Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин готовит проект закона, который разрешить выдавать водительские удостоверения с 16 лет. Это предложение вызывало много разных мнений и в профессиональном сообществе и среди автолюбителей. Так ли всё просто, как кажется на первый взгляд?
Сергей Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол»: «Сама идея правильная, специалисты и педагоги в сфере автообразования считают, что детей как можно раньше нужно знакомить и с ПДД, и с правилами поведения на дороге. В настоящий момент единой системы автообразования в России нет. Но есть понимание того, как эта система может быть выстроена».
По мнению эксперта, она должна включать в себя 3 уровня подготовки. Первый - доавтошкольный –начальное обучение в средних школах. «К сожалению, те уроки ОБЖ, которые есть сейчас и в которых предусмотрены 2-3 часа на факультатив «Как спастись на дороге», не дают ученикам даже базовых знаний, а в школах можно встретить немного педагогов, по-настоящему компетентных в ПДД, - говорит г-н Лобарев. - Мы считаем, что обязательная программа поведения на дороге жизненно необходима».
Второй уровень подготовки, в видении эксперта – автошкольный: «Здесь налицо проблема неэффективности образовательных программ, которые к тому же не соответствуют европейской системе. А ведь многие, получающие права в России хотят водить автомобиль и в Европе и в других странах мира. Новые требования к учебным программам по подготовке профессиональных водителей и к материально-технической базе автошкол прописаны в приказе Минобрнауки, который вступил в силу 12 августа 2014 года. Требования содержат много теории, зачастую не нужной водителю-любителю. Оформление путевых листов, распределение промышленных грузов, самостоятельный ремонт автомобиля и другие спорные темы, по новым программам нужно изучать 134 часа, в то время как на практические занятия – самую важную часть обучения, отводится 56 часов».
«Складывается ощущение, - продолжает Сергей Лобарев, - что новые правила были взяты из советских регламентов 1960-70х г.г. Сегодня эти знания устарели - водителю XXI века не хватает умения работать с электроникой и автоматикой, если говорить о теории. Что касается нововведений в практическую часть обучения, то по новым стандартам умелые педагоги должны на площадке, вдалеке от условий реальных дорог, разыгрывать с начинающим водителем разные вероятные ситуации. При этом в регламентирующих документах нет стандарта водителя, нет административного регламента работы автошколы. Есть только требования. Которые в частности, предполагают, что автошкола должна обладать площадкой для учебной езды минимальной площадью 0,24 га».
Г-н Лобарев полагает, что многие автошколы не пройдут порог этих требований и вынуждены будут обанкротиться. Многие педагоги-профессионалы с наступлением нового года будут выброшены из профессии.
Третий уровень подготовки – поставтошкольный. В Европе много лет практикуется контроль за каждым водителем, едва получившим водительские права. «Мы же выдаем права и чувствуем себя спокойными за наших молодых водителей, полагаясь на авось, что конечно совершенно неверно», - отмечает эксперт.
«В условиях отсутствия единой системы автообразования, в период коллапса в профессиональной сфере, в момент отсутствия адекватных современных программ обучения сажать за руль 16-летних не стоит, - уверен г-н Лобарев. - А вот первоочередные задачи автообразовательной сферы надо решать срочно, иначе и квалифицированные преподавательские кадры разбегутся, цены за обучения взлетят до небес, а статистика ДТП будет по-прежнему расти вверх, и на дорогах будут гибнуть люди».
Свежие комментарии