А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

ГАЗ-03-30 реплика

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не современные Газели Бизнес, а вроде как старинные ЗиСы и “полуторки”. Вроде как – потому что это всего лишь реплики. Как и многие другие автомобили, принимающие в наши дни участие в парадах девятого мая. Что это за машины, и почему некоторые реплики похожи на оригиналы, а другие - нет?

Плод фантазии

Начнём, пожалуй, с того, что расскажем о некоторых интересных, но неудачных опытах строительства репликаров.

Самый известный ЗиС, принимавший участие в параде, получил даже своё имя — “лужковский” ЗиС. От чьей фамилии произошло это название, объяснять не будем, но попробуем защитить этого градоначальника: заказчиком и принимающей стороной был не мэр Москвы, а Министерство обороны. Именно оно решило, что в параде Победы в 2005 году должны принять участие 150 ЗиСов. Взять такое количество ЗиС-5 было неоткуда, поэтому их заказали на ЗиЛе.

зис для кино

В итоге завод выпустил эту партию уродцев, изображавших ЗиС-5. На мой взгляд, эта продукция больше похожа на немецкий Vomag конца 1920-х или какой-нибудь немецкий же MAN, но только не на ЗиС. Но военным понравилось.

Эти машины строили на базе шеститонного ЗИЛ-4329 с дизелем ММЗ Д-245. В кузовах стояли мягкие скамейки, на которых ехали ветераны. Они настоящие ЗиСы, конечно, помнили. Интересно, что они чувствовали, сидя в машинах, подозрительно похожих на гитлеровские грузовики больше, чем на “захары”? Кстати, сам Лужков назвал тогда трёхтонные ЗиСы “полуторками, на которых мы победили”.

А теперь посмотрим на “прекрасный” образец ЗиСа в кино. Тут отличился Никита Михалков, который одинаково любит историческую тему и не любит такую же технику. Для фильма “Утомлённые солнцем-2” сделали целую партию ЗиС-5. Строили на базе “газончиков”, плохо представляя себе даже внешний вид легендарной трёхтонки. Все машины получились разными. Нет даже двух одинаковых кабин, а о каком-то сходстве или хотя бы единстве крыльев, радиаторов, боковин, капотов даже не идёт и речи.

зис для кино зис для кино

Кстати, в случае с “лужковскими” ЗиСами надо отметить, что машины остались собственностью ЗиЛа. После парада с большинства машин убрали декорации, поставили нормальные кабины и, скорее всего, распродали (точной информации, к сожалению, найти не удалось). А вот некоторые “михалковские” поделки после съёмки в кино были проданы и расползлись по стране, вызывая смех, недоумение и гнев знатоков ретроавтомобилей… и восторг у людей, далёких от техники.

Почему реплики?

Сейчас в стране проходит довольно большое количество различных ретропарадов и ретровыставок. Там можно встретить большое количество действительно хороших образцов работ реставраторов. Почему бы эти машины не использовать на съёмках фильмов или на тех же самых парадах девятого мая?

Конечно, частично их используют. Но в большинстве случаев просто нет необходимости таскать на эти мероприятия редкую и, скажем честно, дорогую технику. Да и где взять столько ретроавтомобилей на всю страну на День победы… Приходится выкручиваться. Ну а основная причина необходимости постройки репликаров — чисто практическая.

Во-первых, если на параде ретротехники заглохнет мотор восьмидесятилетней машины, ничего страшного не случится. Да, неприятно, но не страшно. Да и простительно. Другое дело — военный парад. Там такого быть не должно, так что намного предпочтительнее гонять там машину, построенную на более новом шасси.

Во-вторых, старинные автомобили — вещь немного опасная. Тут зачастую характерны и плохой обзор, и очень сложное управление, и ненадёжность некоторых систем, главная из которых — тормозная. Сейчас мы уже не можем себе представить машину хотя бы без элементарного вакуумного усилителя, а ведь на настоящих ЗиСах и ГАЗ-АА тормоза и вовсе были механическими с приводом тягами. Тут нужно уметь тормозить мотором, правильно выбирать скорость и интервал, не бояться от всей души давить на педаль тормоза для окончательной остановки. И всё это к тому же может сломаться.

В-третьих, старым машинам просто трудно много ездить. Моторы с баббитовыми вкладышами, не очень эффективные системы охлаждения и зажигания, капризные карбюраторы (а на “полуторках” — ещё и природное отсутствие бензонасосов), даже отсутствие подходящего бензина (сейчас ездят на уже редком 80-м бензине или смесях бензина с уайтспиритом или некоторыми другими компонентами) — всё это сказывается на ресурсе старых машин. Их просто жалко.

В-четвёртых, ретроавтомобили просто дороже, чем их реплики. Тут, думаю, и так всё понятно.

Ну и, наконец, то, что приходится пережить репликам, не всегда могут пережить настоящие ретроавтомобили. Например, как-то неэтично без нужды заставлять ЗиС-5 буксировать пушку ЗиС-3, или автобус ГАЗ-03-30 — возить в салоне двадцать праздных пассажиров. С этим реплики справятся лучше.

С сожалением должен заметить, что и на парадах ретротехники настоящим старинным автомобилям приходится тяжко. Как бы их владельцы ни просили гостей мероприятия не скакать по крыльям, не хлопать дверьми, не откручивать зеркала и ручки с дверей, наш народ упорно продолжает это делать. Старенькие машины, почти поголовно с деревянными кузовами, это варварство выносят с трудом. Так что тут тоже иногда есть смысл показывать реплики, хотя этого не делают: парад всё-таки “ретро”.

ретро парад ретро парад

Вот и получается, что без изготовления реплик не обойтись. Давайте посмотрим некоторые такие машины и выясним, чем хорошая реплика отличается от творчества Лужкова, Михалкова и прочих безответственных товарищей. Помогут нам в этом специалисты реставрационной мастерской Retrotruck.

ГАЗ-03-30

Сейчас найти чертежи старых машин можно без особого труда. А значит, и построить из дерева абсолютно точную копию кабины тоже можно (но, по-моему, об этом ни Лужков, ни Михалков не догадывались). Так что сделать машину внешне один в один — задача решаемая.

ГАЗ-03-30 реплика

Некоторые детали для большей убедительности использованы оригинальные. Например, тут стоит настоящий руль от “полуторки”. А вот панель приборов тут от Форда. Внешне они очень похожи, чем пользуются многие реставраторы, но некоторые отличия есть.

Обратите внимание на овальный спидометр. Таким он был у Форда, а на советских “полуторках” — более круглым. Вот так он выглядел в настоящем ГАЗ-03-30 (надеюсь, пояснять, что автобус построен на базе “полуторки”, нужды нет).

ГАЗ-03-30 приборы

Согласитесь, отличие очень незначительное, а в кино его не заметят вовсе. У Михалкова и не такое “проканало”.

В общем-то, кроме руля, панели и приборного щитка ничего старого внутри этого автобуса нет. Но салон выполнен точно по размерам оригинала. Отличается лишь материал обивки сидений — она из вполне современного дерматина.

ГАЗ-03-30 сидения

А теперь посмотрим на автобус снаружи. У оригинала крыша сделана из брезента и покрыта густотёртой краской. Тут она ровно такая же, только вместо этой краски на брезенте лежит мастика.

ГАЗ-03-30 крыша

Ну а что же у этого автобуса под капотом? Тут стоит мотор ЗМЗ-402. А вот раму пришлось строить на стапеле, чтобы сохранить все оригинальные размеры.

Задний мост узнают многие. Особенно те, кто знаком с горьковскими ГАЗ-51/52. Но обратите внимание на одну деталь.

ГАЗ-03-30 мост

Тут стоят обычные гидравлические тормоза, что здорово упрощает управление машиной и делает её безопаснее и надёжнее. Конечно, всё, что можно найти новым (подшипники, тормозные трубки, шланги и другие детали), и стоит новое — автобус в ответственный момент подвести не должен.

Кстати, я всё-таки не удержался и покатался на этой машине. Знаете, очень похоже на один известный прибалтийский микроавтобус, только с деревянным кузовом. Оригинальный ГАЗ-03-30 так не “валил”.

ЗиС-6

Трёхосная модификация трёхтонки ЗиС-6 с колёсной формулой 6х4 известна в первую очередь тем, что на неё ставили первые “Катюши” БМ-13. И если увидеть настоящий ЗиС-5 при желании можно, то найти оригинальный ЗиС-6 практически невозможно.

ЗиС-6 три четверти

Обратите внимание на диски колёс. От них во многом зависит завершённость облика, и если бы вместо них стояли диски от ЗИЛ-130, ЗиС-6 потерял бы значительную долю своего очарования. К счастью, при желании найти оригинальные диски ещё можно, и при том же желании их можно использовать на качественной реплике.

ЗиС-6 сбоку

Само собой, кабина и кузов — новые. Пришлось заново делать и мосты, но из каких агрегатов — секрет фирмы. Аналогов у них нет точно.

Ещё одна интересная особенность — оригинальные механические тормоза. Их лучше ставить, если эту машину придётся показывать близко: тормозные шланги на передней оси будут выдавать реплику с головой.

ЗиС-6 три четверти

Ну а что под капотом? Тут стоит мотор от от ЗИЛ-157, его модель ЗИС-120. Кстати, в мастерской даже при постройке реплик газовских машин не используют в целом доступные агрегаты от Газелей — уж слишком далеко они ушли от эпохи. А вот моторы, например, ГАЗ-52 мало чем отличаются от ГАЗ-51 и вполне могут заменить двигатель “полуторки”. Для реплик ЗиСа используют разные моторы: уралзисовский, зиловский, газоновский. При желании можно даже поставить родной мотор, но это будет дорого, а к тому же не очень практично. В случае поломки более современный мотор отремонтировать проще хотя бы в силу большей доступности запчастей.

ЗиС-6 сзади

Studebaker US6

В этой реплике самое интересное, пожалуй — звук. Я впервые слышал, как Студебекер издаёт звуки пневматической тормозной системой.

Studebaker US6 три четверти (1)

В общем-то, это нормально, ведь под личиной ленд-лизовского грузовика выступает наш родной “колун” ЗиЛ-157, у которого, как известно, тормоза как раз пневматические.

ЗиЛ несколько длиннее “студера”, и сбоку это немного заметно. Но только тем, кто хорошо помнит экстерьер настоящего “американца”.

Studebaker US6

Теоретически базу можно было бы и укоротить, но вспомните сложную трансмиссию “колуна” с пятью карданами: работы было бы очень много, а чем больше работы — тем дороже получается машина.

Studebaker US6 подвеска

Так что тут нашли разумный компромисс, а для придания большего сходства уделили внимания деталям. Например, решётка перед фарами сварена абсолютно такой же, как на оригинале.

Studebaker US6 фара

А вот ручки ЗиЛа по странному стечению обстоятельств практически идентичны американским.

Studebaker US6 дверная ручка

Внутри кабина обрадует любого любителя отечественных “колунов”.

Studebaker US6 салон

Зато эту машину не жалко будет заставить на параде или в кино таскать пушку. Снаружи-то не поймёшь, ЗиЛ это или “студер”…

Studebaker US6 три четверти (2)

Топливозаправщик ЗиС-5В

Топливозаправщик на базе ГАЗ-52 1989 года выпуска.

ГАЗ-52 топливозаправщик

С тех пор прошло немало времени, и ГАЗ-52 немного изменился. Сейчас он выглядит так.

Топливозаправщик ЗиС-5В

Машину делали под заказ. Цистерну не трогали, хотя некоторые отличия от тех, что были на ЗиСах, у неё есть. Правда, их знают не все. А вот насос с механическим приводом от КПП пришлось перебирать: по требованию заказчика вся система должна быть рабочей. Так что все сальники и подшипники заменили новыми.

