На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 967 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

День рождения "Зубра": первому МАЗу исполнилось 70 лет

Легендарный МАЗ-205 отметил славный юбилей - 70 лет назад, 7 ноября 1947 года, первые пять 6-тонных самосвалов этой модели, собранных в экспериментальном цехе Минского автозавода, прошли в парадной колонне по белорусской столице.

Первенец МАЗа был разработан конструкторами Ярославского автозавода на базе грузовика ЯАЗ-200, отличался от него укороченными базой и рамой, карданными валами, самосвальной платформой-кузовом с задним откидным бортом и подъемным гидравлическим механизмом и изначально носил имя ЯАЗ-205 - первые такие машины были изготовлены в 1946 году. Однако производство всего семейства тяжелых грузовиков с колесной формулой 4х2 было решено в перспективе передать в Минск, а Ярославль переключали на выпуск трехосников ЯАЗ-210 (позже их производство также передадут на другой завод - в украинский Кременчуг).

В Минске в первую очередь начали выпускать именно строительные самосвалы МАЗ-205 - потребность в них на тот момент в поднимавшемся из руин СССР была колоссальная! От своего ярославского прародителя минский самосвал внешне отличался иной радиаторной решеткой (горизонтальные прорези уступили место вертикальным) и заводской эмблемой. Кроме того, русского медведя на капоте заменил белорусский зубр (правда, позже фигурка зубра перекочевала на боковины капота).

Для своего времени самосвал МАЗ-205 казался верхом совершенства: он оснащался большой трехместной кабиной, 110-сильным дизельным двигателем ЯАЗ-204 (двухтактная рядная "четверка" объемом 4654 см3 - "метризованный" аналог американского GMC 4-71), 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на четырех высших передачах и имел грузоподъемность 6 тонн (5 тонн - на грунтовых дорогах). И никого не удивляло, что, например, кабину собирали из деревянного каркаса и обшивали "вагонкой" - тонколистовой прокат в послевоенное время был в стране большим дефицитом.

Выпуск самосвалов в Минске начали еще до окончания строительства первой очереди автозавода, поэтому поначалу большую часть комплектующих для МАЗ-205 получали с ЯАЗа и других предприятий. Собственно в Минске изготавливали только деревянные кабины, передние оси и карданные валы. Но со временем уровень локализации нарастили, и вскоре Минский автозавод стал одним из крупнейших автопроизводителей в СССР: в 1952 году на предприятии был выпущен 10-тысячный грузовик, в 1959-м - 100-тысячный, а в 1964 году - уже 200-тысячный.

Вслед за "двести пятым" с конвейера стали сходить бортовые грузовики МАЗ-200, седельные тягачи МАЗ-200В, лесовозы МАЗ-501, армейские грузовики МАЗ-502. Был налажен выпуск разнообразной прицепной техники.

Самосвал МАЗ-205 оказался крайне востребован в карьерах, на заводах и строительных площадках, где использовался для перевозки песка, щебня и бетона. В процессе производства автомобиль постоянно подвергался различным доработкам и усовершенствованиям (например, кабину стали полностью обшивать металлическим листом, мощность двигателя была увеличена до 120 л.с. и т.д.) и продержался на конвейере 18 лет. Последние МАЗ-205 покинули заводские ворота в декабре 1965 года. Один из них сегодня находится на постаменте у центральной проходной Минского автозавода.

За 70 лет на Минском автозаводе разработали более 500 моделей автомобилей. Грузовики марки МАЗ можно встретить по всему миру - от Владивостока до Каракаса. Сегодня на заводе работают над новой техникой и развивают концепцию "умного" грузовика, который благодаря встроенным интеллектуальным системам сможет обеспечить максимальный уровень безопасности и комфорта для водителя.

МАЗ также разработал и готовит к серийному производству семейство грузовиков класса Евро-6 с кабиной нового поколения. В его линейке - самосвал МАЗ-6516M9 с колесной формулой 8х4, который оснащен 476-сильным двигателем Mercedes-Benz OM471, автоматической трансмиссией и имеет грузоподъемность 26 тонн. Это, так сказать, прапрапраправнук легендарного МАЗ-205.

Кстати, очень скоро Минский автозавод начнет комплектовать свою технику моторами собственного производства - они будут выпускаться на суперсовременном предприятии, возведение которого совместно с китайской компанией Weichai Power уже началось в индустриальном парке "Великий камень".

Возвращаясь к юбилейной дате, стоит напомнить, что Минский автозавод также участвовал и в становлении других предприятий. Например, мазовские корни имеют сразу три белорусских автопроизводителя: БЕЛАЗ, МОАЗ и МЗКТ. Кроме того, именно специалисты Минского автозавода разработали первый самосвал КАМАЗ - он был собран в экспериментальном цехе МАЗа в 1971 году.

"МАЗ сыграл решающую роль в развитии белорусского автомобилестроения. На Минском автозаводе был собран первый в республике самосвал, освоены практически все направления большегрузной техники, - отметил генеральный директор ОАО "МАЗ" Дмитрий Катеринич по случаю 70-летнего юбилея. - Сейчас наши основные задачи - оставаться конкурентоспособными на ключевых рынках и расширять географию поставок. Большую роль в этом должны сыграть инновации: развитие новых линеек автомобилей, выпуск собственных двигателей, сотрудничество с зарубежными производителями оборудования для спецтехники. Бренд МАЗ продолжит развиваться в разных направлениях".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх