На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 972 подписчика

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

ДТП: дорожно-транспортное происшествие.

Из газеты "Авто Драйв" №1 (321), 15 января 2011 года. (распространяется в Екатеринбурге и городах Свердловской области)

 

Для начала, давайте попробуем определиться с тем, что же такое дорожно-транспортное происшествие. Согласно п.1.1 Правил дорожного движения РФ:
«Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Несмотря на то, что данное определение дается в ПДД, оно, к сожалению, не совсем точно. Впрочем, об этом немного далее, а пока давайте ознакомимся с определениями транспортного средства, дорожного движения и дороги, которые даны в том же пункте ПДД:
«Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».
«Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».
«Дорога - обустроенная или присобленная и используемая для движения транспортных среоств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».
Таким образом, необходимым признаком дорожно-транспортного происшествия является причинение ущерба либо вреда здоровью вследствие движения транспортного средства (ТС).
Однако в приведенных определениях говорится еще и о том, что ТС должно двигаться по дороге. Возникает естественный вопрос: а как быть в случае, если ущерб был причинен при въезде в гараж, во дворе дома, на стоянке, АЗС и т.п.? Согласно ПДД все вышеуказанное относится не к дороге и называется термином «Прилегающая территория»:
«Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».
И все же, несмотря на вышеприведенные определения, «забудем» о том, что автомобиль должен двигаться по дороге. Будем считать дорожно-транспортным происшествием каждое причинение ущерба, совершенное движущимся транспортным средством. На самом деле, именно эти критерии обычно и используются. Таким образом, под ДТП попадают случаи столкновения автомобилей, наезда на пешеходов, киоски, столбы и другие неподвижные препятствия (вплоть до деревьев в лесу), попадания в яму. Если же ущерб был причинен неподвижному автомобилю и не другим транспортным средством (хулиганы разбили стекло, ветер повалил дерево на автомобиль, с крыши упала сосулька, кусок шифера и т.п.), то данное происшествие к ДТП не относится.
Давайте вернемся немного назад и еще раз перечитаем определение транспортного средства. В связи с тем, что ПДД РФ определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, а дорога включает в себя и тротуар, то к транспортным средствам следует отнести не только велосипеды (в т.ч. и трехколесные), но и грузовые тележки, тачки, детские коляски и даже роликовые коньки, магазинные тележки для перевозки товара и чемоданы с колесиками. Короче любое устройство с колесиками, с помощью которого можно перевозить людей или грузы. Поэтому любое повреждение автомобиля указанными выше предметами можно попытаться отнести к дорожно-транспортному происшествию.
Почему мы так подробно разбираем данный аспект? Все дело в том, что в случае ДТП нужно действовать в соответствии с требованиями ПДД РФ, а иначе, нужно сообщать о факте получения повреждений в районный отдел милиции. После получения справки из милиции (ГИБДД или районного ОМ) процесс возмещения убытков довольно-таки схож. Об этом мы поговорим немного позже. Сейчас же вернемся к ДТП.
Обязанности водителя в случае ДТП изложены в п.п. 2.5, 2.6 Правил дорожного движения РФ (о пункте 2.6.1 ПДД РФ поговорим чуть позже):
«2.5. При дорожно-транспортном происшествии, водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требоаниями пункта 7.2 Пpaвил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского
удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных cpeдств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав её, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия»
Вначале несколько слов о п.2.6 Правил дорожного движения РФ. Думается, что редакция его не менялась с глубокой древности. Потому как оформить ДТП на ближайшем посту ДПС или в ближайшем органе
