У нас принято считать Европу «страной эльфов», где на дорогах царит справедливость и взаимоуважение, а большие джипы никогда не паркуются на тротуарах. Развенчиваем мифы о Старом свете, увиденном своими глазами.
Стоит оговориться сразу, что в каждой отдельно взятой стране и даже регионе Европы законы, нравы и обычаи свои. Этот материал – плод постоянных наблюдений за окружающим миром из окна прокатного Peugeot 207 SW в путешествии по нескольким французским провинциям: Центр, Бургундия, Рона-Альпы, Прованс, Лангедок, Пиренеи, Аквитания и Лимузен.
Рассказываем о качестве дорог, водителях, о работе местных полицейских и автодилеров. Что делать, если попал в аварию? Сложно ли отремонтировать автомобиль? Делимся личным опытом.
Автопарк во Франции
Начнем с банального. Как и в любой нормальной развитой автомобильной стране, на дорогах доминирует местный автопром. Renault, Peugeot и Citroen – вот основные обитатели французских дорог. На втором месте – «сборная Европы»: Опели, Форды, Фольксвагены, Вольво… В основном – хечтбеки класса В. Засилья универсалов, как в Германии, нет.
Намного чаще, чем у нас, попадается итальянская экзотика вроде Alfa Romeo и Lancia – особенно часто в приграничных районах с Италией. Видны следы азиатской экспансии: из «японцев» мелькают Toyota, из корейцев – Hyundai и, внезапно, SsangYong. Редкое, но регулярное зрелище – детища местного производителя микрокаров Aixam.
Наши журналисты часто шутят, что встретить в Европе большой внедорожник можно не чаще, чем слона. Это заблуждение – сельских грунтовых дорог во Франции хватает, и полноприводной техники тоже - как старой, так и новой. Кроссоверов достаточно много, но явного преобладания французских моделей типа Renault Koleos или Citroen C4 Aircross нет. Из дорогих «проходимцев» чаще всего попадались Toyota Land Cruiser, а помимо них замечены и BMW X5, и Mercedes M-Class и Porsche Cayenne.
Отдельно стоит сказать про небогатые слои населения – в зависимости от региона Франции, предпочтения у них разные. На консервативном Юго-Западе сконцентрировались «старички»: 20-летние французские машины, выглядящие вполне бодро. На востоке чаще встречается Dacia – Logan, Sandero, Duster… Французы принимают их как родных, хотя и с чужим значком на радиаторной решетке. Любовь настолько сильна, что встретить автосалон Dacia в бургундской деревне можно едва ли не чаще, чем Renault. А вы говорите – румынская машина…
Дороги и организация движения во Франции
Дорожное покрытие в целом хорошее – ни разу подвеска нашего Peugeot 207 SW не показалась мне жесткой, хотя в России я бы наверняка раскритиковал ее, чертыхаясь на рельсах и выбоинах где-нибудь в самом историческом центре Петербурга. Есть, конечно, и заплатки, и ремонтируемые участки. Один раз на периферийной улице в провинциальном городе региона Лангедок, название которого выветрилось из памяти, удалось даже зафиксировать нечто, похожее на слегка подразбитый асфальт.
Но если по части дорожного покрытия французам во многом повезло с климатом (середина октября и плюс 25), то местные дорожные службы просто хорошо работают, безо всякого везения. Ты едешь и чувствуешь, что тебя уважают. Если отремонтировали дорогу и не успели нанести разметку – вешают предупреждение: «внимание, впереди неразмеченный участок 300 метров». Перед камерами автоматической фиксации скорости обязательно висит табличка, говорящая о том, что контроль скорости проводят для вашей же безопасности. Практически извиняясь за доставленное неудобство. Что ни говори, а приятно.
Отдельно стоит сказать про платные дороги. Да, во Франции нет сети бесплатных скоростных автобанов, как в Германии. Но мы за все время путешествия воспользовались платной дорогой один раз, когда объезжали Орлеан и заплатили за это 90 центов. Бесплатные дублеры обычно не намного длиннее и содержатся в отличной форме. Иногда там есть даже по две полосы в каждую сторону и скоростной лимит в 110 км/ч. Всем, кто собирается ехать во эту страну, рекомендую пользоваться только бесплатными трассами – дело не столько в экономии, сколько в возможности почувствовать «вкус Франции» в маленьких городишках с удивительной архитектурой.
Нравы водителей во Франции
Местные автомобилисты совсем не похожи на педантичных немцев. Встать с аварийкой вторым рядом или на тротуаре? Без проблем. Повернуть налево из среднего ряда? Не вопрос. Сесть за руль после пары пива? Идеально, если учесть, что норма содержания алкоголя – 0.8 промилле. Дисциплина? Не, не слышали.
Но если вы думаете, что все дело в приверженности Закону, то вы ошибаетесь. Скажем, на перекрестках с круговым движением положено моргать направо перед тем, как ты съезжаешь с него. Французы постоянно пренебрегают этим простым правилом, что создает неиллюзорные проблемы окружающим. Как сочетаются в головах прекраснодушных любителей багетов эти обычаи, умом не понять. Мы решили, что это национальная традиция.
ДТП на прокатном автомобиле
В нашей поездке нам пришлось столкнуться и с «темной стороной» французской автомобильной жизни. В Гренобле я не пустил парня на Focus, который пытался влезть в ряд, поворачивая налево из среднего ряда, откуда можно было ехать только прямо. Цена упорства – разбитое «в труху» правое зеркало нашего Peugeot.
Повели они себя совсем не так, как в России. Приехали целой компанией из пяти человек, не делали никаких замеров рулеткой, никакого осмотра повреждений… После беглой проверки документов они просто расхаживали вокруг машин, светски беседуя со вторым участником ДТП по-французски. Который, между прочим, на голубом глазу доказывал, что это я его подрезал.
Страховка прокатных машин во Франции
Все прокатные машины здесь имеют стандартный страховой полис CDW (Collision Damage Waiver). Грубо говоря, это аналог нашего Каско с франшизой. Обычно размер франшизы – около 800 евро. Что это означает? Если после аварии ущерба насчитали на 200 евро, то вы платите эти самые 200 евро. А если на 1000 евро, то платите 800, и еще 200 платит за вас страховая.
Запчасти на автомобили во Франции
У меня была мысль избежать разбирательств со страховой компанией, просто купить зеркало в ближайшем магазине автозапчастей, и поставить его самому. Благо механизм регулировки и подогрева остался невредимым – пострадал лишь корпус и зеркальный элемент. Заодно хотелось понять, как в стране обстоят дела с обслуживанием автомобилей.
Но меня ждали три плохие новости. Первая: магазинов запчастей во Франции мало, и торговля «неоригиналом» развита куда хуже, чем в России. Если поискать, то есть и разборки, и сайты с каталогами, не говоря уже о Ebay, где подержанное зеркало в сборе стоило 1200 рублей на наши деньги… Но когда деталь нужна срочно, путь один – к дилеру.
В салоне ждала вторая плохая новость. Нижняя часть корпуса зеркала Peugeot 207 выполнена в едином монолите с механизмом регулировки и креплением к кузову. Поменять дешевые пластмасски и зеркальный элемент не выходило – только замена в сборе.
Третья плохая новость – это стоимость оригинальных запчастей во Франции. По логике, здесь все должно быть дешевле. В России зеркало стоит около 7000-8000 рублей. Минус доставка из Европы, минус таможня, минус наши налоги… Получаем 177 евро или более 9000 рублей! Выходит, французские дилеры делают более значительную «накрутку», чем наши.
Вместо заключения
Как видите, Европа далека от идеала, который существует в воображении наших сограждан. Французы точно так же пытаются «откосить» от виновности в ДТП, заработать деньги на своих клиентах и вообще ведут себя довольно-таки свободно. И все-таки на дорогах там куда спокойнее, во многом из-за мирного нрава окружающих и профессионализма дорожных служб и полиции.
Когда мы спокойно ехали домой из аэропорта по Московскому проспекту, любуясь вечерним Петербургом, сзади послышался характерный надрывный вой V-образной «восьмерки». Тонированный Gelandewagen лихо обошел меня справа, нервно перестроился перед моим носом, тут же ринулся в крайний левый, потом снова взревел мотором и… оттормозился перед светофором. И тут я окончательно понял, что вернулся домой.
Свежие комментарии