На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 985 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Тест-драйв танка «Пантера»

Тест-драйв танка «Пантера»

Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
 

«Тише, тише давай!» — командует сотрудник музея, хотя мы и так ползем как черепаха. Танк не предназначен для езды по асфальту — по земле гораздо комфортнее.

В 1942—1945 годах немцы изготовили почти 6000 танков PzKpfw V, более известных как «Пантера». Но до наших дней дошло всего двадцать девять машин, причем на территории России хранится, по официальным данным, лишь один подобный танк.

С одной стороны странно: Советскому Союзу досталось несколько сотен трофейных «Пантер» — как непосредственно во время войны, так и по ее окончании. Первый PzKpfw V использовался войсками Красной армии уже осенью 1943 года на Курской дуге (в 59-м отдельном танковом полку). Но в эксплуатации трофейной машины были как плюсы, так и минусы. Преимущества танка заключались в великолепном вооружении: немецкая 75-мм пушка KwK 42 позволяла поражать цели на значительно больших расстояниях, чем могло любое советское орудие аналогичного класса. В связи с этим немецкого зверя планировали использовать в качестве истребителя танков.

Был даже издан официальный документ — «Краткое руководство по использованию трофейного танка T-V («Пантера»)". Но жизнь внесла свои коррективы. «Пантера» оказалась слишком сложной в эксплуатации и неудобной в ремонте — катастрофически не хватало запасных частей (точнее, их не было вовсе), к тому же танк требовал значительно более высококачественного топлива, чем советские машины. Поэтому трофейные «Пантеры» широкого применения не получили и использовались лишь эпизодически (в отличие от предшественников Pz. III и Pz. IV). В принципе, схожие недостатки «Пантер» отмечали и немецкие танкисты: танк был сыроватым, недоведенным до идеала, и процент технических отказов среди Pz.V был выше, чем среди других немецких машин.

Реклама
 
×
Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
 

Камуфляж «Пантеры» выдает в ней один из танков 5-й танковой дивизии СС «Викинг»,
но это фантазия реставраторов: в советское время все трофейные танки были перекрашены в зеленый цвет.

А после войны «Пантеры» в Союзе оказались совсем не нужны. Их использовали по-разному. В основном — для расстрела целей во время учений и испытаний на полигонах. Иные просто отправились на переплавку. В итоге сохранился только один подобный танк, который сразу после войны целенаправленно передали в Музей боевых машин (ныне — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). Там, в покое и благополучии, PzKpfw V Ausf. G и достоял до наших дней — как ни странно, именно это сделало машину действительно уникальной.

Все родное
Как уже упоминалось, в мире сохранилось 29 «Пантер», из них 12 — модификации G. Именно такая машина хранится и в Кубинке. Больше всего танков во Франции — аж семь штук, по шесть сохранилось в США и Великобритании.

Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
 

Циммеритовая обмазка бортов — оригинальная, с военных времен. Циммерит предназначался для защиты от магнитных мин
Осенью 1944 года от такой обмазки отказались, что тоже помогает в датировке «Пантеры». Когда танк находится в походном положении, специальный зажим удерживает пушку в горизонтальной позиции. Ходовая часть «Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков позволяла танку двигаться очень плавно и равномерно распределять нагрузку на грунт. С другой стороны, сложность конструкции вызывала множество проблем при ремонте.

Проблема в том, что история данной конкретной «Пантеры» неизвестна, и отследить ее практически невозможно. Специалисты из Кубинки ведут изыскания, но пока понятны лишь само собой разумеющиеся факты: это одна из 300 трофейных машин, доставшихся СССР, и изготовлена она не ранее марта 1944 года (в том месяце модификация G пошла в серию) и не в 1945-м (потому что на поздних машинах G была изменена форма маски орудия).

В принципе, можно было бы определить принадлежность машины по ее камуфляжу: у немцев было великое множество камуфляжей, вплоть до того, что вопрос о покраске решал командир подразделения, единого стандарта на это не существовало. Но все трофейные машины безжалостно перекрашивали в зеленый цвет — поэтому изначального камуфляжа не сохранилось. Сегодня «Пантера» покрашена в цвета 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (точнее, в одну из разновидностей камуфляжа этой дивизии), но это скорее фантазия реставраторов, чем исторически достоверная реконструкция.

