На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 971 подписчик

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Три советские республики, не сохранившие свой автопром

В Советском Союзе о родном отечественном автопроме слагали множество анекдотов, больше их было только про Чапаева и Брежнева. Тем не менее, советская автомобильная промышленность полностью покрывала нужды народного хозяйства, ну разве, что легковушек выпускали до обидного мало.

В случае с легковыми автомобилями, предназначенными для широкого потребителя, все объяснялось достаточно просто: сначала автопром покрывал потребности народного хозяйства, затем – армии и только потом, по остаточному принципу клепал малолитражки для простых советских тружеников.

Модель, конечно, не самая правильная, но она позволяла на протяжении многих десятилетий обходиться без дорогостоящих закупок за рубежом. Да, покупал СССР грузовики в Чехословакии и ФРГ, знаменитые «Татры» и «Магирусы», в Венгрии городские и магистральные автобусы, но доля этих закупок не была значительной, если брать весь объем производимой в СССР техники.

Весь ряд необходимых автомобилей Советский Союз производил сам. Причем автозаводы строились в разных республиках СССР. Были на то, как экономические, так и политические причины, но сегодня не об этом, а о том, как продолжилась жизнь автозаводов после распада страны.

Увы и ах – республики, ставшие независимыми и свободными, в порыве охвативших их демократических перемен, отнеслись к богатому наследству, мягко говоря, бездарно. Не знаю почему, но там почему-то решили, что заграница им поможет. Ха! Держите карман шире! Кто же будет помогать конкуренту, когда у самих самого разного автохлама девать некуда.

Западные гиганты автопрома при безусловной поддержке местных властей благополучно разрушили все, что создавалось усилиями всей, тогда еще, единой страны.

 
"Колхида", пережившая время, на дорогах независимого Кыргызстана

Грузия уничтожением своей «Колхиды» и Кутаисского автозавода занялась еще при советской власти. Да, автомобиль был во многом еще сырой, недоработанный, вызывал много нареканий, но его совершенствовали и рано или поздно тягачи «Колхида» довели бы до приемлемого качества. Но в Грузии этим заниматься не захотели – дешевле обанкротить!

До 2001 года «Колхида» и завод в Кутаиси пытались выжить, но не получая никакой поддержки, тихо и незаметно пришел в запустение. Жаль! Пусть автомобиль и был не самый выдающийся, но на дорогах смотрелся очень хорошо.

 
Микроавтобус РАФ, слева на заднем плане "Икарус" , завод в Венгрии их выпускавший тоже пришел в упадок
Микроавтобус РАФ, слева на заднем плане "Икарус" , завод в Венгрии их выпускавший тоже пришел в упадок

Еще быстрее с Рижской Автомобильной Фабрикой разобрались в Латвии. Вопрос только – зачем! Микроавтобус РАФ был универсальным автомобилем. На его базе делали автомобили скорой помощи, маршрутные такси, небольшие автофургоны и многое другое. Это был очень комфортабельный по советским меркам автомобиль и если бы Латвия озаботилась развитием своего автопрома, то на базе РАФика можно было сделать такую «конфетку», но еще в 1998 году от фабрики остались руины.

 
"Горбатый" "Запорожец" по своему прекрасен и поражает своим дизайном.

Самые большие потери понесла Украина. На ее территории находилось несколько автомобильных заводов: в Запорожье – ЗАЗ с его легендарными «Запорожцами», во Львове – ЛАЗ и не менее известные автобусы, в Кременчуге – мощные КрАЗы. В Луцке – знаменитые «луноходы» ЛуАЗы.

С такой базой можно было продолжать покорять не только просторы СНГ, но и Европу хватать за жабры, но… на Украине предпочли легкую смерть тяжелой борьбе за потребителя.

Впрочем гибель автопредприятий Украины нельзя назвать легкой – они приходили в упадок долго и мучительно, вплоть до 2018 года. Поднимутся? Нет, уже вряд ли! «Луноходы», «ушастые», как еще называли «Запорожцы», стали легендами, и об украинском автопроме остается лишь вспоминать.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх