ЗА БАРАНКОЙ

389 467 подписчиков

Свежие комментарии

  • GISMbICH
    Тот, кто сделал эту фотографию и выложил её в открытый доступ в сети, возможно гениальный человек, любитель потроллит...Барабанные или ди...
  • Максим Козлов
    Уважаемый автор! Вы мешаете кислое с солёным! "...мастер может добавить форсунки охлаждения поршней, что увеличит их ...Ремонт двигателя:...
  • Максим Козлов
    Потому что эти статьи пишут мамочки в декрете, а им глубоко по фигу, тормозной это диск или сцепления. Главное они зн...Барабанные или ди...

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги

"Юность" занимает особое место в истории отечественного автомобилестроения. Уникальный автобус, штучно выпускавшийся 6-м, "легковым" цехом ЗИЛа, был и остаётся вещью исключительной редкости, а среди скромного тиража "Юностей" трудно отыскать две одинаковых машины.

Особый интерес среди олдтаймеров, и тем более — среди и без того редких "Юностей" представляют автомобили с историей. С такой машиной, пропавшей из виду на долгие годы, мне и довелось встретиться в минувшие выходные.

Эта Юность, под номером кузова 54, построена в мае 1985 года для Транспортной части ЦК КПСС. Известно, что она обслуживала в поездках по стране генерального секретаря, а позднее — первого и последнего президента СССР, Михаила Сергеевича Горбачёва. Первоначальный госномер машины — 5021мкк, с 1996 года — м600оо77.

 

" />ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Исходный цвет этой Юности — бежевый с красными полосами. В модный металлик её облили уже в наши дни, а по ПТС она по-прежнему бежевая

 

К середине 00-х Юность Горбачёва тихо исчезла из виду: последние достоверные данные о ней до недавнего времени относились к 2004 году. Но недавно выяснилось, что ничего не изменилось — "Юность" по-прежнему находилась в добром здравии, и на родной автобазе, изредка выезжая на заказные перевозки.

Общий пробег автобуса на сегодняшний день — 83683 километра — солиден на фоне других "Юностей", но ничтожен для заложенного в неё запаса прочности.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
На редкие показы автобус возят эвакуатором — негоже машину на почётной пенсии травить московскими химреагентами

 

После ряда преобразований, произошедших после распада СССР, транспортная часть ЦК КПСС обратилась в ФГБУ "Автотранспортный комбинат" Управления делами Президента РФ. Автобус ныне приписан именно к этому предприятию. Уже в наши дни, после некоторого ремонта, автобус решили оставить на "Автотранспортном комбинате" как исторический экспонат.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Сзади заметны два лючка. За дальним скрывается механический переключатель между баками, а за ближним — горловина одного из двух бензобаков. Горловина второго бака — за лючком по правому борту

Сейчас автобус бережно хранят в тёплом и сухом помещении автокомбината, но публике практически не показывают. На этих фото — один из редких выходов Юности "в люди", на внутренний конкурс профмастерства водителей Транспортного управления УДП РФ на территории спорткомплекса "Крылатское".

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Опасный момент! Тот случай, когда перевозимая машина тяжелее везущего её эвакуатора
 

К сожалению, на каком-то из жизненных этапов эта "Юность" потеряла оригинальную мебель в салоне. Стоящие сейчас в ней кресла — высокие и регулируемые — взяты от обычного современного автобуса. Интерьер немного обновлён в плане материалов, но, за исключением кресел, сохранён на вполне достойном уровне.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Самая интересная часть — салон. Кресла взяты с современного автобуса Hyundai, кои в изобилии присутствуют на автопредприятиях УДП РФ

 

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
По потолку идут две сплошные световые линии, а каждому пассажиру полагается индивидуальный обдув от принудительной вентиляции

 

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Так выглядит люк — с деревянными ручками. Всё, что в ''легковом'' ЗИЛе похоже на дерево — дерево и есть, никакого обмана

 

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
В конце салона предусмотрена небольшая площадка для багажа, погружаемого через заднюю дверь

 

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Кожух мотоотсека ощутимо выдаётся из-за перегородки в салон. Стёкла в перегородке — сдвижные, сделаны такими для возможности общаться с водителем

В какой-то мере можно даже сказать, что "Юность" — это такой глубоко премиальный, уменьшенный в размерах вариант ЛиАЗа-677. Та же бензиновая "восьмёрка" от грузовиков ЗИЛ, тот же автомат, тот же неумеренный аппетит — но совершенно другой класс, размеры, качество материалов и отделки, ну и конечно же, динамика.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Двигатель, как и в ЛиАЗе, размещён по правую руку от водителя, и занимает бо'льшую часть кабины. Места для пассажиров рядом с водителем не предусмотрено

Конкретно эта, "горбачёвская", Юность оснащена форсированным мотором на базе ЗИЛ-130, развивающим 170 л.с., и автоматической коробкой передач — "механику" на Юности никогда не применяли. В некоторых случаях "Юность" оснащали более мощным мотором на базе ЗИЛ-375 — того самого, что использовался на бензиновых Уралах и 677-х ЛиАЗах.
Таким образом, ЗИЛовское происхождение агрегатов роднит зиловский автобус как с большими чёрными "членовозами" — по "автомату", так и с обыкновенными советскими ЛАЗами и ЛиАЗами — по мотору (=

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Моя любимая ''фишка'' Юности — четыре педали под ногами водителя, и это — при наличии полноценного ''автомата''! Считаем слева направо: стояночный тормоз, рабочий тормоз, ещё один рабочий тормоз, акселератор.

 

 

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Селектор АКП здесь уже нового, более привычного нам образца. Ещё в Юности меня очень радуют эти прикольные задвижки на капоте, а внимательный читатель заметит здесь систему дополнительного кондиционирования)

 

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 

Вот такая она, "Юность" Горбачёва в наши дни. Но наш рассказ был бы неполон без пары строк о ещё одной машине. К сожалению, не все "Юности" одинаково счастливы…

" />ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Москва, 2016 год. Юность министра Щёлокова вернулась в родную Москву

Эта потрёпанная "Юность" модели ЗИЛ-Э118 серого цвета — машина под номером 4, построенная в 1971 году. Она же — первый "товарный" образец второго поколения, ушедший заказчику за пределами ЗИЛа.
Ряд геральдических элементов на этой машине — свой, не повторявшийся на других образцах. Только она несёт на себе шильдики "119-71" у передних арок, и необычную надпись "Юность" на приборной панели. Кстати, именно на этой "Юности" впервые применили эмблему ЗИЛ нового образца, в прямоугольном обрамлении.
Машина №4 обладает рядом своих необычных фишек: например, у неё первой появилась крыша "нового образца", с четырьмя небольшими люками — прежде люк был один, большой и сдвигающийся.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
2016 год, Москва, Коптево. После прибытия из Абхазии

 

Новой эта "Юность" была направлена в санаторий МВД "Искра" в солнечном Сочи. Там автобус обслуживал советского министра внутренних дел — Николая Анисимовича Щёлокова (возглавлял МВД с 1966 по 1982 год, годы жизни — с 1910 по 1984).
В начале восьмидесятых, после смерти Брежнева, министр Щёлоков впал в опалу. В результате громкого коррупционного скандала, инициированного КГБ после широко известного "убийства на Ждановской", его карьера пошла под откос; как результат — за несколько лет министр лишился всех возможных постов и наград, и вскоре после этого — покончил с собой.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
2016 год. Салон Юности ЗИЛ-Э118К (Э-119) сохранился хоть и в оригинальной комплектации — но в очень мрачном состоянии…

В 1985 году автобус вернулся на ЗИЛ для ремонта — там "Юность" перекрасили в серый цвет. Вплоть до 90-х годов "Юность" Щёлокова продолжала работать на прежнем месте в Сочи, и не покидала структур МВД. А вот после списания, в 90-е годы, автобус выкупил частник, который вывез машину в Абхазию… и похоронил её у себя в огороде в Псоу.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
2006, Абхазия, Псоу. ''Юность'' министра Щёлокова, похороненная в огороде. Фото Дениса Дементьева

 

Несколько лет назад эту уникальную машину вывезли из Абхазии в Москву. Сейчас она в надёжных руках истинных ценителей марки, и ждёт явно лучшей участи, чем стоянка в огороде. Впрочем, время покажет, что произойдёт с этой "Юностью" в Москве; здесь, как говорится, возможны варианты.

А завершу я сегодняшний рассказ бонусом. Эта медицинская "Юность" модели ЗИЛ-118КС служила машиной "скорой помощи" при Кремлёвской больнице. Автобус под номером 12 построен в августе 1984 года, и был приписан к Центральной автобазе медицинского центра управления делами Совмина РСФСР в Москве. Госномер в годы эксплуатации — 5919моа.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
2009 год, Москва, Ломаковский музей. Медицинская Юность ЗИЛ-118КС №12

Медицинскую "Юность" использовали по прямому назначению ~ до 1999 года, после чего вывели из эксплуатации и сняли с учёта. Тогда же автобус выкупил московский частник. Долгие годы машина стояла на территории Ломаковского музея, где неспешно и задорого продавалась. Ныне "скорая" перебазировалась, и о ней говорят лишь то, что она по-прежнему сравнительно жива, и по-прежнему находится в достаточно мрачном состоянии.

 

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
 
Остатки внутреннего убранства в медицинской Юности ЗИЛ-118КС. Ломаковский музей, 2009 год

В завершение — могу всем от души порекомендовать книгу "Юность. Автобус для избранных" Дмитрия Дашко, вышедшую в 2013 году. Она очень помогла мне в установлении истории всех трёх машин!
Автору удалось нереальное: он не только описал всю историю "Юности" от начала и до самого конца, но и составил подробный реестр всех 87 выпущенных автобусов — с их спецификациями, историями владения, и даже с государственными номерами. Искренне и по-белому завидую глубине погружения Дмитрия в тему))
Кстати, именно "машина Горбачёва", в силу крайне непубличного образа жизни — одна из немногих, чьего фото в книге нет, а судьба — обозначена как неизвестная)

ЗИЛ-118К "Юность". Автобус из высшей лиги
Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх