлось. Но в целом при жизни ЗИМ никто из иностранцев не упрекал в плагиате.

Так он ЗИМ или ГАЗ-12?

Здесь как в анекдоте про Ирак или Иран — и так, и так можно. Вообще-то изначально машина официально называлась ЗИМ (Завод имени Молотова), а ГАЗ-12 был лишь заводским индексом для внутреннего применения. Но после того, как в 1957-м Молотов впал в немилость верховного руководства страны, его фамилия исчезла из названия предприятия и конкретной модели. Напротив, индекс для внутреннего использования — ГАЗ-12 — стал основным именем автомобиля.

Конские цены

Мы уже сказали, что, будучи изначально задуман как автомобиль министерско-партийной элиты, ЗИМ формально был доступен для приобретения и обычными гражданами. Правда, граждане эти явно должны были быть не самыми обычными. Ведь розничная цена машины составляла 40 тысяч дореформенных рублей. То есть в два с половиной раза больше, чем просили за «Победу». Откуда у работяг такие деньжищи?!

В любом случае, говорят, что реальная себестоимость машины все равно превышала розничную цену ЗИМа аж в два раза! Советская экономика, она такая…

Роскошь оттепели

По сегодняшним меркам оснащение ЗИМа кажется смехотворным, но для начала 50-х это был супермегадрайв. Для советского автолюбителя во всяком случае. Уже в базе на ГАЗ-12 ставили шесть подушек безопасности, климат-контроль, музыкальный центр Bose радиоприёмник, отопитель задней части салона и четыре пепельницы. К элементам роскоши можно было причислить и электрозапуск двигателя кнопкой, а главное — совершенно роскошный запас пространства для пассажиров дивана. В этом ЗИМ мало чем уступал представительским ЗИСам.

А вот динамика была довольно скромной. Все, на что хватало 90-сильного мотора и 3-ступенчатой МКП, — 120 км/ч максималки и 37 (тридцать семь!) секунд разгона до сотни. Думаете, откуда пошла поговорка «Лучше медленно ехать, чем бодро идти пешком»?

Радек Дворжак

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх