На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 968 подписчиков

Свежие комментарии

  • vkasincev Касинцев
    Тех, кто может бьют по рукам и близко не подпускают, а разные детки и дочки чиновников руководят как могут, т.е. ника...Невероятные прикл...
  • ММ
    В России могут сделать самый лучший в мире танк, но ни за что не сделают самый лучший автомобиль для семьи, поездок н...Невероятные прикл...
  • Алексей Смирнов
    Статья на заметку тем. кто ранее доказывал необязательность развития национального производства в нашей стране, а так...Невероятные прикл...

Как производят бензин и дизтопливо?

С начала года в РФ наблюдается постоянный рост стоимости автомобильного топлива. Цены на бензин волнуют многих наравне с качеством продукта, предлагаемого на АЗС. Чтобы выяснить, как из "черного золота" получается "92-ой" и "95-ый", мы отправились на Московский нефтеперерабатывающий завод. 

Изначально завод планировали создать для получения бензина из бакинской нефти, это было еще в довоенные годы. В войну МНПЗ было закрытым стратегическим предприятием. После началась реконструкция и установка нового оборудования. Практически все конструкции завода 64-го года выпуска, максимум 80-го. Сотрудники не скрывают, что давно настало время ремонта и замены многих установок. И последние три года правительство разрабатывает инвестиционные программы по оснащению завода новым дорогостоящим оборудованием. Производственная мощность завода на данный момент - 12 млн тонн нефти в год. План производства формируется примерно за год вперед.

Встретили нас на предприятии строго, как и полагается на режимном объекте. Спецодежда в виде курток и каски, закрытая обувь и длинные брюки – обязательные составляющие всех, кто передвигается по территории Московского нефтеперерабатывающего завода. Для новичков - лекция по технике безопасности. Смысл ее довольно прост – никуда без команды не ходить, каску не снимать, рабочим не мешать. 
МНПЗ трубы территория

 

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

По всей территории завода, которая занимает 350 гектаров, растянута сеть труб. По ним от установки к установке идут нефть, вода и другие компоненты. Еще более широкая "трубная паутина" находится под землей МНПЗ.


Честно говоря, пока мы с фотографом добирались до места, в моей голове постоянно возникали интересные картинки предстоящей экскурсии. Например, как потоки черной жижи переливаются из чана в чан, вокруг стоит пар и запах бензина. Происходить все это действо, исходя из моих фантазий, должно было внутри какого-то огромного цеха без окон и дверей с неисчисляемым количеством труб и конвейерных установок. Но на деле все оказалось куда менее эффектно. Как только мы погрузились в автобус, который возил нас по территории завода, то сразу поняли, что самих процессов переработки не увидим, вокруг возвышались огромные установки и резервуары, вход в которые для нас, как и для многих работников МНПЗ, был закрыт.

Вся нефть завода проходит атмосферно-вакуумную перегонку. После этого сырье распределяется на процессы. Часть сразу преобразовывается в прямогонный бензин для экспорта (голубая линия). Другая часть после гидроочистки превращается в топливо для реактивных двигателей и дизель класса "Евро-3" (серые линии). А производство бензина разделяется на два проходящих одновременно процесса - каталитический крекинг (красная цепочка) и реформин (оранжевая цепочка). После этого автобензин смешивается и разделяется на виды.


"Очистка и переработка нефти происходит в специальных установках, по факту она скрыта от человеческих глаз, да это и не нужно. То есть, все процессы проходят за железными трубами и отображаются на компьютерных мониторах операторов, которые следят за происходящим в специальных комнатах. Правда, каждые два часа оператор встает с места и идет проверять вверенную ему часть техники и приборов. Датчики давления могут сработать, но на мониторе это может и не отразится", - объяснила заместитель начальника технического отдела МНПЗ Людмила Трубицина.

Первым местом остановки нашего автобуса стал резервуарный парк, который включает в себя четыре основных сырьевых нефтяных хранилища и четыре резервных чуть поменьше. Остальные резервуары – это товарная продукция и полукомпоненты, например, мазут.

 

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

В таких резервуарах хранится нефть, которая поступает на завод по двум нефтепроводам. В этих железных чанах она смешивается и отстаивается.


Нефть приходит на МНПЗ уже в минимальной обработке. В резервуарах она усредняется, смешивается и немного отстаивается. Потом "черное золото" поступает на установку первичной подготовки нефти, которая начинает работу с обессоливания и обезвоживания. "Когда нефть добывают, в нее иногда вкачивают какие-то реагенты, и еще она содержит определенные соли и воду, которые без обработки вызывают коррозию и износ оборудования. Во время обессоливания и обезвоживания в нефть добавляют воду и воздействуют электричеством, ненужные соли оседают, нефть как бы промывается", - объяснила наша провожатая.

Далее нефть поступает на блок атмосферно-вакуумной перегонки. При атмосферном давлении ее подогревают и в специальных колоннах разделяют на фракции (виды). "Проще говоря, эта установка работает как самогонный аппарат. При определенной температуре выделяются разные виды продукта, от газов до бензина и дизельного топлива. Но это только первичный отбор, появление первых компонентов. Единственное, что после этого уже можно выделить – прямогонный бензин. Он идет на экспорт. Остальное сырье отправляется на более глубокую переработку. А остатки от перегонки идут в вакуумный блок", - сообщила технолог. Стоит отметить, что на таком виде сырья автомобиль еще не поедет.

 

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Установка первичной переработки нефти состоит из множества ячеек с узкими трубами, по которым идет нефть. После термической и вакуумной обработки отсюда выходит уже не нефть, а разные фракции - газы, бензин, дизель и другие компоненты.


Все кипящие компоненты вакуумного блока снова подвергаются воздействию температур, в результате чего выделяются светлые нефтепродукты, пригодные для дизельного топлива. "Все светлые виды имеют стоимость и заводу выгодно отобрать все до последней капли, поэтому остатки первичной переработки еще раз обрабатываются на предмет выделений бензина, керосина и дизельного топлива", - пояснила сотрудница МНПЗ.

После этого все выделенные от первичной переработки фракции отправляются на установку каталитического риформинга. Первое, что делает эта установка – снова чистит будущий бензин на предварительном блоке. "Это делается для того, чтобы подогнать состав под катализатор, чтобы он не загрязнился и дольше прослужил. Катализатор занимается превращениями углеводородов, которые находятся в нефти, меняет ее химический состав на предмет октанового числа. Именно после установки каталитического риформинга выходят бензиновые фракции с именами "92-ой" и "95-ый". Но и это еще не все", - рассказала Людмила Трубицына.

 

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Установка каталитического риформинга присваивает бензиновым фракциям октановые числа. После того, как продукт побывал в этих трубах, он выходит уже с ярлыками "92" и "95".


После первичной переработки нефти не вся ее часть отправляется на вторичную перегонку и каталитический риформинг. Весомая доля продукта сразу же после атмосферно-вакуумной обработки идет в установку каталитического крекинга. Этот процесс подразумевает, что тяжелую нефть (вяжущая жидкость зеленовато-мутного цвета) расщепляют. У вещества со множеством молекул разрывают связи и получают вещества, где молекул мало, они более легкие. Из этого получаются дополнительно газовые фракции бензина и дизельного топлива.

Проще говоря, в одно и то же время в двух разных установках завода на нефть воздействуют химические процессы вторичной переработки. И в том и в другом случае выделаются газы, бензин и дизель. Но риформинг наделяет продукт октановым числом, а крекинг расщепляет молекулы и чистит нефть от серы, "облагораживая" ее. После этого выделенные установками виды бензина и несколько ее компонентов по специальным расчетам смешиваются между собой и превращаются в конечный продукт. На все про все уходит примерно шесть часов, но с учетом всех перепроверок МНПЗ тратит на производство нефть-бензин рабочие сутки.

 

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Все процессы переработки нефти скрыты от человеческих глаз. Операторы наблюдают за ходом работ на мониторах компьютера.


Из одной тонны нефти только 72% превращаются в то, что можно продать, остальное классифицируется как мазут. При этом из того, что можно назвать продуктом 11% - авиационное топливо, 7-8% - газ, 30% - дизель и, наконец, 23-24% приходится на бензин.

Есть на территории завода и своя лаборатория. Специалисты МНПЗ проверяют как приходящую нефть, так и продукт каждого этапа производства. "Если вдруг кто-то говорит, что я залил на заправке топливо Московского нефтезавода и оно плохое, это неправда. У нас в лаборатории есть склад хранения всех опечатанных образцов и проб, которые мы можем предъявить для независимых экспертов по первому требованию. Мы отправляем качественное топливо, а что с ним делают потом, неизвестно", - пояснила технолог МНПЗ.

 

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Специалисты МНПЗ делают пробы не только каждой стадии производства бензина и дизеля, но и проверяют на пригодность нефть, поступающую на завод в качестве сырья. Всего она классифицируется по классу, типу, группе и виду согласно ГОСТу Р 51858-2002 от 01.01.2006.


Лабораторные исследования нас очень заинтересовали тем, что нам, наконец, показали, что же варится в этих огромных железных махинах. На столе в одной из шести отделений лаборатории нас встретили колбочки с "92-м" бензином, образцом дизельного топлива и настоящей не переработанной нефтью. Анализ бензина на паспорт занимает три часа, остальные пробы проходят быстрее. На запах все три компонента оказались очень похожи, а вот цвет был разный. Как нам объяснили химики МНПЗ, определить хороший ли бензин на глаз, невозможно. Единственное, что на что стоит обратить внимание - отсутствие воды и примесей. Бензин должен быть чистый и прозрачный. Дизельное топливо имеет слегка кислотно-желтоватый цвет, но конечный окрас для дизеля варьируется, поэтому определить его качество без лабораторного анализа тоже не получится.

 

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Узнать что-либо о качестве бензина или дизельного топлива просто на глаз и запах невозможно. Позади образцов стоят специальные аппараты, которые за несколько минут определяют состав пробы.


Но несмотря на постоянные проверки бензинового и дизельного топлива, самый строгий контроль ведется за керосином. Более того, при отборе керосиновых проб на МНПЗ приезжает военный представитель. "Это очень важный вид топлива, как для военной техники, так и для авиаиндустрии. Производство керосина никогда не останавливается и не снижается", - объяснила технолог Людмила Трубицына.

Интересно, что в производственном ассортименте МНПЗ нет бензина Аи-98. По словам представителей завода, они отгружают компаниям только "92-ой" и "95-ый", а те уже в свою очередь, на специальных частных мелких НПЗ или нелегально повышают его октановое число до "98-го". За этим МНПЗ, естественно, не следит, поэтому качество бензина, который попадает в двигатели автомобилей полностью на совести АЗС. Именно частники разбавляют топливо химическими компонентами, зачастую очень вредными для человека и атмосферы (например, свинец).

Экологичность производимого дизеля МНПЗ уже соответствует нормам "Евро-4". С января 2012 года то же самое ждет и весь бензин предприятия. А вот всероссийский переход на "Евро-5", по словам представителей, завода займет ни один год и станет возможным только к 2015 году. Сделать этого раньше не сможет не только МНПЗ, но и любой другой нефтеперерабатывающий завод России, так как оборудование для перехода потребует многомиллиардных инвестиций.

Источник

 

Картина дня

наверх