1. Скрученный пробег

Часто производители дают гарантию на пробег на первые 100 тысяч км. Если он больше, шансы продать машину резко падают. Нередко авто пригоняют из Европы с пробегом под 200 тысяч и уменьшают его в пять раз, просто скрутив цифры на одометре. Могут даже показать сервисную книжку с поддельными печатями или перед продажей пройти регламентное ТО для заявленного пробега.

Как не дать себя обмануть

Часто можно распознать обман невооружённым глазом. На скрученный пробег указывают:

  • Потёртости и трещины элементов салона, особенно водительского сиденья, оплётки руля, рычага переключения передач. Если часть салона, наоборот, выглядит новее остальных, это тоже должно вас насторожить.
  • Просвечивающие резиновые накладки на педалях, сквозь которые виден металл.
  • Слишком чистое пространство под водительским ковриком — возможно, отмывали «утопленника», ведь обычно автомойщики туда редко добираются. Слишком грязные поверхности — за салоном не следили, как и за авто в целом (к пробегу это не имеет отношения, но всё равно плохой знак).
  • Стёртая краска и отполированный пластик пиктограмм и кнопок в салоне.
  • Несоответствие показателей о пробеге в бортовом компьютере и отдельных блоках управления двигателем.

Также стоит обратиться в официальный сервисный центр. Там вам расскажут и о пробеге, и о дате ввоза, и о ремонтах, и о том, настоящие ли печати в сервисной книжке.

2. Неровная геометрия

Нечестный продавец, который не хотел бы делать скидку из‑за того, что машина была в аварии, может промолчать об этом. Но даже после тщательного ремонта останутся следы. Ведь если машина побывала в серьёзной аварии, восстановить её геометрию до миллиметра очень сложно, как бы ни старались в автосервисе.

Как не дать себя обмануть

На ДТП будут указывать зазоры между элементами машины: капотом и передними крыльями, задними крыльями и багажником, а также асимметричная толщина рамок вокруг дверей. Как их искать?

  • Проанализировать зазоры можно по фото. Откройте снимок в графическом редакторе и инструментом вроде линейки сравните толщину зазоров справа и слева.
  • Можно также измерить диагонали на фотографиях передней и задней частей автомобиля: взять симметричные точки на крыше авто, провести от них линии к углам капота и багажника соответственно.
  • На современных СТО есть услуга анализа геометрии. Компьютерная система сканирует авто со всех сторон, измеряет диагонали, перепроверяет симметрию колёс. Результат выдаётся с точностью до десятых или даже до сотых долей миллиметра.

3. Толстый слой краски

Покупка авто: обратите внимание на толстый слой краски

В самом факте перекрашивания машины нет ничего плохого. Другое дело, когда при помощи такого тюнинга продавец хочет скрыть, что машина была в аварии. Если смена цвета, о которой продавец умолчал, установлена, это хороший повод для торга. А то и для отказа от покупки, если перекрашивание маскирует очень серьёзные повреждения.

Как не дать себя обмануть

«Не битая, не крашеная» — истинность этого утверждения проверяется толщиномером. Прибор сравнительно недорогой, можно купить его на Авито (цена — от 1 000 рублей). Или взять в аренду (от 100 рублей в сутки). Как им пользоваться и как оценивать его показания?

  • Измеряйте толщину лакокрасочного покрытия (ЛКП) по всей поверхности кузова. Если красили крышу, возможно, машина была в очень серьёзной аварии с переворотом.
  • Нормальная толщина заводского ЛКП — в среднем от 80 до 170 мк. Возможны отклонения в зависимости от марки, поэтому заранее уточните, какова толщина ЛКП у новой модели — производители предоставляют такую информацию.
  • ЛКП толщиной в 300 мк и больше однозначно признак окраски: так могли, например, замаскировать неглубокую царапину от ключей. Показания ближе к 1 000 мк говорят, что под краской есть ещё шпаклёвка. Такой автомобиль был в аварии и наверняка получил сильную деформацию, после чего шпаклевался в автосервисе, а уже сверху была наложена краска. Если толщина ЛКП стремится к 2 000 мк, такую машину лучше не брать: её восстановили по кусочкам, и невозможно определить, насколько прочно они соединены.

4. Заменённые стёкла и фары

В объявлениях нередко пишут что‑то вроде «Все стёкла целые по кругу» и «Фары родные, не клееные». Не принимайте это на веру: в этом случае продавец также может скрывать, что машина была в ДТП.

Как не дать себя обмануть

При осмотре авто вас должны насторожить эти детали:

  • Маркировка (логотип и цифровой код), различающиеся на симметричных стёклах (на лобовом и заднем они могут быть разными, но в любом случае год выпуска должен быть везде один и тот же и совпадать с годом выпуска машины).
  • Уплотнители, «гармошкой» прилегающие к стёклам или имеющие другие деформации.
  • Разная маркировка, цвет и прозрачность фар. Одна фара не может быть более затёртой и мутной, чем другая. Но имейте в виду, что на некоторых авто задние фонари делают разного цвета (с красной и белой частями). Также могут не быть одинаковыми цвет ламп и их интенсивность — это нормально.
  • Крепления для фар, отличающиеся по цвету, имеющие следы клея или пайки. Скорее всего, такие детали меняли или возвращали на место после удара. А вот если фары не отрегулированы и светят под разными углами, это не повод для беспокойства. Такой дефект легко исправить на месте обычной отвёрткой.

5. Машина, собранная из того, что было

Подержанные автомобили, особенно дорогих марок, могут на самом деле быть собранными из нескольких серьёзно побитых экземпляров. Продавец может умолчать об этом, но внимательный покупатель и сам заподозрит неладное при детальном осмотре. Выявленные факты — хорошее основание для торга и повод призадуматься: а не купить ли за эти же деньги машину поновее и поцелее? Ведь такие «конструкторы» могут повести себя на дороге непредсказуемо.

Как не дать себя обмануть

То, что автомобиль не сошёл с конвейера в таком виде, а стал продуктом «коллективного творчества», может быть заметно по некоторым деталям:

  • Лонжероны: с неаккуратными или толстыми сварными швами, неоднородной окраской, неровными зазорами по кузову. Если лонжероны вытянуты, то автомобиль гарантированно побывал в серьёзном ДТП, после чего его и пересобрали.
  • Дверные проёмы: неоригинальные болты, которыми прикручены дверные петли. Рекомендуем также изучить кромки самих дверей: если они неровные, заострённые, то наверняка были зашпаклёваны после ДТП и затем окрашены.
  • Бампер: швы после сварки на внутренней части. Также обратите внимание, ровно ли он подвешен и нет ли зазоров на его краях.

Не всегда использование «донорских» элементов для машины — это безусловное зло. Например, единичная замена кузовных элементов (крыла или бампера), ручек дверей и других мелких деталей сами по себе опасности не несут и на надёжность автомобиля не влияют.

6. Неоригинальные запчасти

Некоторые продавцы не особенно тщательно ищут оригинальные запчасти и не готовы за них переплачивать. Поэтому и капоты их машин нередко сделаны как будто из фольги, а тормозные колодки явно долго не протянут. Но вообще, ответственный автовладелец старается держать машину «в оригинале»: это надёжнее и позволяет сохранить гарантию производителя. Честный продавец всегда предупредит вас о том, какие запчасти установлены в машине.

Важно понимать, что не все неоригинальные запчасти плохи. Есть, например, поддельные, надёжность которых вызывает большие сомнения. А есть и качественные запчасти от проверенных марок, которые не выдают себя за японский или баварский автопром. В любом случае покупатель имеет право знать, что у машины под капотом.

Как не дать себя обмануть

  • Если продавец утверждает, что все запчасти оригинальные, лучше перепроверить. Идеальный вариант — доехать до надёжного автосервиса и провести диагностику машины у специалистов. Это делается за счёт покупателя и не должно вызывать возражений у порядочного продавца.
  • Кое‑что вы увидите сами: неоригинальные тормозные колодки, амортизаторы, аккумулятор и другие элементы, которые можно менять, могут отличаться по цвету и качеству исполнения. Заусенцы, неровности, смазанное клеймо должны вас насторожить. Если сомневаетесь, найдите фото оригинальной детали в интернете и сравните с тем, что видите внутри авто. Но если установлены запчасти от Lemförder, Bosch, KYB, FAG, Ferodo или других топ‑поставщиков, с которыми работают производители и недешёвые сервисные центры, можно не переживать.

7. Стреляные подушки

Нечестные продавцы после серьёзных аварий со сработавшими подушками меняют только торпеду. При этом саму подушку с пиропатроном не ставят — просто сворачивают то, что есть, и упаковывают обратно.

Откровенным мошенникам, перекупщикам и людям, которые просто считают себя умнее всех, лишние расходы не нужны. Не будет же покупатель проверять работу подушек при осмотре. Да и как проверить их до аварии?

Как не дать себя обмануть

Мошенникам не удастся ввести вас в заблуждение, если вы:

  • При осмотре салона определите расположение подушек по надписям Airbag или SRS. Комплектность должна совпадать с заявленной модификацией.
  • Сравните цвет заглушек с этими надписями с остальными элементами салона. Если отличаются, то, скорее всего, подушки стреляли.
  • Посмотрите на края заглушек. Они должны плотно и ровно прилегать, не иметь сколов или других повреждений.
  • Осмотрите кресла возле подушек. На них не должно быть следов восстановления.
  • Косвенный признак отстрела подушек — заменённые стёкла. Но однозначно сказать, срабатывала подушка или нет, может только специалист. Самостоятельно снимать заглушки и осматривать пиропатроны не советуем — это опасно.

Что можно узнать об автомобиле из открытых данных?

Чтобы узнать об автомобиле больше, даже не нужно его видеть: есть сведения, которые можно получить по номеру авто и VIN‑коду. Например, можно выяснить информацию о ДТП, ремонте, залоге, ограничениях, отсутствии техобслуживания, использовании автомобиля в такси и другие данные из официальных источников.

Зачем это знать

Обращайте внимание на эти сведения об автомобиле — они говорят о нём многое:

  • Стоимость ремонтов. Особенно если она исчисляется шестизначными суммами. Если цена ремонта близка к оценочной стоимости авто, это «тотал» — машина, которая, по мнению страховой, не подлежит восстановлению.
  • Количество ДТП и ремонтов. Много мелких ремонтов, особенно по каско (когда можно покрасить едва ли не каждую царапину), — повод для торга, а не приговор. Один крупный (особенно по двигателю или коробке передач) — большой риск.
  • Число владельцев. Если машина меняла хозяина раз в год, что‑то не так. Скорее всего, она состоит из скрытых дефектов.
  • Выполнение регламентных ТО. Владелец не должен был их пропускать, особенно до завершения срока гарантии. Слова о «мастере — золотые руки», который работает в своём гараже и не даёт квитанций, — сказки.
  • Динамика роста пробега. Сравните отметки о километраже в сервисной книжке и время заезда. Подозрительно, если сначала авто проходило 20 000 км в год, а затем резко перешло на 1 000 или вовсе стояло.
  • Залог, ограничения на регистрацию. Такие авто не получится купить, потому что они не пройдут перерегистрацию.

Всё это даст понять, тратить ли деньги на диагностику машины и можно ли вообще её покупать.

Где искать эту информацию

Часть данных об авто есть в открытом доступе на разных сайтах, часть можно получить только за деньги. Например, на сайте Госавтоинспекции вы узнаете по VIN‑номеру историю регистрации машины в ГИБДД, информацию о её участии в ДТП, нахождении в розыске и наличии ограничений. На сервисе ФНП можно узнать, находится ли авто в залоге. На сайте РСА — сведения об ОСАГО.