На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 971 подписчик

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

«Отрицательные герои»: какие автомобили теряют популярность?

Несмотря на начавшееся оживление российского авторынка, далеко не все популярные модели могут похвастать ростом продаж. Lada Granta, Hyundai Solaris, Renault Duster — еще недавно они возглавляли автомобильные чарты, а сегодня спрос на эти автомобили падает вопреки растущему рынку. Почему российские покупатели изменили свои предпочтения, разбираемся в нашем обзоре.

Расслоение авторынка

После самого затяжного в истории российского авторынка кризиса продажи новых машин, наконец-таки, набирают обороты. С марта спрос на них стабильно растет, причем в прошлом месяце положительная динамика впервые за много лет выражалась двумя знаками — 15% со знаком плюс. С начала года автомобильный рынок превзошел себя прошлогоднего на 5%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.

Показательно, что драйверами роста стали массовые марки, тогда как премиальный сегмент, традиционно более устойчивый к кризисным явлениям, напротив, сейчас показывает падение. Наряду с прочими бонусами от государства оживлению покупателей на масс-маркете во многом послужило недавнее увеличение ценового барьера по льготным автокредитам до 1,45 млн рублей, а вот иномарки премиум-класса, как известно, не попадают ни под одну госпрограмму. Кроме того, спрос в премиальном сегменте зачастую завязан на выходе новых моделей, поэтому рассчитывать на приток клиентов могут, прежде всего, автопроизводители, которые выводят в этом году свои новинки. Подтверждением этому служат, к примеру, результаты Volvo, демонстрирующей наилучшую среди премиум-брендов динамику продаж благодаря актуальному модельному ряду. Что касается аутсайдеров, с выходом нового Audi Q5, который уже появился у российских дилеров, продажи марки с четырьмя кольцами также могут пойти в гору.

Хоть российский авторынок и начал активно восстанавливаться, он все еще зависим от программ господдержки, которые направлены как раз на сегмент бюджетных автомобилей и кроссоверов, отмечает консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко.
«Когда рынок падал в предыдущие годы, драйверами падения также выступали массовые марки, поскольку кризисные явления в большей степени коснулись именно среднего класса, который обеспечивал устойчивый спрос на автомобили данного сегмента в прошлом. Покупатели не чувствовали уверенности в завтрашнем дне (по большому счету, и сейчас не чувствуют) и откладывали приобретение машины, в результате чего за это время увеличился средний срок владения автомобилем, как новым, так и подержанным. По мере увеличения темпов экономического роста и роста реальных доходов граждан отложенный спрос в массовом сегменте будет конвертироваться в продажи, и впереди окажутся марки, которые не потеряли лояльности потребителей за время кризиса и у которых будут конкурентные по цене и оснащенности для российского рынка модели», — комментирует финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.

Статистика на все лады

Несмотря на то, что сегодня практически все лидеры рынка вышли в плюс, и у них есть модели, которые тянут показатели продаж вниз. Причем, как правило, это их самые «кассовые» автомобили, однако по разным причинам они теряют покупателей вопреки растущему рынку. Так, рост продаж АВТОВАЗа в этом году обеспечивают исключительно наиболее современные Lada Vesta и XRAY. На остальные же модели российского автогиганта наблюдается падение спроса, хоть они и находятся в более низком ценовом сегменте. Самым продаваемым вазовским автомобилем остается бюджетник Lada Granta, однако в январе-мае 2017 года его выбрали на 9% меньше покупателей, чем годом ранее.

Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России

Модель

Кол-во, шт.

Изм, %

Kia Rio

38 126

23,7

Lada Granta

33 444

—9,0

Lada Vesta

27 986

57,5

Hyundai Solaris

25 260

—32,2

Hyundai Creta

20 131

Volkswagen Polo

18 088

1,9

Renault Duster

15 886

—18,2

Lada XRAY

12 692

103,2

Toyota RAV4

12 449

—12,0

Chevrolet Niva

11 948

2,4

Renault Kaptur

11 324

Skoda Rapid

11 227

8,6

Renault Sandero

10 835

—0,4

Toyota Camry

10 828

6,1

Lada 4x4

10 755

—3,5

Renault Logan

10 520

—4,0

Lada Largus

10451

—10,7

Kia Sportage

9871

42,4

Volkswagen Tiguan

9496

189,5

Skoda Octavia A7

8783

3,2

Nissan X-Trail

8590

26,7

Nissan Qashqai

8165

8,8

Всего

577 449

5,1

Данные Ассоциации европейского бизнеса за 5 мес. 2017 г.

Как отмечает директор по продажам по бренду Lada в ГК «Терра Авто» Игорь Бадер, в падении спроса на Гранту во многом свою роль играет внутренняя динамика. К примеру, в более сложных комплектациях Lada Granta не уступает по цене ни Весте, ни Иксрею и, соответственно, страдает от конкуренции в рамках одного бренда, тем более что взгляд потребителей чаще падает на более новые автомобили. А вот соплаформеннники Datsun, по мнению эксперта, покупателей у Гранты практически не отнимают, о чем свидетельствует значительный разрыв в объемах продаж между этими моделями.

На фоне растущего спроса на внедорожники несколько сдает позиции Лада 4x4, продемонстрировав 4%-ное падение продаж за пять месяцев 2017-го. Впрочем, дилеры АВТОВАЗа отмечают, что спрос на эту модель традиционно подвержен сезонным изменениям, и, как правило, ближе к концу года объем продаж внедорожника серьезно возрастает. А вот универсал Lada Largus, который остается безусловным бестселлером в своем сегменте, в январе-мае продавался на 11% хуже по сравнению с прошлым годом. Причина — нехватка мощностей для его производства и перебои с поставками комплектующих. Как известно, Largus выпускается на одной сборочной линии с Lada XRAY, в пользу которого в последнее время и перераспределены производственные мощности.

«Падение реализации Ларгуса связано, прежде всего, с дефицитом автомобилей. Как только машины начинают появляться у дилеров — продажи идут вверх, так как спрос на эту модель стабилен и значительно превышает предложение. Рост реализации универсала Lada Largus на сегодня ограничен только возможностями производства», — рассказывает директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский.

Кандидаты на вылет

По мнению Ивана Кондратенко, с учетом высокого спроса на Lada Largus АВТОВАЗу, возможно, стоит оптимизировать производственные линии и переориентироваться на наиболее востребованные модели, выводя с конвейера уже устаревшие Калину и Приору.

Действительно, с каждым годом эти автомобили недосчитываются все больше покупателей — в январе-мае продажи Lada Kalina и Priora снизились на 16% и 20% соответственно. При этом в нынешнем году Priora впервые выпала из топ-25 российских бестселлеров. Напомним, в конце 2015 года на АВТОВАЗе всерьез раздумывали о завершении производства Приоры, на смену которой пришел новый флагманский седан Lada Vesta. Однако в итоге эти автомобили решили развести по разным ценовым сегментам, тем самым усилив модельный ряд Lada. Так, Priora осталась на конвейере, правда, только в кузове седан и с упрощенным оснащением.

По словам Игоря Бадера, Lada Priora во многом страдает из-за узости ее целевой аудитории, так как на данный момент эта модель доступна лишь в трех комплектациях с небольшим набором опций. На Калину же сейчас сохраняется стабильный спрос — наравне с Грантой она уверенно занимает нишу практичных автомобилей с кузовом универсал. Соответственно, прекращение ее производства было бы экономически нецелесообразно.

А вот Алексей Кузьмич считает, что спрос на Калину и Приору стремительно падает в силу их технического и морального устаревания. Целесообразность производства этих моделей определяется тем, что на рынке ультрадешевых новых автомобилей у них практически нет конкурентов, и, несмотря на архаичность конструкции, низкий уровень безопасности и комфорта, Kalina и Priora по-прежнему находят своих клиентов. Однако в случае значительного экономического роста потребители окончательно сделают выбор в пользу более технологичных новых моделей, оставив семейства Lada Kalina и Priora в истории.

Брат на брата

Между тем в числе моделей, показывающих падение реализации, оказался Hyundai Solaris, который еще в прошлом году был абсолютным бестселлером на российском рынке. По итогам пяти месяцев 2017-го спрос на эту модель снизился на 32%, в результате чего Solaris откатился сразу на четвертое место в рейтинге продаж, пропустив вперед не только давних соперников Kia Rio и Lada Granta, но и седан Lada Vesta. Стоит отметить, что Solaris начал сдавать позиции с выходом нового поколения модели, появившегося в продаже в конце февраля. При этом в отличие от того же Kia Rio новинка лишилась версии в кузове хэтчбек и теперь представлена только в четырехдверном исполнении. Как заявили «За рулем.РФ» в пресс-службе «Хендэ Мотор СНГ», компания не только выполняет, но даже и перевыполняет план продаж второго поколения Соляриса. В то же время объемы производства этой модели были пересмотрены в связи с выпуском нового кроссовера Hyundai Creta, который запланированно и ожидаемо перетягивает часть спроса.

«Динамика продаж нового Соляриса отлично демонстрирует высокую эластичность спроса в данном сегменте. Новинка, безусловно, технологичнее и совершеннее предыдущего поколения, однако с обновлением модели производитель увеличил ценник, особенно для богато оснащенных комплектаций. Таким образом, стоимость Hyundai Solaris в максимальном оснащении перевалила за психологическую отметку в 1 млн рублей, что оттолкнуло часть покупателей. В преддверии аналогичного рестайлинга сейчас особой популярностью пользуется модель-близнец Kia Rio, поскольку после обновления следует ожидать аналогичной ценовой политики», — рассуждает Алексей Кузьмич.
С появлением нового поколения Kia Rio также может столкнуться с падением спроса, поэтому у Соляриса есть все шансы взять реванш и вернуться в лидеры продаж, соглашается Иван Кондратенко.

Кстати, некоторые дилеры еще распродают Солярисы прошлого поколения, однако их запасы могут закончиться достаточно быстро с учетом того, что эти автомобили предлагаются с хорошим дисконтом. К примеру, в салонах ГК «АвтоСпецЦентр» таких машин уже не осталось. Как говорит генеральный директор «АвтоСпецЦентр Hyundai» Вадим Автономов, спрос на новый Hyundai Solaris растет очень быстро, и через пару месяцев модель вернет себе титул самого продаваемого автомобиля в России. Уход хэтчбека, по его словам, не сильно повлиял на продажи Соляриса, поскольку этот тип кузова уже давно не пользуется особым спросом у потребителей.

В свою очередь, Алексей Кузьмич отмечает, что часть потенциальных покупателей хэтчбека Solaris, безусловно, сделают выбор в пользу моноприводной версии кроссовера Hyundai Creta. Этому способствует и падение спроса на хэтчбеки B-класса в целом, которые уступают на рынке седанам, а в последние годы и кроссоверам, особенно моноприводным. «По сути, базой для Hyundai Creta стала »тележка” Соляриса, в связи с чем производитель предпочел не устраивать внутренний каннибализм и убрал хэтчбек с российского рынка», — поясняет он.

Как «минус» превращается в «плюс»

После четырех лет безусловного лидерства на рынке SUV в последнее время стал сдавать позиции кроссовер Renault Duster. Несмотря на бурный рост этого сегмента, в январе-мае продажи Дастера снизились на 18%. Более того, Hyundai Creta с момента выхода на рынок в августе прошлого года отобрал у него пальму первенства среди «джипообразных». Напомним, французский кроссовер продается в нашей стране уже более пяти лет, поэтому соперничать с новинками ему трудновато. Возможно, Renault Duster сможет вернуть себе былую популярность с выходом нового поколения, которое ожидается на российском рынке в будущем году. Стоит отметить, что положение марки Renault в SUV-сегменте укрепляет кроссовер Kaptur, дебютировавший год назад. Сегодня эта модель входит в пятерку самых популярных внедорожников в России, а в модельном ряду Renault уступает по объему продаж только Дастеру.

По словам Алексея Кузьмича, прошло время, когда Renault Duster был практически безальтернативным автомобилем данного класса в нижней ценовой категории. На сегодняшний день у него появилось как минимум два сильных конкурента — Hyundai Creta и Renault Kaptur, которые при этом предпочтительнее для городской эксплуатации по потребительским качествам. С расширением данного сегмента прежняя популярность Дастера вряд ли возможна. В защиту модели выступает то, что она чуть лучше приспособлена к бездорожью, а также в среднем на 10–15% дешевле новых конкурентов в аналогичных комплектациях.

В свою очередь, директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников отмечает, что суммарные продажи кроссоверов Duster и новинки Kaptur заметно превышают прошлогодние продажи Дастера, который на тот момент был единственным компактным SUV от Renault на российском рынке. «Поэтому мы можем говорить о том, что французский бренд угадал чаяния целевой аудитории, предложив им две модели, отличающиеся не только размером, но и позиционированием на рынке», — констатирует он.

Дорогу новичкам!

В небольшом минусе по итогам пяти месяцев 2017-го оказались и легковые модели Renault — Sandero (-0,5%) и Logan (-4%). Причем хэтчбек в этом году продается даже успешнее седана, что во многом объясняется популярностью у покупателей псевдокроссоверной версии Sandero Stepway. По мнению Алексея Кузьмича, существенную конкуренцию Логану сегодня составляют модели корейских автопроизводителей (Hyundai Solaris и Kia Rio), которые со сменой поколений стали лучше оснащены, а также относительно новая модель АВТОВАЗа — Lada Vesta, продолжающая завоевывать потребителей.

«Не стоит говорить о серьезном снижении спроса на Renault Logan и Sandero. Обе модели сохраняют свои позиции в топ-рейтинге российского авторынка, несмотря на высочайшую конкуренцию в сегменте и отчасти — внутреннюю конкуренцию с кроссоверами Renault», — отмечает Владимир Мирошников.

Стоит упомянуть еще одного «отрицательного персонажа» в хит-параде самых популярных в России автомобилей — Toyota RAV4. Этот кроссовер входит в десятку российских бестселлеров, однако в январе-мае отметился 12-процентным падением продаж. При этом вслед за Дастером «японец» опустился на одну ступеньку на пьедестале почета среди внедорожников, получив «бронзу». Как говорит Владимир Мирошников, у дилеров «Рольфа» продажи автомобилей Toyota демонстрируют небольшой, но устойчивый рост в течение всего года. Бестселлерами марки по-прежнему является вся модельная линейка SUV во главе с RAV4, который сохраняет лидерство в сегменте C-SUV. По мнению эксперта, в дальнейшем стоит ожидать увеличения продаж «RAV четвертого», поскольку в условиях восстановления рынка именно сегмент кроссоверов покажет наиболее динамичный рост.

А вот Иван Кондратенко считает, что конкуренция на рынке SUV обостряется, и RAV4 все труднее соперничать с новыми моделями, которые отбирают у него покупателей. «На фоне оживления авторынка потребители обращают свое внимание на более современные новинки. В целом, падение продаж многих массовых автомобилей может быть вызвано все большим предложением на рынке, выходом новых моделей и растущей популярностью сегмента SUV», — резюмирует эксперт.

Источник

Картина дня

наверх