На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 965 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    Задавал! Только с 1917 года и до сих пор ситуация с авто для народа в России не меняется!Невероятные прикл...
  • vkasincev Касинцев
    Тех, кто может бьют по рукам и близко не подпускают, а разные детки и дочки чиновников руководят как могут, т.е. ника...Невероятные прикл...
  • ММ
    В России могут сделать самый лучший в мире танк, но ни за что не сделают самый лучший автомобиль для семьи, поездок н...Невероятные прикл...

Почему в России нужно собирать и продавать устаревшие машины

Буквально недавно читал новости про выход нового Tiguan и поймал себя на мысли, что «хоть бы в Калуге оставили в производстве старый». Смотрел новости про свежий Renault Kaptur и думал «как хорошо, что платформа прежняя», что Hyundai Creta весьма консервативен, а заодно радовался тому, что у «наших» Qashqai будут старые моторы и коробки. И удивился самому себе.

Ведь еще недавно для меня наличие в производственной программе наших автозаводов сплошных Жигулей 30- и 40-летней давности да «десяток» с конструкцией лишь немного менее почтенной всегда казалось отвратительным признаком страны Третьего мира. Знаком того, что у нас не хотят сделать хорошо. Засилье восьмиклапанных моторов считал почти что прямым оскорблением отечественного автопрома. 

Почему в России нужно собирать и продавать устаревшие машины
 

И буквально недавно я радовался выходу Весты, как признаку добрых перемен, реальному обновлению отечественных платформ. Почему же сейчас вдруг у меня шевельнулась крамольная мысль о сохранении в производстве старой модели? Тут я вспомнил, откуда у меня это ощущение. Я его «ловил» регулярно на протяжении последних лет десяти, когда европейские производители «бюджетного» сегмента меняли свои успешные модели на новые. И когда легендарные авто уходили «в никуда», полностью снимались с производства и заменялись на новые, более пластмассовые и мультимедийные. Но с потребительской стороны – не лучшие.

Пару слов о прогрессе

Чего мы ожидаем от новой машины? Она должна быть лучше. Лучше с точки зрения надежности, экономичности, комфорта и других потребительских характеристик. В крайнем случае, просто красивее, но никак не хуже прежней. Но на деле мы регулярно видим, как крайне удачные модели заменяются на что-то более модное, но намного менее надежное, неудобное в обслуживании, использовании и заметно более дорогое.

ИНОГДА ПОКУПАТЕЛИ ОЩУЩАЮТ ЭТИ ПЕРЕМЕНЫ, И ПРОДАЖИ ИДУТ ВНИЗ, ИНОГДА НОВИЗНА И ЗАПАС ЛОЯЛЬНОСТИ БЕРУТ ВЕРХ, И СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ ПРОХОДИТ ОТЛИЧНО. НО В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ВДРУГ ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО СТАРЫЕ ПОКОЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СОСТАВЛЯЮТ СЕРЬЕЗНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ НОВЫМ НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ КАК МИНИМУМ НА ПЯТЬ–ДЕСЯТЬ ЛЕТ.

Прогресс в автомобилестроении не идет непрерывно, он может подолгу топтаться на одной ступеньке, а чтобы отвлечь покупателя и замаскировать вынужденную остановку, еще и делает пару шагов в сторону. Например, по части гаджетов, в которые сейчас превращается весь арсенал активной безопасности и мультимедийных устройств с навигацией, или в сторону более комфортных «помощников» – продвинутого круиз-контроля, автопилота и автопарковщика. Еще традиционно много сил тратят на обеспечение все более абсурдных экологических требований, в очередной раз увеличивая число ступеней трансмиссии для меньшего расхода топлива на постоянной скорости и наддувая все более маломерные моторы, чтобы со всем этим добром на борту машина не превратилась в настоящую недвижимость.

И немного практических примеров

Целый ряд моделей машин, которые вот-вот должны сменить новыми поколениями, вполне востребованы в своих классах и в текущем виде являются мечтой многих тысяч людей в России. Большинству покупателей совершенно не нужны повышенные характеристики бумажной экономичности и экологичности, их вполне устраивают реальные показатели нынешних моделей. А вот обязательно растущая со сменой поколений цена почти наверняка вызовет недовольство или расстановку предпочтений.

Я БОЛЕЕ ЧЕМ УВЕРЕН, ЧТО ОЧЕНЬ МНОГИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ ПРЕДПОЧЛИ БЫ НЕ ЖДАТЬ «ЖУРАВЛЯ В НЕБЕ», А ПОЛУЧИТЬ ВПОЛНЕ СЕБЕ КРЕПКУЮ «СИНИЦУ В РУКАХ» ПО СНИЖЕННОЙ ЦЕНЕ ИЛИ В ЛУЧШЕЙ КОМПЛЕКТАЦИИ.


К сожалению, невысокий уровень локализации оставляет мало шансов на подобное развитие событий, ведь продолжать производство компонентов для старых машин, да еще малой серией, не особенно выгодно всем смежникам автогигантов в Европе. При этом наши отечественные производства автокомпонентов, может, и были бы рады более долгому циклу производства, но ведь они не освоили еще в должной степени старую модель.

И более новую тоже не успеют локализовать в сколь-нибудь приемлемый срок и без огромных вливаний средств. А финансы нынче очень уж дороги.

В результате мы подсаживаемся на сборочную иглу еще глубже, с выходом нового поколения моделей машин локализация снижается и будет очень не спеша расти вновь.

А ведь так приятно было бы помечтать о моменте, когда рублевая цена на машины нашей сборки перестала бы нервно реагировать на любое изменение стоимости нефти, падение курса рубля и прочие волнения в мире. Ну а о том, чтобы машины стали чуть доступнее, мечтать уже бесполезно, у нас интенсивно начали внедрять «передовой опыт» с целью отвадить россиян от личного транспорта.

Самое время вспомнить те модели, которые хотелось бы оставить, но не получится или уже не получилось по разным причинам. Список тех, кто почему-то не остановился вовремя, вычищая косяки конструкции, а сменил поколение и продолжил бессмысленное ралли, собирая попутно «престижные» награды, весьма велик.

КТО-ТО ПЫТАЛСЯ УСИДЕТЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ, КАК GM С МОДЕЛЯМИ OPEL И DAEWOO, КТО-ТО БЕСКОМПРОМИССНО РЕЗАЛ ПО ЖИВОМУ МОДЕЛИ В САМОМ РАСЦВЕТЕ СИЛ, КАК VW, SKODA И FORD. МЫСЛЬ «ЗАЧЕМ ЕЕ СНЯЛИ С ПРОИЗВОДСТВА» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИИ ПОЯВЛЯЛАСЬ ОСОБЕННО ЧАСТО.

VW

Нынешний Tiguan производится на платформе PQ35, весьма и весьма почтенной. И не сказать, чтобы сильно устаревшей: к пассивной и активной безопасности не придраться, внутренние объемы, климат и электрика на высоте, и машины на базе этой платформы все еще желанны на нашем рынке. Например, вторая Octavia, Tiguan, Yeti, второй Superb, Passat B6-B7. Более того, я ничуть не возражаю против машин на модернизированной платформе PQ34/PQ35 – New Beetle и Jetta (американской и нашей), которые имеют еще более простое шасси. Все эти авто в своих классах занимали лидирующие позиции и на ходу радовали.

И я более чем уверен, что при разнице в цене с новой моделью буквально в 150 тысяч рублей продажи обновленных вариантов на MQB платформе попросту встали бы. А знаете, почему? Просто уже в этом поколении достигнут предел необходимого на данный момент. Дорогие платформы опередили более бюджетные авто уже на десяток лет, и, наконец, можно сделать паузу в этой безумной гонке.

Opel

Замена Astra H на Astra J явно была преждевременной. Никто не пинал GM за лишний расход топлива на старой Astra с четырехступенчатым «автоматом». Но они добровольно заменили машину на более тесную, с постоянно ломающейся АКПП, зато более «модную».

Но это еще не худший вариант – во всяком случае, для умных и дальновидных консерваторов, не поддающихся веяниям моды, оставили серию Family (хотя по высоковатой цене), и если бы не сугубая политика, то с продажами Opel наверняка все было бы в порядке.

Ford

А ведь иных бессмысленная смена поколений сместила с вершины рыночного Олимпа в самый что ни на есть «подвал». Да-да, я про Ford. Чем Focus 3 лучше Focus 2? Да ничем, разве что рулится немного лучше, да и внешность посвежее.

В остальном сплошные минусы: внутри меньше пространства, цена выше, а вместо надежных двухлитровых моторов пришли турбированные 1,6… Результат закономерен. Цена следования моде – потеря огромного рынка сбыта, который уже не удастся отвоевать. Интересно, кстати, понес ли кто-нибудь из топ-менеджмента наказание за это? А ведь можно было просто оставить Focus 2 в продаже параллельно с Focus 3.

Когда разум торжествует

Вы скажете – ну как же можно производить старые машины? Легко! Точно так же, как в Китае, где именно так все и устроено: авто новых поколений прекрасно чувствуют себя в компании прежних. Так делает Volkswagen, так делает и Ford.

В Узбекистане так поступает UZdaewoo, который подготовил «новую» Nexia на базе старого неплохого Aveo и уже давно выпускает Gentra – почти неизмененную версию Chevrolet Lacetti пятнадцатилетней давности, которая сумела сохранить рыночную привлекательность.

Попытки как-то повлиять на ситуацию и выпускать у нас пусть более простые, но качественные машины, продолжаются. На ВАЗ производят Largus, по сути это старый Logan в кузове универсал. Довольно нелепый, но платформа В0 у нас хорошо локализована, и число ее «отпрысков» продолжает увеличиваться. Наряду с Logan, Almera, Duster появился Kaptur на той же базе. И вместе с Duster он наверняка займет лидирующие позиции по продажам.

У концерна Renault-Nissan вообще очень здравая позиция относительно прогресса. Взгляните хотя бы на парочку Nissan Qashqai и X-Trail, они сильно отличаются от английской модели, как минимум у них другие моторы и совершенно иные настройки подвесок, более подходящие для наших условий. Тем временем Largus недавно получил новый мотор, уже полностью отечественный – восьмиклапанник от Гранты, а остальные модели машин на В0 платформе могут получить и 16-клапанные моторы ВАЗ со временем.

По секрету скажу, что у нас выпускается очень-очень старая Jetta, которая уже никакого отношения к европейской модели не имеет. И вроде бы неплохо себя чувствует после ремоторизации, благо в Калуге локализовали неплохой атмосферный 1.6 ЕА211. Более дешевая Skoda Rapid имеет в основе весьма старую фольксвагеновскую платформу, но при этом по характеристикам не уступает одноклассникам более новой разработки. К тому же она тоже оснащается локализованным мотором 1,6, а продажи варианта с трехцилиндровым 1,2 двигателем свернули, полностью импортный агрегат не выдержал конкуренции с новым ни по цене, ни по качеству.

Старый Tiguan может оказаться даже более удачным, особенно если воспользуются предыдущим опытом и появится «новый» Tiguan с немного переоформленным салоном и внешностью, но на прежней тележке. Все равно средний покупатель не поймет, что «новое» тут в кавычках. А вот Octavia A5 уже не вернуть, сменившая ее А7, несомненно, лучше, но это совершенно другой класс по характеристикам и цене.

Почему это хороший способ развивать собственную промышленность?

Что объединяет эти машины? Они все очень хорошие, куда лучше, чем может позволить себе средний покупатель новой машины в России. Очень хочется верить, что с возрастом проблем становилось бы меньше, а автомобили – доступнее. К тому же локализация имеет еще один солидный козырь в запасе, комплектации составляются без оглядки на основное производство.

Машины получают «обычные» «автоматы» или самую современную коробку, но в сочетании с простым атмосферным мотором, улучшенной подвеской и многими другими полезными вещами для эксплуатации в России. Дешевая платформа – это запас для создания комплектаций с большим числом опций безопасности, больше подушек, ESP в базе и прочие реально нужные опции, а не абстрактная новизна по высокой цене.

МОЖЕТ БЫТЬ, ЗА ЛИШНИЕ ПЯТЬ–ВОСЕМЬ ЛЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ ОНИ СМОГЛИ БЫ СТАТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ «НАРОДНЫМИ», С ПОЛНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ, И ПОДНЯТЬ КАЧЕСТВО «СРЕДНЕГО» АВТОМОБИЛЯ НА НОВУЮ ВЫСОТУ? ВРОДЕ БЫ РАЗУМ ВОЗОБЛАДАЛ, ЗДОРОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ ПОНЕМНОГУ ИДЕТ ВПЕРЕД.

Я только держу пальцы скрещенными, чтобы мы опять не скатились к Жигулям, просроченным на 40 лет. Потому что все хорошо в меру.

 

Источник

Картина дня

наверх