Несмотря на начавшееся оживление российского авторынка, далеко не все популярные модели могут похвастать ростом продаж. Lada Granta, Hyundai Solaris, Renault Duster — еще недавно они возглавляли автомобильные чарты, а сегодня спрос на эти автомобили падает вопреки растущему рынку. Почему российские покупатели изменили свои предпочтения, разбираемся в нашем обзоре.
Расслоение авторынка
После самого затяжного в истории российского авторынка кризиса продажи новых машин, наконец-таки, набирают обороты. С марта спрос на них стабильно растет, причем в прошлом месяце положительная динамика впервые за много лет выражалась двумя знаками — 15% со знаком плюс. С начала года автомобильный рынок превзошел себя прошлогоднего на 5%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.
Показательно, что драйверами роста стали массовые марки, тогда как премиальный сегмент, традиционно более устойчивый к кризисным явлениям, напротив, сейчас показывает падение. Наряду с прочими бонусами от государства оживлению покупателей на масс-маркете во многом послужило недавнее увеличение ценового барьера по льготным автокредитам до 1,45 млн рублей, а вот иномарки премиум-класса, как известно, не попадают ни под одну госпрограмму. Кроме того, спрос в премиальном сегменте зачастую завязан на выходе новых моделей, поэтому рассчитывать на приток клиентов могут, прежде всего, автопроизводители, которые выводят в этом году свои новинки. Подтверждением этому служат, к примеру, результаты Volvo, демонстрирующей наилучшую среди премиум-брендов динамику продаж благодаря актуальному модельному ряду. Что касается аутсайдеров, с выходом нового Audi Q5, который уже появился у российских дилеров, продажи марки с четырьмя кольцами также могут пойти в гору.
«Когда рынок падал в предыдущие годы, драйверами падения также выступали массовые марки, поскольку кризисные явления в большей степени коснулись именно среднего класса, который обеспечивал устойчивый спрос на автомобили данного сегмента в прошлом. Покупатели не чувствовали уверенности в завтрашнем дне (по большому счету, и сейчас не чувствуют) и откладывали приобретение машины, в результате чего за это время увеличился средний срок владения автомобилем, как новым, так и подержанным. По мере увеличения темпов экономического роста и роста реальных доходов граждан отложенный спрос в массовом сегменте будет конвертироваться в продажи, и впереди окажутся марки, которые не потеряли лояльности потребителей за время кризиса и у которых будут конкурентные по цене и оснащенности для российского рынка модели», — комментирует финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.
Статистика на все лады
Несмотря на то, что сегодня практически все лидеры рынка вышли в плюс, и у них есть модели, которые тянут показатели продаж вниз. Причем, как правило, это их самые «кассовые» автомобили, однако по разным причинам они теряют покупателей вопреки растущему рынку. Так, рост продаж АВТОВАЗа в этом году обеспечивают исключительно наиболее современные Lada Vesta и XRAY. На остальные же модели российского автогиганта наблюдается падение спроса, хоть они и находятся в более низком ценовом сегменте. Самым продаваемым вазовским автомобилем остается бюджетник Lada Granta, однако в январе-мае 2017 года его выбрали на 9% меньше покупателей, чем годом ранее.
Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России
Модель | Кол-во, шт. | Изм, % |
Kia Rio | 38 126 | 23,7 |
Lada Granta | 33 444 | —9,0 |
Lada Vesta | 27 986 | 57,5 |
Hyundai Solaris | 25 260 | —32,2 |
Hyundai Creta | 20 131 | — |
Volkswagen Polo | 18 088 | 1,9 |
Renault Duster | 15 886 | —18,2 |
Lada XRAY | 12 692 | 103,2 |
Toyota RAV4 | 12 449 | —12,0 |
Chevrolet Niva | 11 948 | 2,4 |
Renault Kaptur | 11 324 | — |
Skoda Rapid | 11 227 | 8,6 |
Renault Sandero | 10 835 | —0,4 |
Toyota Camry | 10 828 | 6,1 |
Lada 4x4 | 10 755 | —3,5 |
Renault Logan | 10 520 | —4,0 |
Lada Largus | 10451 | —10,7 |
Kia Sportage | 9871 | 42,4 |
Volkswagen Tiguan | 9496 | 189,5 |
Skoda Octavia A7 | 8783 | 3,2 |
Nissan X-Trail | 8590 | 26,7 |
Nissan Qashqai | 8165 | 8,8 |
Всего | 577 449 | 5,1 |
Данные Ассоциации европейского бизнеса за 5 мес. 2017 г.
Как отмечает директор по продажам по бренду Lada в ГК «Терра Авто» Игорь Бадер, в падении спроса на Гранту во многом свою роль играет внутренняя динамика. К примеру, в более сложных комплектациях Lada Granta не уступает по цене ни Весте, ни Иксрею и, соответственно, страдает от конкуренции в рамках одного бренда, тем более что взгляд потребителей чаще падает на более новые автомобили. А вот соплаформеннники Datsun, по мнению эксперта, покупателей у Гранты практически не отнимают, о чем свидетельствует значительный разрыв в объемах продаж между этими моделями.
На фоне растущего спроса на внедорожники несколько сдает позиции Лада 4x4, продемонстрировав 4%-ное падение продаж за пять месяцев 2017-го. Впрочем, дилеры АВТОВАЗа отмечают, что спрос на эту модель традиционно подвержен сезонным изменениям, и, как правило, ближе к концу года объем продаж внедорожника серьезно возрастает. А вот универсал Lada Largus, который остается безусловным бестселлером в своем сегменте, в январе-мае продавался на 11% хуже по сравнению с прошлым годом. Причина — нехватка мощностей для его производства и перебои с поставками комплектующих. Как известно, Largus выпускается на одной сборочной линии с Lada XRAY, в пользу которого в последнее время и перераспределены производственные мощности.
«Падение реализации Ларгуса связано, прежде всего, с дефицитом автомобилей. Как только машины начинают появляться у дилеров — продажи идут вверх, так как спрос на эту модель стабилен и значительно превышает предложение. Рост реализации универсала Lada Largus на сегодня ограничен только возможностями производства», — рассказывает директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский.
Кандидаты на вылет
По мнению Ивана Кондратенко, с учетом высокого спроса на Lada Largus АВТОВАЗу, возможно, стоит оптимизировать производственные линии и переориентироваться на наиболее востребованные модели, выводя с конвейера уже устаревшие Калину и Приору.
Действительно, с каждым годом эти автомобили недосчитываются все больше покупателей — в январе-мае продажи Lada Kalina и Priora снизились на 16% и 20% соответственно. При этом в нынешнем году Priora впервые выпала из топ-25 российских бестселлеров. Напомним, в конце 2015 года на АВТОВАЗе всерьез раздумывали о завершении производства Приоры, на смену которой пришел новый флагманский седан Lada Vesta. Однако в итоге эти автомобили решили развести по разным ценовым сегментам, тем самым усилив модельный ряд Lada. Так, Priora осталась на конвейере, правда, только в кузове седан и с упрощенным оснащением.
По словам Игоря Бадера, Lada Priora во многом страдает из-за узости ее целевой аудитории, так как на данный момент эта модель доступна лишь в трех комплектациях с небольшим набором опций. На Калину же сейчас сохраняется стабильный спрос — наравне с Грантой она уверенно занимает нишу практичных автомобилей с кузовом универсал. Соответственно, прекращение ее производства было бы экономически нецелесообразно.
А вот Алексей Кузьмич считает, что спрос на Калину и Приору стремительно падает в силу их технического и морального устаревания. Целесообразность производства этих моделей определяется тем, что на рынке ультрадешевых новых автомобилей у них практически нет конкурентов, и, несмотря на архаичность конструкции, низкий уровень безопасности и комфорта, Kalina и Priora по-прежнему находят своих клиентов. Однако в случае значительного экономического роста потребители окончательно сделают выбор в пользу более технологичных новых моделей, оставив семейства Lada Kalina и Priora в истории.
Брат на брата
Между тем в числе моделей, показывающих падение реализации, оказался Hyundai Solaris, который еще в прошлом году был абсолютным бестселлером на российском рынке. По итогам пяти месяцев 2017-го спрос на эту модель снизился на 32%, в результате чего Solaris откатился сразу на четвертое место в рейтинге продаж, пропустив вперед не только давних соперников Kia Rio и Lada Granta, но и седан Lada Vesta. Стоит отметить, что Solaris начал сдавать позиции с выходом нового поколения модели, появившегося в продаже в конце февраля. При этом в отличие от того же Kia Rio новинка лишилась версии в кузове хэтчбек и теперь представлена только в четырехдверном исполнении. Как заявили «За рулем.РФ» в пресс-службе «Хендэ Мотор СНГ», компания не только выполняет, но даже и перевыполняет план продаж второго поколения Соляриса. В то же время объемы производства этой модели были пересмотрены в связи с выпуском нового кроссовера Hyundai Creta, который запланированно и ожидаемо перетягивает часть спроса.
«Динамика продаж нового Соляриса отлично демонстрирует высокую эластичность спроса в данном сегменте. Новинка, безусловно, технологичнее и совершеннее предыдущего поколения, однако с обновлением модели производитель увеличил ценник, особенно для богато оснащенных комплектаций. Таким образом, стоимость Hyundai Solaris в максимальном оснащении перевалила за психологическую отметку в 1 млн рублей, что оттолкнуло часть покупателей. В преддверии аналогичного рестайлинга сейчас особой популярностью пользуется модель-близнец Kia Rio, поскольку после обновления следует ожидать аналогичной ценовой политики», — рассуждает Алексей Кузьмич.
Кстати, некоторые дилеры еще распродают Солярисы прошлого поколения, однако их запасы могут закончиться достаточно быстро с учетом того, что эти автомобили предлагаются с хорошим дисконтом. К примеру, в салонах ГК «АвтоСпецЦентр» таких машин уже не осталось. Как говорит генеральный директор «АвтоСпецЦентр Hyundai» Вадим Автономов, спрос на новый Hyundai Solaris растет очень быстро, и через пару месяцев модель вернет себе титул самого продаваемого автомобиля в России. Уход хэтчбека, по его словам, не сильно повлиял на продажи Соляриса, поскольку этот тип кузова уже давно не пользуется особым спросом у потребителей.
В свою очередь, Алексей Кузьмич отмечает, что часть потенциальных покупателей хэтчбека Solaris, безусловно, сделают выбор в пользу моноприводной версии кроссовера Hyundai Creta. Этому способствует и падение спроса на хэтчбеки B-класса в целом, которые уступают на рынке седанам, а в последние годы и кроссоверам, особенно моноприводным. «По сути, базой для Hyundai Creta стала »тележка” Соляриса, в связи с чем производитель предпочел не устраивать внутренний каннибализм и убрал хэтчбек с российского рынка», — поясняет он.
Как «минус» превращается в «плюс»
После четырех лет безусловного лидерства на рынке SUV в последнее время стал сдавать позиции кроссовер Renault Duster. Несмотря на бурный рост этого сегмента, в январе-мае продажи Дастера снизились на 18%. Более того, Hyundai Creta с момента выхода на рынок в августе прошлого года отобрал у него пальму первенства среди «джипообразных». Напомним, французский кроссовер продается в нашей стране уже более пяти лет, поэтому соперничать с новинками ему трудновато. Возможно, Renault Duster сможет вернуть себе былую популярность с выходом нового поколения, которое ожидается на российском рынке в будущем году. Стоит отметить, что положение марки Renault в SUV-сегменте укрепляет кроссовер Kaptur, дебютировавший год назад. Сегодня эта модель входит в пятерку самых популярных внедорожников в России, а в модельном ряду Renault уступает по объему продаж только Дастеру.
По словам Алексея Кузьмича, прошло время, когда Renault Duster был практически безальтернативным автомобилем данного класса в нижней ценовой категории. На сегодняшний день у него появилось как минимум два сильных конкурента — Hyundai Creta и Renault Kaptur, которые при этом предпочтительнее для городской эксплуатации по потребительским качествам. С расширением данного сегмента прежняя популярность Дастера вряд ли возможна. В защиту модели выступает то, что она чуть лучше приспособлена к бездорожью, а также в среднем на 10–15% дешевле новых конкурентов в аналогичных комплектациях.
В свою очередь, директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников отмечает, что суммарные продажи кроссоверов Duster и новинки Kaptur заметно превышают прошлогодние продажи Дастера, который на тот момент был единственным компактным SUV от Renault на российском рынке. «Поэтому мы можем говорить о том, что французский бренд угадал чаяния целевой аудитории, предложив им две модели, отличающиеся не только размером, но и позиционированием на рынке», — констатирует он.
Дорогу новичкам!
В небольшом минусе по итогам пяти месяцев 2017-го оказались и легковые модели Renault — Sandero (-0,5%) и Logan (-4%). Причем хэтчбек в этом году продается даже успешнее седана, что во многом объясняется популярностью у покупателей псевдокроссоверной версии Sandero Stepway. По мнению Алексея Кузьмича, существенную конкуренцию Логану сегодня составляют модели корейских автопроизводителей (Hyundai Solaris и Kia Rio), которые со сменой поколений стали лучше оснащены, а также относительно новая модель АВТОВАЗа — Lada Vesta, продолжающая завоевывать потребителей.
«Не стоит говорить о серьезном снижении спроса на Renault Logan и Sandero. Обе модели сохраняют свои позиции в топ-рейтинге российского авторынка, несмотря на высочайшую конкуренцию в сегменте и отчасти — внутреннюю конкуренцию с кроссоверами Renault», — отмечает Владимир Мирошников.
Стоит упомянуть еще одного «отрицательного персонажа» в хит-параде самых популярных в России автомобилей — Toyota RAV4. Этот кроссовер входит в десятку российских бестселлеров, однако в январе-мае отметился 12-процентным падением продаж. При этом вслед за Дастером «японец» опустился на одну ступеньку на пьедестале почета среди внедорожников, получив «бронзу». Как говорит Владимир Мирошников, у дилеров «Рольфа» продажи автомобилей Toyota демонстрируют небольшой, но устойчивый рост в течение всего года. Бестселлерами марки по-прежнему является вся модельная линейка SUV во главе с RAV4, который сохраняет лидерство в сегменте C-SUV. По мнению эксперта, в дальнейшем стоит ожидать увеличения продаж «RAV четвертого», поскольку в условиях восстановления рынка именно сегмент кроссоверов покажет наиболее динамичный рост.
А вот Иван Кондратенко считает, что конкуренция на рынке SUV обостряется, и RAV4 все труднее соперничать с новыми моделями, которые отбирают у него покупателей. «На фоне оживления авторынка потребители обращают свое внимание на более современные новинки. В целом, падение продаж многих массовых автомобилей может быть вызвано все большим предложением на рынке, выходом новых моделей и растущей популярностью сегмента SUV», — резюмирует эксперт.
Свежие комментарии