На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 971 подписчик

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

«Доводим до ума» подержанный внедорожник

Этот год очень интересен своими непредсказуемыми выходками природы: в Красноярске нет дождей и сушь стоит, а в Хакасии поливают дожди, в середине августа и вовсе пару раз град прошел. И вот в такую погоду у нас в тайге выросло очень много ореха, ягоды, грибов. Но как их собрать, если у вас простой седан? Только побегать по лесу вдоль трассы, особо не углубляясь в чащу. А вот если имеется внедорожник, хотя бы и подержанный, то вам открыто практически любое направление.

Предисловие

Несколько лед назад я жил в Братске, где и заработал на автомобиль. Спустя некоторое время продал его, и появился вопрос: что приобрести взамен? Можно было взять седан или «вездеход». В этом вопросе я даже не сомневался, сделав выбор в пользу внедорожника. Оставалось определиться с конкретной маркой и моделью.

На дворе стоял 2009 год, и тогда была шумиха насчет возможного запрета использования автомобилей с правым рулем. Чтобы не оказаться в такой ситуации, я решил купить отечественную машину — УАЗ или «Ниву». Взвесив все «за» и «против», мы с друзьями сделали выбор в пользу последнего.

И потянулись часы штудирования объявлений в Интернете и чтения информации на форумах. Наконец, мое внимание привлекло предложение на одном из сайтов. Продавалась «Нива-2131», выпущенная в 2001 году. Машина беленькая, без какого-либо «колхозного тюнинга».

— Ну что, звоним? — спросил я у товарищей.

Связался с хозяином автомобиля и уточнил необходимые подробности. А уже через два дня мы с приятелями ехали на поезде в стоящий на Енисее город — Красноярск. Увидев машину «вживую», сразу поняли: вот она наша «Нива»!

Договорились с хозяином о цене, ударили по рукам. Спустя несколько часов уже отправились в обратный путь на своем автомобиле. Нам предстояло преодолеть тысячу с лишним километров как по хорошей дороге, так и по разбитой, словно «после бомбежки», чтобы добраться до ставшего родным города Братска.

Немного истории

«Нива» в простых модификациях, а именно в трехдверном варианте, распространена очень широко в нашей стране и за ее пределами. Разработка этого автомобиля началась в далеких 70-х годах ХХ века. И современная «Нива» совсем не походит на первые экспериментальные образцы, которые завод выпустил для пробы.

Угловатый кузов и несимметричные обводы со временем были заменены улучшенным дизайном. Машина приобрела более элегантный вид, но динамика движения и проходимость при этом никак не ухудшились. Салон также претерпевал трансформацию по мере развития промышленности. Что-то добавлялось, что-то упрощалось или совсем исчезало из автомобиля.

«Нива» стала одним из символов целой эпохи в советской истории, когда активно развивались сельское хозяйство и рыболовство. Машина использовалась во время боевых действий в различных климатических условиях, участвовала в ралли «Париж — Даккар», где соревновалась с представителями мировых лидеров автопрома.

Меж тем эволюция продолжалась. И сегодня вместо угловатого экспериментального образца «Нивы» с маломощным двигателем мы имеем множество вариантов модификаций автомобиля. Есть версии с тремя и пятью дверцами, удлиненные и обычные. Разновидностей этого отечественного внедорожника немало: например, «Волк», «Медведь», «Фора», «Кедр», «Ландоле», «Утилитер», «Форс», «Бронто», «Сахара», «Марш», «Сталкер», «Бизон», «Рысь» и др.

Это лишь малая часть всех известных модификаций кузовов автомобиля. Менялся и модернизировался не только внешний облик «Нивы», но и ее внутренний дизайн. Усовершенствовалась конструкция кресел, добавлялись новые приборы и аксессуары.

«Сердце» автомобиля не оставалось в стороне от эволюции. После относительно простого мотора, разработанного еще для ВАЗ-2106, выпускалось много модификаций. Были двигатели объемом 1,6 литра, 1,7 и даже больше — 1,8 и 2,0. И это еще не все. Производились и «Нивы» с дизельным мотором.

Первые шаги

А теперь расскажу о том, на что нужно обратить внимание при покупке поддержанного автомобиля. Я буду говорить на основе опыта, приобретенного во время работы со своей «Нивой» и другими машинами.

Итак, после приобретения транспортного средства мы первым делом заглядываем под капот, а следом проверяем, «замяты» ли пороги. И если дно автомобиля, как на ладони, и все сразу видно, то двигатель можно и «подшаманить». Например, перед продажей заливают убойную дозу присадок, чтобы мотор не дымил.

И бывшего владельца не очень волнует, что двигатель может заклинить, когда автомобиль проедет всего пару сотен километров. В таких случаях всегда удается «отговориться», найти какое-то объяснение.

Поэтому сразу после покупки машины нужно залезть по локоть, а то и по плечи в двигатель, разобрать его на запчасти и посмотреть, какие детали лучше заменить прежде всего. А если маленько постараться, то из стандартного объема 1,6 литра можно сделать 1,8 или даже 1,9. Главное — чтобы руки были умелые да светлая голова на плечах!

После того как двигатель собран и отрегулирован, идем дальше — занимаемся коробкой переключения передач (КПП) и «раздаткой». Иногда у автомобилей семейства «Нива» возникают проблемы в этой области. Некоторые владельцы машин жалуются на большую вибрацию в «раздатке», передающуюся рано или поздно на КПП.

Я не сталкивался с этим, когда перегонял купленную в Красноярске «Ниву». Ехал на скорости в 60 километров в час по грунтовке, выжимал 130 км/ч на автомагистрали и никакой вибрации не ощущал. В то время на машине стояла «родная» 5-ступенчатая коробка переключения передач еще с завода. Но через какое-то время она сломалась.

Мне пришлось искать замену. Я полностью поменял коробку на 4-ступенчатую, и тут начались проблемы — завибрировала «раздатка»! В Интернете многое пишу, что открутить ее нужно, и отцентровать, и отвязать, и многое еще чего.

В моем случае все оказалось гораздо проще. В КПП присутствует вал, который состыкуется с «раздаткой». Он затягивается гайкой с усилием 9 килограммов. Не надо пользоваться трубой, как некоторые делают. Если перетянуть гайку, то вал выступает и создается биение в «раздатке». И хоть ее отвязывай, хоть центруй, оно все равно будет.

Лифтинг

После того как основные узлы, приводы и электрика проверены и заменены, можно перейти к дальнейшим действиям. Например, к лифтингу кузова. Это один из самых дешевых этапов тюнинга купленного внедорожника.

У лифтинга есть свои плюсы и свои минусы. Главное преимущество всем очевидно. Многие автомобилисты считают, что, чем выше машина, тем лучше у нее проходимость. Но это не всегда. Чем сильнее поднят кузов, тем большего диаметра можно поставить колеса.

Минусов у лифтинга тоже предостаточно. Самый распространенный — это «парусность». На слишком высоко поднятом автомобиле очень быстрой езды не получится. И при вхождении в поворот нужно быть крайне осторожным.

«Парусность» поднятого автомобиля намного увеличивается, и неважно, какой ширины у вас стоят шины. Если боковой ветер будет сильным, скажем, 10 или 20 метров в секунду, а вы будете входить в крутой поворот, где машина накреняется, то она может просто-напросто опрокинуться на бок!

Так что «лифтуйте», но делайте это умеренно. Для подъема кузова, кроме различных проставок, желательно взять усиленные пружины. Их можно купить через Интернет или в специализированных магазинах, занимающихся тюнингом внедорожников. Пружины позволяют лучше сбалансировать подъем корпуса.

Также не помешает поставить амортизаторы с более длинным ходом вместо стандартных, ведь автомобиль стал выше. Ну а раз залезли в подвеску, то заодно лучше всего заменить все резинки подвески на полиуретан. Они также продаются в автомагазинах, направленных на тюнинг.

Швы

Бывали случаи в моей практике, когда при поездке по тайге, а недавно и просто по степи, оторвало крепление амортизатора и чашку пружины. Поэтому при покупке подержанного автомобиля лучше всего проверить все технологические швы. Если какие-то из них вызывают сомнения, то их желательно проварить лишний раз.

Так и безопасность всех поездок будет выше. И не придется стоять где-нибудь посреди тайги и мысленно прикидывать: «В какой же ближайшей деревне есть трактор на ходу и сколько с меня возьмут за то, что на буксире дотащат машину до ремонтной мастерской?».

Если сами сваркой не владеете, то лучше отгоните автомобиль на станцию технического обслуживания. Там специалист без проблем пройдется по швам и прихватам, которые вам кажутся не вполне надежными.

Однако бывали случаи, когда и после этого все же отрывало крепления амортизатора. По инерции кузов шел вверх от силы пружины, и тут срабатывал самодельный предохранитель. В его роли выступает «пень» с карабинами. Один из них пристегнут к мосту, а второй конец прицеплен к кузову. Это и не позволяет пружине полностью «раскрыться». Можно, конечно, и приварить «намертво», тут дело вкуса.

Установка защиты

После того как механика более или менее настроена, стоит перейти дальше. А следующим пунктом в нашей повестке дня обозначена защита. Если брать обыкновенную «Ниву», то для езды по проселочной дороге хватит и базовой комплектации. Можно оставить ту защиту, которая уже установлена, так сказать, «стоковую».

Но мы лазим туда, где на трелевочник цепи надевают! И нам, как воздух, необходим особый набор. Здесь уже не обойтись стандартной защитой, которая фактически на любом автомобиле прикрывает только картер двигателя. А у машины столько слабых мест, что страшно подумать! Это и «раздатка», и приводы, и коробка переключения передач, и соединения мостов, и многое чего еще.

Если сделать сильный лифтинг кузова, то можно установить защиту по типу «Тигра». Но это достаточно дорогое удовольствие, и масса автомобиля увеличится. А соответственно возрастет расход топлива, и многие детали будут быстрее изнашиваться.

Так что я считаю оптимальным вариантом защиту передней подвески, картера двигателя, «раздатки» и КПП. Если вы не желаете особо «заморачиваться», то можно приобрести такое оснащение в Интернете или в специализированных центрах, занимающихся тюнингом джипов. Существует много вариантов подобной защиты — например, «Броня», «Акула» и др. В последнее время их можно купить и на обычных автомобильных рынках.

Однако если у вас есть определенные знания и навыки, а семейный бюджет ограничен, то попробуйте сделать защиту для днища своими руками. Так можно будет прилично сэкономить. Достаточно найти две защиты от «классики» и столько же — от автомобиля «Москвич-2141». Их нужно распилить с помощью «болгарки», а затем воспользоваться сваркой.

Но, перед тем как резать железо, сперва расчертите и примерьте обыкновенный картон. С ним работать намного проще. И только когда окончательно убедитесь, что прикинули правильно и все подходит друг к другу, тогда беритесь за «болгарку» и сварку. Затем металл можно будет загрунтовать и покрасить в какой-нибудь нейтральный цвет.

Установка такой недорогой защиты убережет вас от многих проблем, способных осложнить жизнь во время исследования дебрей. Не придется потом восстанавливать двигатель, подвеску или коробку переключения передач. Лучше уж сегодня подумать о защите, чем завтра ремонтироваться в тайге!

Нужны ли «лапти»?

Широкие колеса со стороны смотрятся шикарно. Особенно сильно восторгается таким тюнингом молодежь. Но не всегда это плюс автомобиля.

Например, «Нива» в стандартной комплектации идет на 16-дюймовых штампованных стальных колесных дисках. Однако для них весьма непросто найти хорошую резину, которая подошла бы и по диаметру, и по ширине, и по «вылету». Конечно, если вы живете в достаточно крупном и развитом городе, таком как Томск, Новосибирск или Красноярск, то проблем с поиском не возникнет.

А в небольшом Абакане у меня появились трудности с выбором шин. Мне оказалось крайне сложно подобрать качественную «грязевую» или шоссейную резину на мою машину — на 16-дюймовые диски. В основном предлагали китайские аналоги, вызывающие определенные сомнения. За 3 дня я в поисках шин объездил почти весь город. И мне не оставалось ничего другого, как приобрести… грузовую резину, которая идет, в том числе, и на автомобили семейства «Газель»!

У меня был еще один вариант — купить 15-дюймовые литые диски одной из красноярских фирм и взять качественные европейские или японские шины. Конечно, такая перспектива выглядела заманчиво. И фирменный магазин дисков у нас в городе имелся, и шины легко было бы найти на любой вкус. Но, оценив свой бюджет и прикинув реальные возможности, я отложил эти покупки. Решил взять новые диски зимой вместе с шипованной резиной…

Так что не не все «лапти» одинаково хорошо. И если вам понравились те или иные диски по высоте, «вылету» или даже просто по рисунку, то заранее пройдитесь по шинным магазинам вашего города и присмотритесь. Найдете ли вы нужную резину для летнего и зимнего сезонов «грязевой» или шоссейной направленности.

И не рассчитывайте, что, если увидите в Интернете подходящий товар, сможете с легкостью заказать его. Это ложное заблуждение. Сегодня он есть, а завтра не будет. А то и вовсе вдруг нарветесь на мошенников! Были и такие случаи в нашей практике. На картинке все выглядит красочно и хорошо, но когда видишь вживую, можешь потрогать и сравнить несколько экземпляров разных шин, то это совсем другое.

При выборе дисков и резины учитывайте еще один факт. Чем шире шины и больше «вылет» колеса, тем серьезнее возрастает расход топлива и быстрее изнашиваются детали. И крутящийся момент двигателя должен быть выше. Так что порой возможностей базового двигателя объемом 1,6 литра оказывается недостаточно для того, чтобы проворачивать широкие «лапти». Соответственно, нужно будет тюнинговать двигатель.

Но если «вылет» дисков стал больше, то пропорционально увеличился и радиус поворота. Если выкрутить руль до упора, то практически в любом случае, если ничего не предпринять, шины будут задевать за подкрылок автомобиля.

Но и это еще не все. Чем больше «вылет», тем сильнее напряжение на излом, приходящееся на подшипник и «кулак» подвески, что может очень вас огорчить в критический момент. Да и ресурс подвески автомобиля после установки дисков с нестандартным «вылетом» для «Нивы» снижается высокими темпами. Так что, прежде чем выбрать необычные шины для своей машины, заранее подумайте и просчитайте все положительные и отрицательные последствия этого действия.

«Люстра»

Хорошая обзорность за рулем очень важна. Не принципиально, подготавливаете вы свой автомобиль к длительному рейду или постоянным коротким вылазкам на охоту и рыбалку. Отличный свет нужен всегда! Не раз случалось, что водитель лишь в последний момент замечал стоящего на обочине зверя и порой просто не успевал отвернуть.

Чтобы избежать подобных ситуаций, и устанавливают так называемую «люстру». Это собранные воедино последовательно или параллельно световые приборы. Для такой цели могут подойти простые противотуманные фары, купленные в автомагазине. Или же заказанные через Интернет блоки светодиодной оптики. Она обычно намного ярче и потребляет меньше ампер.

Конечно, неплохо приобрести с гарантией оригинал, но почти всегда есть риск нарваться на подделку. Однако некоторые автомобилисты выбирают другой путь и сами обращаются к местным умельцам. Те могут собрать «люстру», ничем не уступающую фирменной светотехнике, но в несколько раз дешевле.

Тут уж дело вкуса и личностных предпочтений. Кто-то хочет похвастаться перед друзьями дорогими «кричащими» фирмами. А кого-то устроит и «самопальная» светотехника, которая по своим параметрам будет сопоставима с рыночными брендами.

Усиленная «мухобойка»

Сейчас закон обязывает автовладельцев регистрировать почти все оборудование — чуть ли не до брызговиков. Это нужно иметь в виду, когда задумаетесь об установке так называемых «кенгурятников», силовых бамперов и порогов и многого другого. Кто-то считает, что автомобиль, специально подготовленный для охоты и рыбалки, должен поменьше «мелькать» на городских улицах. Его основное предназначение — дикая природа, поля и леса.

При исследовании пересеченной местности, чтобы не «словить» корягу в радиатор или сильно не замять пороги, как раз и может потребоваться такая дополнительная защита. Конечно, «кенгурятники» и другое оборудование повышают вес автомобиля. Но порой бывают ситуации, когда все это с лихвой окупается!

Например, как-то на открытии охоты мы искали наш лагерь. Друзья, выехавшие заранее, готовили там шурпу из барана, плов и иные вкусности. Кто бывал в степи, тот может понять, что местность кажется открытой, вроде бы все на ладони, а две горки проедешь, и оказывается, что проскочил нужный поворот и уже умчался далеко-далеко. Поля-то все одинаковые!

Так и с нами произошло. Ехали мы на четырех автомобилях — две «Нивы», «шестерка», и УАЗ-«буханка». Не заметили нужный поворот и укатили прямо в покрытое кочками болото! Постояв и примерно сориентировавшись, решили рвануть напрямую.

Вперед поехала трехдверная «Нива» с установленным «кенгурятником». Она двигалась по заросшему полю, когда ее нос сперва ушел вниз, затем машина подпрыгнула и вынырнула обратно. Как потом выяснилось, на пути оказался заросший оросительный канал!

Водитель поглядывал по сторонам, прикидывая, где лучше повернуть, и просмотрел этот подвох «хакасских степей». Основной удар принял на себя «кенгурятник», который лишь чуток помялся. А если бы его не было, то наша охота была бы испорчена неприятным событием.

В тайге подобная защита еще важнее. Не зря опытные автомобилисты говорят: чем крепче бампер, тем дальше ты заедешь!

«Носопырка»

Воздухозаборник еще на автомобиле КамАЗ выводили выше кабины. Все это делалось для того, чтобы при преодолении водных преград двигатель не «хлебнул» воды и не поймал «братский кулак». Впоследствии самое хорошее, взятое из авторалли и «народного промысла», стали применять и в «джип-триале».

Для преодоления водоемов, которых у нас в Сибири предостаточно, используют «шнорхели». По-простому их называют «носопырками». Существуют всевозможные модели и разновидности этих воздухозаборников — от простых до карбоновых. Как говорится, на любой вкус, цвет и кошелек.

Установка такого «девайса» в мастерской занимает около полудня, если специалист особо не спешит, работает «спустя рукава» и делает несколько перерывов на то, чтобы «попить чайку». Однако можно обойтись и без его помощи. Эта задача не выглядит крайне сложной. Справиться с ней вполне реально как у себя в гараже, так и просто на улице.

Интернет предлагает самый дешевый вариант «носопырки» для тех, кто хочет сперва попробовать: будет эффект или нет? Берется пластиковая канализационная труба, гофра тоже оттуда. Все это заводится под капот, крепится герметично к воздушному фильтру или напрямую.

Чтобы труба не выделялась, лучше ее покрасить в черный цвет. Если вас эффект от «шнорхеля» устраивает, то приобретайте уже готовые комплекты для своего автомобиля и устанавливайте.

«Докатка» и багажник

Запасное колесо у «Нивы» по стандарту находится под капотом. Там же лежит и домкрат, который желательно заменить на реечный. Он более надежный и позволяет вытащить автомобиль практически отовсюду. А запаску многие переносят на багажник машины.

Перед тем как поступить так же, задайте себе вопрос: вы согласны платить за лишний расход топлива? Ведь, чем больше сопротивление воздуха, тем выше затраты горючего на преодоление одного и того же расстояния. Разумеется, в продаже есть специальные крепления запасного колеса на заднюю дверь автомобиля. Но это не особо улучшает аэродинамику, и завихрения будут.

Конечно, перенос запаски перестанет играть какую-либо заметную роль, если вы поставите на крышу экспедиционный багажник, который сам прилично увеличит сопротивление воздушного потока. Существует очень много вариантов этого оборудования для перевозки грузов. Порой разбегаются глаза от широкого выбора представленных моделей!

Продаются даже специальные лесенки, которые спокойно выдерживают вес взрослого человека и крепятся либо сбоку автомобиля, либо на заднюю дверь. И с их помощью можно легко забраться на крышу машины и правильно расположить вещи в экспедиционном багажнике.

В автомагазинах в продаже есть и различные лебедки. Можно их устанавливать и на силовые бамперы, и на «кенгурятники». Лучше всего брать лебедку грузоподъемностью от двух тонн и выше, если, конечно, позволяет финансовое положение.

Послесловие

Совершенствуя свою машину, мы всегда находим тот участок, где еще что-то не недоработано или сделано, но не так. Горизонты для тюнинга купленного внедорожника почти бесконечны. И все же стоит иметь в виду, что даже «прокачанный» полноприводной автомобиль — это не совсем вездеход. Всегда есть риск застрять в отдаленном районе, где потребуется помощь трезвого тракториста из ближайшей деревни.

Однако, когда мы садимся за руль усовершенствованного автомобиля, для нас все же открыты многие направления. Нам проще добраться до краев, где природа встречает утренней росой и шелестом листьев на легком ветру. А рыба в протоках призывно манит нас расчехлить наши удилища и начать лов.

Виктор Иванов, г. Абакан

 

Источник

Картина дня

наверх