Вот тут-то и кроется уникальность. Собственно, кроме окраски, все в танке — родное. Вообще все, на 99% (заменили разве что истертые поршневые кольца и еще некоторые «расходные» детали). Родная коробка передач, двигатель Maybach HL 230P45, органы управления, магнето, приборы — даже ключ зажигания оригинальный, даже кожа на сиденьях и родное циммеритовое покрытие (обмазка брони). Большинство зарубежных экземпляров отреставрировано более современно — заменены силовые агрегаты, траки, элементы внутреннего пространства. «Пантера» же из Кубинки позволяет точно представить себе, как выглядел танк тогда.

Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
 

Вообще, если бы не обязательная для музейного экспоната демилитаризация, танк мог бы воевать хоть завтра. Он не просто на ходу — он готов к активным действиям. Работают двигатель и система охлаждения, ничего не подтекает. Конечно, есть определенная усталость металла — все-таки «Пантере» уже без малого 70 лет. Но хорошие условия хранения и очень качественная реставрация сделали свое дело — танк как будто только что с конвейера.

Труды и заботы

У реставрации «Пантеры» было два основных этапа. Первый — в 1990-х, когда полвека находившуюся «на приколе» машину перебрали подетально и поставили на ход. В архиве музея хранятся снимки той реставрации — танк, разобранный, как детский конструктор. Уже тогда специалисты отнеслись к технике с должным пиететом: ничего не было выброшено, каждая деталь бережно приведена в идеальное состояние и возвращена на законное место.

Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
 

Но время шло, и несколько лет назад в ходе преобразований музея было решено довести танк, который вроде как официально был на ходу, до ума. Сразу же обнаружились подводные камни. «Пантера» завелась, но в систему смазывания начала попадать вода, то есть возникли трещины в масляной магистрали или разошлись прокладки, но в любом случае стало понятно, что двигатель требует капитального ремонта.

В самом музее соответствующего оборудования не было — все-таки тут нужны станки и инструменты высокой точности, плюс как минимум испытательный стенд, и Maybach отправился на ЗИЛ, где его разобрали на части — так же, как десять лет назад сам танк. Износившиеся детали, не подлежащие реставрации, заменили, все вычистили, привели в отличное состояние и прогнали на испытательном стенде — немцы в 1944-м не сделали бы лучше. Параллельно с ремонтом двигателя в Кубинке шла реставрация танка — исправлялись ошибки, сделанные мастерами в 1990-х, добавлялись какие-то элементы, сломанные траки заменили на оригинальные, найденные поисковиками на местах боев и сохранившиеся практически в идеальном состоянии.

Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
 

В мае 2013 года машина была закончена. Надо сказать, что изначально была идея сделать совершенный, «картиночный» музейный экспонат, как для учебника по эксплуатации танка. То есть навесить весь шанцевый инструмент (в запасниках достаточно оригинальных немецких лопат и кирок), запасные траки на специальные крючья, изготовить и разместить внутри масштабную копию снаряда и оформить танк в цветах и знаках танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».

Но от этой идеи пришлось отказаться по удивительной причине — танк оказался настолько востребованным, что тянуть дальше с окончанием реставрации было просто нельзя. Он потребовался и на фестивале «Поле боя», и на других военных шоу — конечно, единственная в стране «Пантера», да еще и на ходу. А шанцевый инструмент навешивать не стали, потому что в таком случае танк пришлось бы поставить за ограждение на значительном расстоянии от посетителей музея. Мало ли кому саперная лопатка понадобится — не уследишь. Но и без дополнительной навески «Пантера» внушает уважение.

Личный опыт

Когда «ползаешь» по танку, забираешься внутрь, дотрагиваешься до органов управления, ощущения совсем другие, нежели когда просто рассматриваешь старые фотографии. Внутри он очень прост — вопреки распространенным легендам о кондиционерах и невероятном комфорте, предлагавшихся немецким танкистам. Аскетичная, очень плотно скомпонованная, довольно неудобная внутри боевая машина. Единственная уступка — набитые конским волосом и отделанные натуральной кожей мягкие сиденья (к слову, «тридцатьчетверки» иногда выходили с заводов вообще без сидений, танкисты подкладывали под себя свернутые ватники).

Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
 

Но в остальном — машина для боя, а не для отдыха. Поражает качество сборки. Оно немецкое — именно в том смысле, какой мы вкладываем в это слово сегодня, то есть идеальное: фаски сглажены, уголки ровненькие, точность монтажа потрясающая. При этом прогрев термосифонного подогревателя для запуска двигателя зимой осуществлялся с помощью паяльной лампы, что в рамках общей сложности и технологичности конструкции смотрится довольно дико. Впрочем, на еще более совершенных «Тиграх» было так же.

Тест-драйв танка «Пантера» СССР, история, факты
 
 

Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. D (количество — 2)
Нидерланды: танк-памятник в Бреде Швейцария: Panzermuseum Thun в городе Тун

Снаружи танк интересен огромным количеством каких-то крепежей, деталей, назначение большинства которых с первого взгляда совершенно неясно. Ну хорошо, вот тут явно крепилась лопата, тут — запасной трак для гусеницы, а это что? Штука в том, что, когда танк поступал в распоряжение экипажа, танкисты практически всегда модернизировали его по собственному усмотрению. Снаружи приваривались крепежи, например, для касок, различного инструмента, не входящего в изначальный боекомплект, даже порой ящики для шинелей или личных вещей, «багажники». Поэтому, если поставить рядом пять «Пантер», вряд ли найдутся хотя бы две одинаковые.

Когда забираешься в танк впервые, первые пять минут боишься наступить на какой-нибудь элемент, опасаешься дотронуться до чего-либо внутри: это же музейный экспонат, ему 70 лет, с ним нужно крайне осторожно… Лишь потом приходит осознание: это же танк. Он же выдерживает попадание снаряда. Какой вред могут причинить ему твои кроссовки? Вот тогда, когда осознаешь, что это мощная боевая машина, а не экспонат за стеклом, начинаешь относиться к машине совсем иначе. Как танкист.

 

Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. G (количество — 12)
Великобритания: по одному экземпляру в Bovington Tank Museum (Бо- вингтон) и Defence College of Management and Technology (Шрайвенхэм). США: по два экземпляра в US Army’s National Armor & Cavalry Museum (Форт-Беннинг) и Patton Museum of Cavalry and Armor (Форт-Нокс). Нидерланды: Oorlogsmuseum Overloon в Оверлоне. Россия: Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Франция: Musée des blindés de Saumur (Сомюр). Бельгия: Танки-памятники в Уффализе, Селле и Гранмениле.

Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. A (количество — 15)
Франция: два экземпляра в Musée des blindés de Saumur (Сомюр), один в Overlord Museum (Кольвиль-сюр-Мер), два танка-памятника в Па- риже и один экземпляр на свалке техники в городе Мурмелон-ле-Гран. Германия: по одной машине в Deutsche Panzer- museum Munster (Мунстер) и Auto- und Technik- museum Sinsheim (Зинсхайм). США: по одному экземпляру в US Army’s National Armor & Cavalry Museum (Форт-Беннинг) и Military Vehicle Technology Foundation (Портола-Валли). Великобритания: три машины в частном собрании The Wheatcroft Collection и одна в частном собрании Rex & Rod Cadman Collection. Канада: Canadian War Museum в Оттаве.

В Кубинке еще достаточно уникальных танков, которые очень хочется поставить на ход, превратить из стационарных экспонатов в живые машины. Техника должна работать — в данном случае, конечно, на мирном поприще. «Пантера» — один из многих танков в реставрационном ряду, и потому хранителям музея — удачи!


Автор: Тим Скоренко



Источник

Картина дня

наверх