На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 985 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги

"Юность" занимает особое место в истории отечественного автомобилестроения. Уникальный автобус, штучно выпускавшийся 6-м, "легковым" цехом ЗИЛа, был и остаётся вещью исключительной редкости, а среди скромного тиража "Юностей" трудно отыскать две одинаковых машины.

Особый интерес среди олдтаймеров, и тем более — среди и без того редких "Юностей" представляют автомобили с историей. С такой машиной, пропавшей из виду на долгие годы, мне и довелось встретиться в минувшие выходные.

Эта Юность, под номером кузова 54, построена в мае 1985 года для Транспортной части ЦК КПСС. Известно, что она обслуживала в поездках по стране генерального секретаря, а позднее — первого и последнего президента СССР, Михаила Сергеевича Горбачёва. Первоначальный госномер машины — 5021мкк, с 1996 года — м600оо77.

 

" />
 
Исходный цвет этой Юности — бежевый с красными полосами. В модный металлик её облили уже в наши дни, а по ПТС она по-прежнему бежевая

 

К середине 00-х Юность Горбачёва тихо исчезла из виду: последние достоверные данные о ней до недавнего времени относились к 2004 году. Но недавно выяснилось, что ничего не изменилось — "Юность" по-прежнему находилась в добром здравии, и на родной автобазе, изредка выезжая на заказные перевозки. Общий пробег автобуса на сегодняшний день — 83683 километра — солиден на фоне других "Юностей", но ничтожен для заложенного в неё запаса прочности.

 

 
На редкие показы автобус возят эвакуатором — негоже машину на почётной пенсии травить московскими химреагентами

 

После ряда преобразований, произошедших после распада СССР, транспортная часть ЦК КПСС обратилась в ФГБУ "Автотранспортный комбинат" Управления делами Президента РФ. Автобус ныне приписан именно к этому предприятию. Уже в наши дни, после некоторого ремонта, автобус решили оставить на "Автотранспортном комбинате" как исторический экспонат.

 

 
Сзади заметны два лючка. За дальним скрывается механический переключатель между баками, а за ближним — горловина одного из двух бензобаков. Горловина второго бака — за лючком по правому борту

Сейчас автобус бережно хранят в тёплом и сухом помещении автокомбината, но публике практически не показывают. На этих фото — один из редких выходов Юности "в люди", на внутренний конкурс профмастерства водителей Транспортного управления УДП РФ на территории спорткомплекса "Крылатское".

 

 
Опасный момент! Тот случай, когда перевозимая машина тяжелее везущего её эвакуатора
 

К сожалению, на каком-то из жизненных этапов эта "Юность" потеряла оригинальную мебель в салоне. Стоящие сейчас в ней кресла — высокие и регулируемые — взяты от обычного современного автобуса. Интерьер немного обновлён в плане материалов, но, за исключением кресел, сохранён на вполне достойном уровне.

 

 
Самая интересная часть — салон. Кресла взяты с современного автобуса Hyundai, кои в изобилии присутствуют на автопредприятиях УДП РФ

 

 

 
По потолку идут две сплошные световые линии, а каждому пассажиру полагается индивидуальный обдув от принудительной вентиляции

 

 

 
Так выглядит люк — с деревянными ручками. Всё, что в ''легковом'' ЗИЛе похоже на дерево — дерево и есть, никакого обмана

 

 

 
В конце салона предусмотрена небольшая площадка для багажа, погружаемого через заднюю дверь

 

 

 
Кожух мотоотсека ощутимо выдаётся из-за перегородки в салон. Стёкла в перегородке — сдвижные, сделаны такими для возможности общаться с водителем

В какой-то мере можно даже сказать, что "Юность" — это такой глубоко премиальный, уменьшенный в размерах вариант ЛиАЗа-677. Та же бензиновая "восьмёрка" от грузовиков ЗИЛ, тот же автомат, тот же неумеренный аппетит — но совершенно другой класс, размеры, качество материалов и отделки, ну и конечно же, динамика.

 

 
Двигатель, как и в ЛиАЗе, размещён по правую руку от водителя, и занимает бо'льшую часть кабины. Места для пассажиров рядом с водителем не предусмотрено

Конкретно эта, "горбачёвская", Юность оснащена форсированным мотором на базе ЗИЛ-130, развивающим 170 л.с., и автоматической коробкой передач — "механику" на Юности никогда не применяли. В некоторых случаях "Юность" оснащали более мощным мотором на базе ЗИЛ-375 — того самого, что использовался на бензиновых Уралах и 677-х ЛиАЗах.
Таким образом, ЗИЛовское происхождение агрегатов роднит зиловский автобус как с большими чёрными "членовозами" — по "автомату", так и с обыкновенными советскими ЛАЗами и ЛиАЗами — по мотору (=

 

 
Моя любимая ''фишка'' Юности — четыре педали под ногами водителя, и это — при наличии полноценного ''автомата''! Считаем слева направо: стояночный тормоз, рабочий тормоз, ещё один рабочий тормоз, акселератор.

 

 

 

 
Селектор АКП здесь уже нового, более привычного нам образца. Ещё в Юности меня очень радуют эти прикольные задвижки на капоте, а внимательный читатель заметит здесь систему дополнительного кондиционирования)

 

 

 

Вот такая она, "Юность" Горбачёва в наши дни. Но наш рассказ был бы неполон без пары строк о ещё одной машине. К сожалению, не все "Юности" одинаково счастливы…

" />
 
Москва, 2016 год. Юность министра Щёлокова вернулась в родную Москву

Эта потрёпанная "Юность" модели ЗИЛ-Э118 серого цвета — машина под номером 4, построенная в 1971 году. Она же — первый "товарный" образец второго поколения, ушедший заказчику за пределами ЗИЛа.
Ряд геральдических элементов на этой машине — свой, не повторявшийся на других образцах. Только она несёт на себе шильдики "119-71" у передних арок, и необычную надпись "Юность" на приборной панели. Кстати, именно на этой "Юности" впервые применили эмблему ЗИЛ нового образца, в прямоугольном обрамлении.
Машина №4 обладает рядом своих необычных фишек: например, у неё первой появилась крыша "нового образца", с четырьмя небольшими люками — прежде люк был один, большой и сдвигающийся.

 

 
2016 год, Москва, Коптево. После прибытия из Абхазии

 

Новой эта "Юность" была направлена в санаторий МВД "Искра" в солнечном Сочи. Там автобус обслуживал советского министра внутренних дел — Николая Анисимовича Щёлокова (возглавлял МВД с 1966 по 1982 год, годы жизни — с 1910 по 1984).
В начале восьмидесятых, после смерти Брежнева, министр Щёлоков впал в опалу. В результате громкого коррупционного скандала, инициированного КГБ после широко известного "убийства на Ждановской", его карьера пошла под откос; как результат — за несколько лет министр лишился всех возможных постов и наград, и вскоре после этого — покончил с собой.

 

 
2016 год. Салон Юности ЗИЛ-Э118К (Э-119) сохранился хоть и в оригинальной комплектации — но в очень мрачном состоянии…

В 1985 году автобус вернулся на ЗИЛ для ремонта — там "Юность" перекрасили в серый цвет. Вплоть до 90-х годов "Юность" Щёлокова продолжала работать на прежнем месте в Сочи, и не покидала структур МВД. А вот после списания, в 90-е годы, автобус выкупил частник, который вывез машину в Абхазию… и похоронил её у себя в огороде в Псоу.

 

2006, Абхазия, Псоу. ''Юность'' министра Щёлокова, похороненная в огороде. Фото Дениса Дементьева

 

Несколько лет назад эту уникальную машину вывезли из Абхазии в Москву. Сейчас она в надёжных руках истинных ценителей марки, и ждёт явно лучшей участи, чем стоянка в огороде. Впрочем, время покажет, что произойдёт с этой "Юностью" в Москве; здесь, как говорится, возможны варианты.

А завершу я сегодняшний рассказ бонусом. Эта медицинская "Юность" модели ЗИЛ-118КС служила машиной "скорой помощи" при Кремлёвской больнице. Автобус под номером 12 построен в августе 1984 года, и был приписан к Центральной автобазе медицинского центра управления делами Совмина РСФСР в Москве. Госномер в годы эксплуатации — 5919моа.

 

2009 год, Москва, Ломаковский музей. Медицинская Юность ЗИЛ-118КС №12

Медицинскую "Юность" использовали по прямому назначению ~ до 1999 года, после чего вывели из эксплуатации и сняли с учёта. Тогда же автобус выкупил московский частник. Долгие годы машина стояла на территории Ломаковского музея, где неспешно и задорого продавалась. Ныне "скорая" перебазировалась, и о ней говорят лишь то, что она по-прежнему сравнительно жива, и по-прежнему находится в достаточно мрачном состоянии.

 

 
Остатки внутреннего убранства в медицинской Юности ЗИЛ-118КС. Ломаковский музей, 2009 год

В завершение — могу всем от души порекомендовать книгу "Юность. Автобус для избранных" Дмитрия Дашко, вышедшую в 2013 году. Она очень помогла мне в установлении истории всех трёх машин!
Автору удалось нереальное: он не только описал всю историю "Юности" от начала и до самого конца, но и составил подробный реестр всех 87 выпущенных автобусов — с их спецификациями, историями владения, и даже с государственными номерами. Искренне и по-белому завидую глубине погружения Дмитрия в тему))
Кстати, именно "машина Горбачёва", в силу крайне непубличного образа жизни — одна из немногих, чьего фото в книге нет, а судьба — обозначена как неизвестная)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх