На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 985 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Аэросани «Ка-30» - главные помощники на Крайнем Севере

В те времена, когда еще не существовало «Всемирной паутины», а прокладывать телефонные провода по территории Крайнего Севера было нерентабельно, главными почтовыми курьерами выступали аэросани. Они были гораздо быстрее и маневреннее автомобилей, а также значительно дешевле любого воздушного вида транспорта.


Транспортировкой грузов в северные регионы Советского Союза начали заниматься еще в 30-е годы прошлого столетия с помощью саней класса НКЛ-16. Рейсы были настолько частыми, что к середине 50-х годов грузы значительно превысили по своим габаритам и массе технические возможности НКЛ, и стал вопрос о срочной замене на более современную модель. 

Аэросани НКЛ-16

Проектировкой занималось ОКБ, новый вид саней сделали максимально простыми и дешевыми, используя части автомобилей, а также воздушной техники. Результатом стали аэросани «Север-2» с комплектующими от ГАЗ-М20 «Победа», но они оказались не приспособлены к суровым условиям Севера и всю серию решено было снять с эксплуатации.

Аэросани «Север-2»

Поэтому при разработке следующего проекта использовали минимум заимствованных деталей. В начале 60-х началось создание нового вида саней, в дальнейшем получивших название «Ка-30», которые больше соответствовали требованиям. Ежегодно выпускали 25-30 машин.
Кузов новых аэросаней походил на аналогичный от микроавтобуса РАФ-977. Главное отличие заключалось в материале, ним стал листовой склепанный дюралюминий.
Корпус стал достаточно устойчив благодаря четырем взаимозаменяемым лыжам, которые имели независимую подвеску. Для увеличения маневренности передние лыжи поворачивались на угол до 25 градусов.


Внутри саней было оборудовано три отделения: для грузов или пассажиров на 8-10 человек с лавками и швартовыми приспособлениями, двухдверная кабина с отопителем, рассчитанная на двоих, и моторный отсек.
Девятицилиндровый звездообразный поршневой авиационный мотор, взятый из модели «Север-2», был усовершенствован и назывался АИ-14РС. Двигатель располагался в задней части и вращал воздушный трехлопастной винт АВ-79, имеющий диаметр 2,7 метра. Максимальная скорость новой модели составляла 100км/ч.
Новые сани были более быстрыми, надежными и устойчивыми, чем предыдущие модели. Они перевозили до 600кг груза или 8 человек.

Также были усовершенствованы лыжи – стальные заменили стеклопластиковыми, выпускались плавающие модели с поплавками вместо лыж, и различные модификации для КГБ с более мощным двигателем и удлиненным корпусом.
Аэросани «Ка-30» подходили для различных условий и занимались перевозкой почты, людей, денег, редких металлов и золотоносного песка.

Амфибия на базе «Ка-30»

Все выпущенные экземпляры изъяли из эксплуатации в 90-е годы.
Сейчас известно только о двух экземплярах, один из которых был найден на границе с Казахстаном и восстановлен питерской компанией КБ Смирнова.

Картина дня

наверх