ЗиС-5В

Так а как же из «газончика» получился ЗиС? Работы с ним было много. Всё началось, как обычно, с рамы. Задний свес ГАЗ-52 меньше, чем ЗиС-5, так что его пришлось нарастить.

ЗиС-5В рама

А переднюю часть рамы сделали заново: на ГАЗ-52 она совсем другая.

ЗиС-5В подвеска

Зато с тормозами пришлось возиться меньше. Хотя бы только потому, что на военных ЗиС-5В передних тормозов не было вовсе.

ЗиС-5В подвеска

Тут тоже есть детали от настоящего ЗиСа. Например, кронштейн фары.

фара от ЗиЛ-157

А вот сама фара — от ЗиЛ-157.

ЗиС-5В топливозаправщик сбоку реплика

Внутри этого ЗиС-5В осталось кое-что от старого доброго “газончика”. Правда, пришлось восстановить работоспособность приборной панели.

ЗиС-5В салон

ГАЗ-АА

В завершение покажем, как выглядит хорошая “киношная” “полуторка”. Это — классический пример машины, которая только выглядит, как древний грузовик. Но выглядит очень похоже.

ГАЗ-АА сбоку

Конечно, колёса с шестью шпильками сзади выдают мост ГАЗ-51, но кто там в кино будет эти шпильки считать? А вот диск пришлось заузить для установки резины штатного размера 6.50-20.

ГАЗ-АА колесо

Переднюю балку поставили вообще родную, но хорошо восстановленную. Балка от более современного “газона” на “полуторошную” не похожа.

ГАЗ-АА подвеска

Обратите внимание на шланги гидравлической тормозной системы. На ГАЗ-АА их, разумеется, не было. Зато на этой машине не страшно погонять с каскадёром за рулём. Искусство, как известно, требует жертв.

Самое интересное техническое решение здесь спрятано под капотом. Так как места там немного, то рулевое управление пришлось ставить родное, хорошо отреставрированное. Двигатель ГАЗ-2401 поместился без особых проблем, но систему охлаждения пришлось делать новую: радиатор должен был выглядеть так же, как штатный — его видно снаружи, но при этом он должен хорошо работать с волговским мотором. Кстати, всё навесное оборудование — тоже новое.

ГАЗ-АА двигатель

В моторном отсеке нашла себе место и аккумуляторная батарея, хотя на “полуторке” она стоит на кронштейне на раме под кабиной. Это не очень удобно, да и места там для неё не нашлось.

Крылья сделаны из пластика, капот и брызговики — из металла, но они тоже классический “новодел”. А вот кабина тут тоже от самой настоящей “полуторки”! Вот как она выглядела до реставрации — смотрите на заднем плане.

прицеп

Понятно, что её деревянные части и брезентовая крыша сохраниться в лесу не могли, так что их пришлось изготавливать заново. Но результат того стоил: копия получилась очень точной, а вот обслуживать её не сложнее, чем обычный “газик” или Волгу.

* * *

Кто-то скажет, что разбирать ГАЗ-51, ГАЗ-52 или ЗиЛ-157 для постройки реплик не совсем гуманно — таких машин тоже осталось немного. Да, это так, но сейчас в продаже есть ещё много ГАЗ-52 и даже ГАЗ-51. И подавляющее их большинство всё равно будет уничтожено. Так что на музеи их ещё хватит, а люто “заколхоженные” машины, иногда даже без документов, отлично подходят на роль доноров. Тем более, что результат получается интересным. Да и оригинальные ЗиС-5, ГАЗ-АА и другие легендарные машины скажут только “спасибо” за существование таких клонов — чем их меньше трогают, тем лучше. А не трогать их совсем нельзя: всё-таки это тоже часть нашей истории.

Коллектив реставрационной мастерской Retrotruck с репликами автобусов ЗИС-8 и ГАЗ-03-10

Коллектив реставрационной мастерской Retrotruck с репликами автобусов ЗИС-8 и ГАЗ-03-10

Источник ➝