милиции практически невозможно. Все будут отправлять вас в отдел ГИБДД по месту совершения ДТП. Кроме того, даже если вы прибудете в нужный отдел ГИБДД, его сотрудники могут не согласиться с вашей оценкой обстоятельств ДТП, потребовать, чтобы вы вернули автомобили в прежнее состояние или даже обвинят вас в оставлении места ДТП. Поэтому при любом, даже самом простом, ДТП, даже с самыми минимальными повреждениями, я рекомендую обязательно дозваниваться до ГИБДД и сообщать о дорожно-транспортном происшествии. Если вам скажут, составлять схему ДТП и ехать в ГИБДД, то обязательно спросите, с кем вы говорили. И лишь после этих формальностей можете действовать в соответствии с п.2.6 ПДД РФ.
Что касается п.2.5 ПДД РФ, то позволю себе в очередной раз не согласиться с требованиями Правил дорожного движения и порекомендовать водителям, попавшим в ДТП, несколько иной порядок действий.
Прежде всего, в случае соприкосновения вашего автомобиля с другим ТС, человеком, иным препятствием, конечно же, нужно принять меры к скорейшей остановке. Это нужно для того, чтобы при необходимости было возможно восстановить положение ТС в момент ДТП.
Дальнейшее поведение водителя очень зависит от тяжести совершенного ДТП. Если водитель сам не получил серьезных повреждений, в состоянии адекватно оценивать реальную обстановку, следует обратить внимание на состояние других участников ДТП, нуждаются ли они в срочной медицинской помощи, или существенных повреждений здоровью участников ДТП не причинено. Особенно важно обратить внимание на то, имеют ли возможность водитель и пассажиры покинуть автомобиль самостоятельно, не зажаты ли они обломками ТС, и насколько велика опасность возникновения пожара и взрыва автомобиля. Конечно же, в первую очередь нужно стараться свести к минимуму причинение вреда здоровью. Нужно помнить, что железо можно восстановить, автомобиль можно отремонтировать или купить новый, а человеческую жизнь не вернешь.
Если здоровью и жизни людей ничего не угрожает, то первое, что нужно сделать водителю после остановки автомобиля, - это позаботиться о доказательной базе. В первую очередь, о свидетелях. Как показывает опыт, самые лучшие свидетели - это водители следующих за вами автомобилей. Чаще всего они могли видеть ситуацию, приведшую к ДТП, и, что важно, могут адекватно её оценить. Поэтому постарайтесь запомнить, записать (а если имеется наготове диктофон, то надиктовать на диктофон) номера автомобилей, которые обогнали вас и проехали далее. По номеру автомобиля почти всегда можно установить, кто был за рулем. Если ДТП произошло на регулируемом перекрестке, то обычно хорошими свидетелями бывают водители, ожидающие разрешенного сигнала светофора. Зафиксируйте и их номера. Если эти автомобили остановились, то перекиньтесь парой слов (но не более) с водителями. Скажите, что вы записали номер их автомобиля и укажите его в своих объяснениях в ГИБДД. Возможно, вам дадут визитную карточку. Но не тратьте на этот процесс слишком много времени. Вам еще нужно охватить своим вниманием свидетелей-пешеходов. В этом случае нужно записать фамилию и телефон (или адрес). Инициалы не лишние, но для экономии времени их можно упустить.
Теперь нужно принять меры к сохранению следов ДТП. Таковыми могут быть тормозные следы, осколки осветительных приборов и (особенно важно!) осыпавшиеся частицы грязи и краски. Именно последнее указывает на место столкновения автомобилей. Стеклянные осколки могут разлететься на довольно значительно расстояние, а грязь обычно осыпается именно на месте столкновения. Чтобы предотвратить наезд других автомобилей на следы ДТП, установите в нужных местах знак аварийной остановки, запасное колесо, подсобные предметы.
Следует помнить, что следы, а особенно осыпь грязи и краски, будут довольно быстро исчезать как вследствие потоков воздуха от проезжающих мимо автомобилей, так и вследствие погодных условий. Также подвержены выветриванию следы торможения, особенно на первоначальном участке. Если есть подозрение, что оппонент двигался со значительным превышением скорости, то следует более тщательно озаботиться их сохранением.
В случае нормального общения с оппонентом стоит совместно зафиксировать место столкновения. Как правило, образуется два грязевых пятна (осыпи грязи), соответствующих положению автомобилей в момент удара.
Только после этого следует звонить в ГИБДД.

Успехов при отстаивании своих прав! При возникновении вопросов заходите на сайт http://kzpa.ru, пишите - kzpa@mail.ru, звоните - 8-922-610-90-90.

Картина дня

наверх