На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 985 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Как не напороться на халяву

Весной многие обратят внимание на рынок подержанных авто, тем более он обещает множество интересных предложений. Как вам, например, вот эта «Теана» по цене средне укомплектованной Lada Kalina? Подвоха никакого: в объявлении честно указано: «Арест на регистрационные действия». Хотите – покупайте на свой страх и риск (причем, есть приверженцы такого пути, о чем ниже).

Но это «честный вариант», а кризис спровоцирует выброс на рынок массы кредитных авто, находящихся в залоге, которые сулят больше проблем, чем битые или ненадежные экземпляры. О подобных рисках я уже писал, но решил сделать апдейт – изменилось ли что-нибудь в законодательстве или практике с точки зрения покупки залогового авто? Опросил юристов, «перекупов» и людей, близких к рынку, и вот что получилось.

Напомню, что основной риск покупки залогового авто – остаться и без автомобиля, и без денег. Когда банк перестанет получать деньги за кредит, на машину наложат судебный арест на регистрационные действия или даже объявят в розыск. При ее обнаружении сотрудниками ГИБДД или приставами, ее конфискуют и продадут в пользу банка. Единственная перспектива владельца – расторгнуть договор купли-продажи с продавцом и взыскать с него деньги. Первая часть выполнима, вторая – совсем не факт. До кучи можно возбудить уголовное дело по статье 159 УК «Мошенничество», но это уже для очистки совести. А вообще конфискация залогового авто практически равносильна потере суммы, на него потраченной, ибо мошенник не будет сидеть на месте в ожидании, когда вы придете взыскивать с него деньги.

К сожалению, никаких радикальных изменений за последнее время не произошло. В 2011 году пленум Высшего арбитражного суда постановил, цитирую: «…не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у залогодателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога. При этом суды должны оценивать обстоятельства приобретения заложенного имущества, исходя из которых покупатель должен был предположить, что он приобретает имущество, находящееся в залоге. В частности, суды должны установить, был ли вручен приобретателю первоначальный экземпляр документа, свидетельствующего о праве продавца на продаваемое имущество (например, паспорт транспортного средства), либо его дубликат; имелись ли на заложенном имуществе в момент его передачи приобретателю знаки о залоге».

С точки зрения добросовестного покупателя это разъяснение абсолютно логично – не знал, значит, не виноват. Однако влияние на судебную практику судов общей юрисдикции постановления Арбитражного суда не оказывают, и опрошенные мной юристы сообщили, что пока все остается по-прежнему: машины изымают, продают в пользу банков, а владельцы-неудачники волокитятся по судам.  Собственно, у Верховного суда, имеющего в данном случае больший вес, взгляд на вопрос другой: если запретить конфискацию авто, пропадет смысл самого инструмента «залог». Фактически, вся полнота ответственности за покупку кредитного авто возлагается на покупателя.

До сих пор нет ни одного стопроцентно надежного способа определить кредитный статус автомобиля. Каждый случай – это небольшое детективное расследование, причем в любом случае без каких-либо гарантий. Например, понравившимся автомобилем владеет девушка, оригинал ПТС на руках, машина куплена в салоне. Благодаря личным связям вы узнаете, что у дилера машина куплена за наличку. Но потом выясняется, что машина заложена в ломбарде полгода спустя…

Уместнее говорить о признаках «чистого» авто, которые сами по себе ничего не гарантируют, но если их набирается достаточное количество, то риск нарваться на залоговый авто снижается. Итак, меньше шансов нарваться на залоговый авто, если он:

 

  1. В возрасте старше пяти лет.
  2. Идет с полным комплектом документов, включая оригинал ПТС.
  3. Находится в собственности последнего владельца более трех лет.
  4. Продавцом является сам владелец (не посредник).
  5. Имеет страховку каско, где выгодополучатель – владелец автомобиля.
  6. Не фигурирует в базе данных ГИБДД и НБКИ.
  7. Куплен в автосалоне за наличный расчет, что подтверждается дилером.
  8. Продается человеком, который ведет себя уверенно и открыто, не пугается предложений о дополнительных проверках.
  9. Продается через салон официального дилера или другой компании с хорошей репутацией.
  10. Цена не отличается от средней по рынку для данного года/состояния.

 

Многое из перечисленного – это самые азы, так что разжевывать по пунктам не буду, если возникнут вопросы, пишите. Пообщался также с представителями НБКИ, и они сообщили, что в настоящий момент их база начитывает 2 млн автомобилей или 60% от общего числа «кредито-мобилей». Это, с одной стороны, не дает никаких гарантий, с другой, практически в два раза снижает риск, так что проверка по базе НБКИ – обязательный пункт для машин в возрасте до 5 лет. Чтобы пробить авто, нужно обратиться к одному из агентов НБКИ, коих по стране довольно много (интерактивный список). Для проверки нужен только VIN.

Понятно, что подозрение вызывают все машины с бурной биографией: пять владельцев за два года – это, скорее всего, путь битой/кредитной/угнанной машины в иерархии спекулянтов. Лев Воропаев, автоюрист, рассказал о чумовых людях, которые покупают автомобиль не у собственника. Я, честно говоря, даже не сразу внял, но речь вот о чем: перекуп забирает автомобиль у собственника через рукописный договор купли-продажи, а для будущего клиента сплетает несложную легенду, почему владелец по ПТС не может лично заниматься продажей. Фактически, перекуп продает машину от его имени, подпись на договоре ставится левая (ГИБДД проверить этот факт не в состоянии), а в случае проблем неизвестно даже, на кого подавать в суд, ведь собственник формально не продавал машину данному человеку. По словам Льва Воропаева, желающих пойти на такие риски достаточно.

Что касается машин, выставленных на площадках официальных дилеров (trade in и подобное), то тут откровениями поделился один из игроков на рынке подержанных машин. Он сказал следующее: «Мошенники боятся связываться с крупными структурами, за которыми стоят юристы, служба безопасности и своя мафия. Поэтому кредитную машину попытаются скинуть в первую очередь через рынок и объявления». Впрочем, сдается мне, кто-то может попытать счастья просто от незнания того, что совершает уголовное преступление. У дилеров, между тем, также нет стопроцентно надежного механизма проверки залогового статуса, хотя хорошая компания попытается снизить риски по изложенной схеме.

 

Ну и напоследок о сказочных машинах из объявлений. Иногда кредитные авто продают открыто, сбивая цену в два и более раз. Знаю как минимум одного человека, который сознательно пошел на такой шаг. Логика следующая: машина куплена по доверенности и зарегистрирована в другом регионе, куда он соваться не планирует. Шансы, что ее выявят при обычной проверке документов, почти нет. А когда машина надоест, проще ее продать на запчасти – даже через несколько лет сумма будет большей, чем сумма сделки. Оценить реалистичность этой схемы не могу: не знаю. Мне она кажется сомнительной, но в России все возможно.

 

Источник

Картина дня

наверх