Автомобили, на которых ездят первые лица разных государств, часто влияли на ход мировой истории. Можно вспомнить убийство Кеннеди, который был застрелен во время поездки на кабриолете, покушение на Шарля де Голля, жизнь которого спас «Ситроен».
Однако говоря о Владимире Ленине, мы редко вспоминаем, какую роль сыграли машины в его жизни. А роль была немалая: ещё до революции Ленина сбил автомобиль, с другого автомобиля (точнее, с броневика) он высказал свои «апрельские тезисы», а потом не раз спасался от покушений во многом благодаря своим машинам. К тому же, автомобили Ленина регулярно угоняли.Знакомство Ленина с четырёхколёсной техникой произошло в 1909 году во Франции. Проживая в предместьях Парижа, простой эмигрант и будущий революционер не мог себе позволить купить ничего дороже велосипеда. И вот однажды Ленин и его велосипед встретились с автомобилем. Это был Rolls-Royce «Silver Ghost» («Серебряный призрак»).
В декабре 1909 года Владимир Ульянов возвращался с аэропланного шоу и за несколько миль до Парижа был сбит машиной. Велосипед Ильича превратился в груду металла, а сам будущий вождь получил серьёзные ушибы. За рулём «Серебряного призрака» оказался парижский аристократ, на которого Ленин подал в суд и… выиграл дело, получив от виконта солидную сумму на возмещение ущерба. И спустя некоторое время он уже вновь колесил на новеньком велосипеде, купленным, по всей вероятности, на деньги незадачливого аристократа.
С тех пор автомобильная история Ленина прервалась почти на 10 лет — до 1917 года, когда в ночь с 16 на 17 апреля Владимир Ильич провозгласил свои знаменитые «апрельские тезисы» с броневика «Остин-Путиловец».
Все мы знаем о том, что Ленин выступал на броневике, но мало кто задавался вопросом, что это был за броневик.
«Остин-Путиловец»
В 1914–1917 годах британская компания «Остин» поставляла в Россию броневики с одноимённым названием, и российская армия активно использовала их во время Первой мировой войны. Однако довольно быстро выяснилось, что машина военным не подходит, и в 1916 году было решено модернизировать «Остины» силами Путиловского завода в Петербурге. Броневик получил усовершенствованную броню толщиной 8 миллиметров и обзавёлся двумя вращающимися башнями, в каждой из которых находился пулемёт «Максим», а пулемётные амбразуры защищали специальные щитки 7-миллиметровой брони.
При ведении боя стволы пулемётов сильно нагревались, поэтому к потолку каждой башни была прикреплена ёмкость с охлаждающей жидкостью, которая через шланг подавалась на кожухи пулемёта. Ещё одна интересная деталь броневика — дублирующее рулевое управление: управлять машиной можно было с обоих её «концов», что обеспечивало прекрасную маневренность.
На «Остин-Путиловец» устанавливали особо прочные колеса: при попадании в них пуль или проколе полученные повреждения быстро заполняла самозатягивающаяся масса («гусматик»), изобретённая петроградским химиком А. Гуссом.
В движение броневик приводил четырёхцилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. При весе в 5,2 тонны машина разгонялась почти до 60 километров в час, и имела отличную для того времени проходимость.
Интересно, что все царские броневики имели названия: «Резвый», «Защитник». Однако на борту «Ленинского» была всего лишь цифра «2». Причина довольно проста — это был опытный образец, которым имена положены не были. Броневик, по всей видимости, был изъят из мастерской Петроградского бронедивизиона (где, кстати, и проходили полевые испытания «Остина-Путиловца»). Большевикам удалось завладеть им совершенно беспрепятственно, заявив охране о том, что машина отправляется на пробные испытания. Организатор этой аферы – Георгий Васильевич Елин, большевик и член автоброневого движения, быстро смекнул, что получить «на обкатку» опытные образцы гораздо проще, чем угонять боевые машины.
Именно этот броневик, которому позже все-таки дали имя — «Враг капитала», принял участие в штурме Зимнего Дворца, затем стал пособием для молодых курсантов, а с 1950 года навечно поселился возле Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. В 1992 году его хотели купить американцы и, зачем-то, финны. Почти все было готово к продаже, однако в последний момент Министерство Обороны передумало и решило сохранить революционную реликвию.
В марте того же 1992 года броневик перенесли в вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, где он находится и сейчас.
Правда есть мнение, что на самом деле выставленный в музее автомобиль — это не тот «Враг капитала», с которого Ленин призывал пролетариат к решительным действиям. Однако его подлинность подтверждают некоторые факты. У машины сохранились наружные фары, которых у других броневиков не было. Башни стоят чуть криво, тогда как у серийных машин линия башен всегда была строго перпендикулярна оси самого броневика. Кроме того, по словам работников музея, во время штурма Зимнего дворца, водитель не смог быстро закрыть задвижку смотровой щели и вовнутрь машины влетела шальная юнкерская пуля, о чем до сих пор красноречиво свидетельствует глубокая бороздка на переднем рулевом колесе.
«Turcat-Mery 28»
Первым автомобилем Владимира Ильича уже в роли главы Советского государства стал французский «Тюрка-Мэри-28». Неизвестно, как эта роскошная машина попала в Россию, как неизвестно и то, куда впоследствии она подевалась…
Однажды авто угнали, причём средь бела дня и прямо со двора Смольного. На поиски машины были брошены лучшие специалисты ЧК, и через какое-то время автомобиль был найден в одном из заброшенных сараев пожарной части на окраине города. Вначале была выдвинута версия, что угон носил политический характер. Однако угонщиками оказались обычные преступники, которые надеялись затем продать эту машину.
Дальнейшая судьба «Тюрка-Мэри — 28», к сожалению, неизвестна. Существует версия, что этот автомобиль в бурные революционные времена было очень сложно обслуживать. В любом случае, его следы потерялись ещё в 20-е годы прошлого столетия.
«Delaunay-Belleville-45»
Следующим автомобилем Ленина также стал «француз» — шикарный семиместный лимузин «Делонэ-Белльвилль — 45» из гаража Николая ІІ. Это был одним из 45 императорских автомобилей, доставшихся большевикам в ходе революции. Также в распоряжение Ленина поступил один из шофёров царя — Степан Казимирович Гиль, ставший впоследствии личным водителем Ильича. Для содержания и обслуживания правительственных автомобилей было создано транспортное подразделение: Гараж Особого Назначения (ГОН).
Модель «Делонэ-Белльвилль — 45» 1912 года выпуска имела четырехступенчатую коробку передач и шестицилиндровый двигатель объёмом почти 12 литров! Мощный мотор (70 лошадиных сил) с лёгкостью разгонял автомобиль весом 2,3 тонны до 110 километров в час.
У этой машины была не самая удачная судьба. При очередной попытке покушения на вождя «Делонэ-Белльвилль» был обстрелян. Это случилось 1 января 1918 года, когда Ленин возвращался с митинга. За рулём находился Тарас Гороховик — ещё один личный водитель Ильича. Мастерство шофёра и безотказность автомобиля тогда спасли Ленину жизнь. Узкими улочками, дворами и переулками Гороховику удалось скрыться. В том инциденте никто не пострадал, но автомобиль был сильно изрешечён пулями и не подлежал ремонту. В итоге, роскошный лимузин, мечта западных аристократов, был списан и похоронен где-то на свалках города…
«Renault — 40 CV»
Французские автомобили вообще были фаворитами императора и занимали большую часть царского гаража. Например, ещё один яркий интересный представитель этой коллекции — «Рено — 40 CV». Модель оснащалась шестицилиндровым двигателем объёмом 7,5 литра и — впервые в автомобильной истории — усилителем тормозов.
Самое громкое покушение на Владимира Ильича произошло 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После очередного митинга, погруженный в свои мысли, он направлялся к автомобилю «Рено 40 CV». На улице его задумчивость простым вопросом прервала незнакомая женщина, и как только Ленин собрался ответить — прогремели три выстрела… Раны были очень тяжёлыми. Вождя положили в «Рено», который тут же рванул в Кремль, где Ленину была оказана необходимая помощь.
А 6 января 1919 года автомобиль угнали. Причём нагло и бесцеремонно. Гиль вёз Ленина в Сокольники, как неожиданно дорогу им перегородили вооружённые люди. Водитель смело мог объехать их, но Ленин приказал остановиться, решив, что это патруль. Довольно быстро манера поведения «патрульных» все объяснила без слов: Владимир Ильич стал жертвой самого обыкновенного бандитского нападения. Главарь по фамилии Кузнецов (больше известный, как Кошельков, или Яшка Кошелёк) приказал всем выйти из автомобиля, на что удивлённый Ленин сказал: «Да вы что, я же Ленин!» К счастью Ильича, Кошелёк просто не расслышал фамилию и рявкнул в ответ: «Не знаю я никакого Левина! Я хозяин города! Выходите из машины!».
По некоторым данным, бандиты успели совершить на угнанном автомобиле несколько «дел»: они грабили пешеходов и даже застрелили милиционера. Позднее у Крымского моста метким выстрелом сотрудника милиции был убит шофёр бандитов. Преступники бросили машину и скрылись. Это — последнее упоминание ленинского «Рено».
«Роллс-Ройс»
После покушения в 1918 году здоровье Ленина резко ухудшилось, и ему требовался регулярный отдых. Отдыхать Владимир Ильич любил, конечно же, в Подмосковье. Клин, Завидово, Солнечногорск… Но самое любимое место — Горки.
Не все автомобили главного гаража страны выдерживали частые загородные поездки, особенно по просёлочным дорогам. Некоторые машины постепенно выходили из строя, а из-за отсутствия необходимых запасных частей ремонт их зачастую был попросту невозможен. Самым стойким и надёжным автомобилем оказался Rolls-Royce «Silver Ghost». Да-да, «Серебряный призрак», с которым Ленин «познакомился» ещё в далёком 1909 году.
Компания «Роллс-Ройс» начала производство этой модели в 1906 году, но выпускала лишь шасси, оставляя работу над кузовом специализированным ателье. По желанию клиента строился автомобиль с кузовом любой формы и цвета, который имел различное дополнительное оборудование и персональную отделку салона.
В самом начале Rolls-Royce «Серебряный призрак» носил скромное название «40/50 HP». Цифры обозначали тип и мощность двигателя. На базе тринадцатого по счету шасси машину построила кузовная фирма «Баркер». Это был открытый пятиместный фаэтон серебристого цвета, некоторые детали кузова которого были выполнены из серебра.
Шестицилиндровый двигатель объёмом семь литров позволял машине разгоняться до 135 километров в час работал настолько бесшумно, насколько это было возможно в начале ХХ века. Именно благодаря бесшумному мотору и «серебристому» исполнению автомобиль и получил название «Серебряный призрак». Все последующие «Роллс-Ройсы» на основе данного шасси вне зависимости от цвета и типа кузова носили то же имя.
У Владимира Ильича в гараже было три «Серебряных призрака» — два автомобиля имели кузов «фаэтон», третий был «лимузином» (седаном). Однако, какими бы качественными и выносливыми «Роллс-Ройсы» не были, настоящая русская зима была для них серьёзным испытанием. Но, как говорится, на свете нет ничего невозможного — в 1921 году на Путиловском заводе специально для главы государства на основе шасси «Серебряного призрака» с кузовом от ателье «Continental» были построены автосани. Единственные в мире автосани на базе «Роллс-Ройса».
Конечно, динамические параметры автомобиля при таком «тюнинге» упали, и вместо 135 километров в час сани развивали не более 60 километров в час. У них часто рвалась цепная передача, резиновые гусеницы буксовали на мокром снегу, однако сам Ленин был в восторге от этого автомобиля.
19 октября 1923 года Владимир Ленин вместе с Крупской посетил на своих автосанях сельскохозяйственную выставку, после чего вернулся в Горки. Это была его последняя поездка на автомобиле. Ленин был тяжело болен.
Но пусть сам Ленин больше никуда не выезжал, Гиль довольно часто садился за руль диковинной машины — привозил в Горки врачей. Без этого автомобиля проехать на ленинскую дачу было крайне сложно.
21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Владимир Ильич Ленин умер. На «Серебряном призраке» Степан Гиль отправился в Москву сообщить это прискорбное известие… Свою последнюю поездку этот легендарный Rolls-Royce совершил, доставляя на похороны гроб с телом Ленина
Свежие комментарии