Автомобиль в России снова стал роскошью: в условиях всеобщей инфляции годовая стоимость владения машиной превысила среднестатистические доходы граждан. Впрочем, расставаться с личным транспортом россияне в большинстве своем не намерены и всячески пытаются сэкономить на его эксплуатации, правда, зачастую за счет сокращения поездок.
В режиме экономии
Жизнь дорожает, и россияне ищут любые способы сэкономить. Например, на автомобиле, который, как известно, отбирает немалую часть семейного бюджета. Так, несмотря на тотальную инфляцию, стоимость владения машиной в нашей стране снизилась по сравнению с прошлым годом, говорится в исследовании PwC. Одна из причин — отказ от каско, что в свою очередь привело к снижению тарифов в среднем на 23% из-за распространения страховых договоров с франшизой, безубыточной пролонгации и ограниченного покрытия каско. Таким образом, доля страхования сократилась до 17–27% в общей стоимости владения автомобилем против 20–30% в прошлом году.
Стоимость владения автомобилем по классам
Показатель, тыс. руб./год (в среднем за 3 года) | В-класс | С-класс | D-класс | Е-класс | Комп. SUV | Среднеразм. SUV | Полноразм. SUV (до 3 млн. руб.) | Полноразм. SUV (свыше 3 млн. руб.) |
Потеря стоимости | 61,7 | 90,8 | 124,8 | 323,4 | 113,9 | 168,1 | 248,2 | 473,8 |
Эсплуатационные расходы | 137,1 | 174,8 | 247,5 | 367,6 | 213,9 | 262,6 | 381,8 | 564,7 |
Кредит (только %) | 23,2 | 43,5 | 68,7 | 115,1 | 63,1 | 81,8 | 106,3 | 156,0 |
Топливо | 39,0 | 44,5 | 45,1 | 42,00 | 42,5 | 51,2 | 76,2 | 78,2 |
Страхование каско и ОСАГО | 49,2 | 58,9 | 99,5 | 154,9 | 73,8 | 88,4 | 149,5 | 240,5 |
Тех. обслуживание (плановое) | 9,3 | 10,2 | 12,3 | 19,7 | 12,9 | 14,4 | 15,8 | 19,3 |
Транспортный налог и регистрация автомобиля | 3,0 | 4,1 | 6,6 | 17,6 | 5,7 | 9,3 | 13,5 | 48,6 |
Зимние шины и мойка два раза в месяц | 13,5 | 13,7 | 15,3 | 18,4 | 16,0 | 17,4 | 20,4 | 22,1 |
Итого средняя стоимость владения в год | 198,8 | 265,6 | 372,3 | 691 | 327,8 | 430,7 | 630,0 | 1038,5 |
Средняя стоимость владения, руб. на 1 км | 11,9 | 15,7 | 19,8 | 40,5 | 20,3 | 23,4 | 33 | 56 |
Парковка в Москве (8 часов в рабочие дни за год) | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | |
Итого средняя стоимость владения в год с учетом парковки | 318,8 | 385,6 | 492,3 | 811,0 | 447,8 | 550,7 | 750,0 | 1158,5 |
Вслед за ключевой ставкой ЦБ также снижается стоимость автокредитов: по состоянию на начало 2016 года средняя ставка по трехлетнему кредиту при 50-процентном первоначальном взносе составила порядка 16%, тогда как год назад равнялась 21%. В результате переплата по процентам составляет от 12 до 22% от общей стоимости владения автомобилем в зависимости от класса. В частности, наиболее доступные автокредиты характерны для машин В-класса, которые в большинстве своем попадают под программу льготного автокредитования. Относительно невысокие ставки и на автомобили премиум-сегмента, а также полноразмерные вседорожники стоимостью свыше 3 млн руб., поскольку премиальные бренды кредитуют покупателей через собственные банки, предлагающих наиболее выгодные условия и низкие процентные ставки с целью продажи автомобилей, а не получения доходов от процентов.
По словам директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, немалая доля автомобилей до трех и пяти лет куплены в кредит, у их владельцев есть дополнительная финансовая нагрузка в виде ежемесячных выплат. Это заставляет их дополнительно экономить, обращаясь, например, в обычные гараж-сервисы, даже если речь идет о недешевых автомобилях премиум-брендов. «В целом я не считаю, что стоимость владения снизилась, так как цены на топливо, страховку ОСАГО, запчасти и прочее не изменились в меньшую сторону, а по некоторым позициям выросли. Возможно, у кого-то траты на содержание автомобиля и уменьшились, но исключительно по причине экономии на обслуживании и частичной пересадке на общественный транспорт. Покупка самых дешевых неоригинальных деталей, снижение среднестатистического ежегодного пробега — вот на чем люди сейчас стали экономить», — комментирует эксперт.
На автобусе дешевле
К популярным в последнее время способам экономии относятся сокращение расходов на мойку и химчистку автомобиля, а также на платные парковки и косметический ремонт, не попадающий под каско, добавляет коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Сергей Ворновский. «Переход на более дешевые виды топлива я бы не стал включать в этот список, поскольку автомобили, как правило, рекомендуется заправлять бензином определенного класса, но отметил бы общую тенденцию к сокращению расхода топлива за счет снижения времени и километража поездок», — говорит он.
Действительно, основной экономии российские автомобилисты добились за счет того, что просто стали меньше ездить на личном транспорте. По оценкам PwC, по сравнению с прошлым годом средний пробег автомобилей снизился на 24%, что в свою очередь привело к сокращению расходов на топливо. Не желая тратиться, к примеру, на платные парковки россияне все чаще стали пользоваться общественным транспортом, а также каршерингом и доступным такси.
Как отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев, сокращение пробегов повлияло на все затраты: меньше потребляется топлива, запчасти меньше расходуются и т.д. В результате общие затраты на автомобиль вроде как сократились, но стоимость километра пробега при этом все равно стала выше. Ведь и сам бензин подорожал за год приблизительно на два рубля за литр. «Из-за ухудшения экономической ситуации в стране, снижения доходов и реально располагаемых финансов у водителей, жить стало сложнее, а потому они были вынуждены снизить как частоту эксплуатации своих автомобилей, так и затраты на них. В дальнейшем мы будем наблюдать еще большее сокращение расходов на автомобиль. Автовладельцы будут переключаться на более дешевые запчасти, откладывать ремонт на более поздний срок и будут меньше ездить. Все это изменится тогда, когда улучшится общая экономическая ситуация в стране, и у людей появится уверенность в завтрашнем дне», — рассуждает эксперт.
Автомобиль стал роскошью?
Средняя стоимость владения автомобилем, руб. на 1 км
Страна | С-класс | D-класс | Е-класс | SUV (до 3 млн. руб.) |
Россия | 16 | 20 | 40 | 20 |
Германия | 34 | 39 | 66 | 57 |
США | 24 | 32 | 39 | 38 |
Согласно данным PwC, стоимость 1 км пробега в России оказалась ниже, чем в развитых странах, таких как Германия и США. Правда, это стало возможным только благодаря скачку курса доллара и евро к рублю почти в полтора-два раза, притом что инфляция в России не успела догнать такое резкое увеличение. По старому же курсу этот показатель будет выше либо сопоставимым с расходами на 1 км для США и Германии. В любом случае, если соотнести ежегодные затраты на автомобиль с располагаемым доходом населения, то Россия значительно уступает развитым странам. Так, стоимость владения автомобилем в среднедушевом денежном доходе составляет для гражданина России порядка 135%, в то время как для США этот показатель составляет порядка 20%, для Германии — 48%. Таким образом, автомобиль оказался по средствам далеко не каждому россиянину. Тем не менее, наши сограждане пока не спешат отказываться от личного транспорта.
Средняя стоимость владения автомобилем в общем доходе населения
Страна | С-класс | D-класс | Е-класс | SUV (до 3 млн. руб.) | Среднее значение |
Россия | 73% | 103% | 191% | 174% | 135% |
Германия | 33% | 38% | 64% | 56% | 48% |
США | 14% | 19% | 23% | 23% | 20% |
По мнению гендиректора CarPrice Эдуарда Гуриновича, рациональный подход к владению автомобилем еще не стал массовым в России, в отличие, например, от США. Чаще всего российские автомобилисты учитывают такие параметры, как расход бензина и стоимость обслуживания для новых машин, а также факторы потери стоимости, страхования. «По России в целом автомобиль не просто утилитарное средство передвижения, но и признак статуса. Немного по-другому ситуация обстоит в Москве: за последние годы правительство города делает большие шаги в сторону »города для пешеходов” и пропагандирует отказ от личного транспорта. В столице уже появилось определенное количество людей, не владеющих автомобилем, и их число будет расти. А вот до регионов этот тренд, думаю, дойдет не скоро», — говорит эксперт.
А вот Денис Еременко считает, что недешевое содержание машины в наши дни отпугивает от покупки немало людей. В случае с новыми автомобилями кого-то не устраивает переплата за обслуживание на дилерской станции, обязательное «каскование», если машина берется в кредит, то баснословные проценты... Если речь идет о б/у сегменте, то почти все эти факторы исчезают, но появляются другие, справедливые и для новых: стоимость топлива, запчастей и т.д.
Какие машины быстрее обесцениваются?
Между тем, в условиях кризиса российского авторынка машины всех без исключения классов стали быстрее обесцениваться. Особенно сильно это сказалось на легковых автомобилях В- и Е- классов, а также компактных кроссоверах — увеличение потери стоимости составило от 7% до 12%. Как поясняют эксперты ГК «Независимость», на увеличение данного показателя повлиял кардинальный рост цен на новые автомобили относительно подержанных машин. К тому же сейчас на рынок выходят новые и обновленные модели, поэтому цена на старые, «дорестайлинговые» версии довольно резко и ощутимо снижается, добавляет Сергей Ворновский.
«С точки зрения затрат на содержание никогда не было, да и не будет целесообразно покупать дорогие автомобили. Хотя бы в силу потери стоимости: чем дороже автомобиль, тем больше в нем составляющая имиджа/престижа и т.д. Ведь у нас престижно и »круто” иметь такой новый автомобиль, а не подержанный. Отсюда и более радикальное снижение стоимости в первые несколько лет, и соответственно более высокие показатели стоимости владения», — говорит Александр Груздев.
Как показывает статистика, наибольший процент стоимости в первые три года теряют автомобили премиум-класса и полноразмерные вседорожники стоимостью свыше 3 млн руб. — 47% и 46% соответственно. Чуть меньше этот показатель у среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных вседорожников до трех миллионов — 39%. Для прочих легковых машин и компактных кроссоверов потеря стоимости составляет порядка 31–35% от общей стоимости владения автомобилем.
По мнению Дениса Еременко, сейчас имеет смысл покупать те автомобили, которые обладают прогнозируемой надежностью и при этом относительно неликвидные. «В этом случае вы немного выигрываете в цене и не теряете в качестве. Конечно, традиционно по параметру надежность/ликвидность лидирует Toyota, следом за ней идут Kia и Hyundai. Но если новые „корейцы“ и на вторичке не имеют наценки „за бренд“, то в случае с Тойотой этот момент присутствует», — отмечает эксперт.
Свежие комментарии