На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 968 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Вэн: автомобиль, совершивший культурную революцию

Если вы зададитесь вопросом, когда же вэннинг оформился в самостоятельную культуру, можете поинтересоваться у любого, причастного к ней, и получить однозначный ответ. Правда, если респондент будет не один, боюсь, консенсуса достигнуть не удастся.

Несмотря на этот факт, нельзя категорично утверждать, что эта уникальная культура появилась с возникновением пассажирских фургонов — вэнов — в Америке 60-х. Многие энтузиасты скажут, что дух вэннинга родился вскоре после появления первых автомобилей, а значит и возможности путешествовать на большие расстояния быстрее и дешевле, чем на гужевой повозке. Другие утверждают, что первые ростки вэннинга появились вместе с цельнометаллическими развозными фургонами в 1940-х годах, и тоже окажутся правы — многие из них по праву занимают свои места на слетах вэннеров, да и в уличном трафике обращают на себя немало внимания.

Пусть рождение вэннинга остается в какой-то степени загадкой, но совершенно очевидно как и когда появились первые вэны.

К концу 1960-х годов разнообразные фургоны выпускались в Европе, Северной Америке, Японии и Австралии. И, хотя первые вэны появились в Европе, вэннинг, как явление, зародился в Соединенных Штатах, откуда начал и продолжает свое шествие по всему земному шару. Это легко объяснимо — автомобиль в Америке никогда не был роскошью, а их ассортимент всегда мог удовлетворить самый изысканный вкус. Не обошло это стороной и вэны — практически сразу после их появления на рынке молодежь заинтересовалась новыми автомобилями, ведь это было так просто — купить недорогой заводской фургон и перестроить его под собственные нужды.

Появление тематических клубов также не заставило себя долго ждать. Любое путешествие или просто выезд за город окрашивалось новыми красками, если происходило не на обычном легковом автомобиле, а на оборудованном своими руками вэне.

Вскоре на вэннинг обратили внимание и популярные журналы. "Hot Rod Magazine", ''Car and Truck" и другие начали публиковать материалы о новом явлении в автомире.

Несмотря на все большее увлечение вэнами, охватившее всю страну, сотни локальных клубов по-прежнему практически не взаимодействовали между собой. Но вскоре ситуация изменилась, и на 10 августа 1973 года был объявлен сбор вэннеров всей Америки на первом National Truck-In.Идея принадлежала Терри Куку – редактору "Hot Rod Magazine". Составив свод правил, он передал бразды правления клубу Rocky Mountain Vans, сделав их ответственными за проведение мероприятия.

На встречу, состоявшуюся в Тайгер Ран, штат Колорадо, прибыло более 1000 автомобилей. Публика была в восторге, а участники встречи пришли к единогласному мнению, что начинание это весьма успешно и стали готовиться к новому National Truck-In.

В следующем году, в Боннер-Спрингс, штат Канзас, клуб Vans AM of Kansas City принимал у себя второй слет вэннеров со всей Америки. На сей раз количество прибывших автомобилей перевалило за 1500 и стало очевидно, что вэннинг – активно развивающееся явление. Не нужно быть гением, чтобы понять, что вэннинг эволюционировал в нечто большее, чем просто дружеские посиделки на природе. Некоторые всерьез задумались о том, какую прибыль можно извлечь из сложившейся ситуации. И результат не заставил себя ждать – практически сразу по завершению мероприятия появилась новая "национальная" организация под названием National Street Van Association. Объединившись с клубом Midwest Vans (не путать с современной Midwest Vans Ltd.), NSVA провела третий National Truck-In в Боулинг Грин, Кентукки. Но все было совсем по-другому. 

Вместо неформальной встречи друзей и их семей со всей страны, люди попали на хорошо организованное коммерческое мероприятие, призванное принести быструю прибыль своим организаторам. Это шло вразрез с изначальной концепцией National Truck-In. Ко всему прочему, организованная площадка оказалась слишком мала для того, чтобы вместить всех желающих посетить мероприятие.

Несмотря на всеобщее недовольство NSVA и ее лидером Фредом "Фредди" Блюменталем, в третьем Национальном Truck-In приняли участие почти все прибывшие на встречу. Изначальной идеей мероприятия было объединение вэн-клубов со всей страны без коммерческой подоплеки. Поэтому, когда Фредди объявил, что четвертый слет вновь состоится в Боулинг-Грин в следующем году, многие ощутили необходимость остановить коммерциализацию движения, пока она не захватила все.

Rocky Mountain Vans принимает вызов, начав кампанию против NSVA, призванную сохранить концепцию National Truck-In в первозданном виде. Чтобы предотвратить ситуации, подобные созданной Фредди и National Street Van Association, Rocky Mountain Vans регистрируют «National Truck-In» как торговую марку.

В ответ на это Фредди Блюменталь от имени NSVA подает в суд на Rocky Mountain Vans, утверждая, что подавляющее большинство вэннеров, участвовавших в Truck-In, не принадлежали к «дикому» локальному клубу, составившему лишь 2% от общего количества участников. Он же, представляя оставшиеся 98% всех вэннеров Америки, имеет полные права на свое мероприятие под названием «National Truck-In». Немного позже Фредди отзывает свой иск, но продолжает проведение слетов национального масштаба. 

Таким образом, в следующие три года, проводилось два общеамериканских слета вэннеров. «National Truck-In» продолжал действовать как по тем правилам, как и был задуман, а NSVA начало проводить встречи под именем «Van Nationals». Несмотря на рекордную посещаемость в 3500 вэнов в 1976 году, National Truck-In, стараниями Блюменталя и его команды, оставался в тени Van Nationals при освещении в прессе. Тем не менее, не все публикации о NSVA и его детище были положительными. Получив плохую огласку после первого мероприятия, Van Nationals заметно утратило количество желающих принять участие в празднике. К тому же, инфляция и рост цен на топливо стали ощутимой помехой для дальних путешествий, заставляя американцев пересаживаться на малолитражные автомобили.

Это было началом конца. После яркого старта, воодушевленно подхваченного публикой, движение вэннинга быстро погрязло в организационно-коммерческих дрязгах, разделившим, как это часто бывает, участников на два лагеря, а неблагоприятная экономическая ситуация добила и без того ослабший энтузиазм членов движения. Казалось бы, на этом можно ставить точку, отправив вэннинг на полку истории. Но нет, все было совсем по-другому. Как – вы узнаете в следующий раз.

Картина дня

наверх