На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 961 подписчик

Свежие комментарии

  • ММ
    Задавал! Только с 1917 года и до сих пор ситуация с авто для народа в России не меняется!Невероятные прикл...
  • vkasincev Касинцев
    Тех, кто может бьют по рукам и близко не подпускают, а разные детки и дочки чиновников руководят как могут, т.е. ника...Невероятные прикл...
  • ММ
    В России могут сделать самый лучший в мире танк, но ни за что не сделают самый лучший автомобиль для семьи, поездок н...Невероятные прикл...

Арт-мобиль: автомобили в скульптуре

Хорватский скульптор Иван Клапез дал краткую и понятную формулу успеха в современной скульптуре: «Главное — это концептуальность». Подразумевая, что каноническими подходами ныне никого не удивишь и второго «Мыслителя» создавать бессмысленно.

 

«Долгосрочная парковка» Армана Пьера Фернандеса поселилась в пригороде Парижа в 1982 году. Высота конструкции — 19,5 метра. В бетон вживлены 59 автомобилей. Вон тот беленький внизу — что-то ужасно знакомое…

 

Начиная с XX века скульптуру не получается разложить по полочкам так же, как живопись. Здесь тоже волнами прошли авангардизм, кубизм, футуризм, примитивизм и, конечно, кинетизм, выросший из конструктивизма. Но очень уж всё смешалось, как в доме Облонских, и лично я не возьмусь определить, что как называется. Рискну лишь обозначить тенденции. Первая: скульп­туру более верно называть всеохватным словом «арт». Вторая: автомобиль в этом арте либо прославляли в форме скульптуры, либо цинично использовали как материал.

Кто первый?

Cosmic Thing (2002). Мексиканец Дамиан Ортега интересуется «повседневными вещами в поисках новых значений». Общий принцип многих его работ: разобрать по винтику что-то достаточно сложное и подвесить в пространстве. Такую технику нарекли «замороженной скульптурой».
 

На этот вопрос нет ответа. Неизвестно, где и когда автомобиль впервые водрузили на подиум или отлили в бронзе. С момента его рождения прошли десятилетия, прежде чем появились знаменитые модели и легендарные марки, достойные увековечения. И еще больше времени ушло на то, чтобы автомобиль стал «товаром народного потребления», а необходимость его утилизации — серьезной экологической проблемой.

 

Иоан Флореа для обработки купе Ford Gran Torino использовал передовую технологию печати на 3D-принтере. Инфернальное нечто официально признано чересчур футуристичным даже для наших дней.

 

Подозреваю, что именно эти факторы являлись главными побуждающими мотивами для ваяния на автомобильные темы. Экономический расчет, скорее всего, тоже имел место: старые ржавые тачки существенно дешевле гранита или бронзы, но при правильной концепции их можно продать дороже, чем новые.

 

Шикарная работа эпатажного чешского мастера Давида Черны: Quo vadis (1989; перевод названия с латинского: «Куда идешь» или «Камо грядеши»). Известна также как «Шагающий Трабант». Посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, увидеть ее можно в Праге.

 

У скульптуры еще меньше границ, чем у живописи. Материал годится любой, какой только есть под рукой. Скульптуру не требуется хранить в музее при определенной влажности воздуха, поэтому размеры композиции могут быть сколь угодно большими — пространства для размещения арт-объектов пока еще предостаточно.

Почти как музыка

Наибольший интерес с эстетической точки зрения вызывают различные инсталляции с использованием автомобиля (либо его узлов, агрегатов и расходников). Они же, судя по всему, ныне наиболее востребованы соци­умом. Однако в ходу и классика.

 

Британец Алекс Чиннек обычно оперирует домами, превращая их в сюрреалистические арт-объекты. Но охотно берется и за малые формы: Vauxhall Corsa участвует в инсталляции Pick Yourself Up and Pull Yourself Together (2015, «Соберись и возьми себя в руки»).

 

В России самый известный пример — пожалуй, памятник Юрию Никулину на тротуаре возле Московского цирка на Цветном бульваре (2000 год, автор Александр Рукавишников). Три с половиной тонны бронзы. Говорят, что изначальную идею навеки запарковать композицию на проезжей части забраковала ГИБДД.

Во многих городах есть аналоги — без Никулина, но с автомобилем. Вам наверняка попадались пространственные инсталляции неизвестных авторов — вознесенные на стены и крыши Запорожцы и Жигули, грузовики и автобусы на бетонных постаментах. Можно ли их считать произведениями искусства? Отвечу уклончиво: по одной из теорий, музыкой является любой произвольный набор звуков, для которого найдется хотя бы один благодарный слушатель. Не исключено, что похожее правило применимо и к скульптуре.

 

Феноменальная работа 35 мастеров под руководством бельгийца Эрика ван Хова копирует реальный двигатель в традициях народных ремесел Марокко. В ней вы найдете не только шатуны и поршни, но и поршневые кольца. Применено 50 материалов, а в названии V12 Laraki фигурирует марокканская компания, выпускающая суперкары.

 

Сегодня она, как и живопись, невозможна без автомобиля. Многие скульпторы заслужили мировое признание именно благодаря автомобилю. Некоторые вообще работают исключительно с автомобилем или его компонентами. Только в основе большинства творений не сам автомобиль, а какой-нибудь неординарный, неожиданный, эпатажный способ его использования. Главное — концепция!

 
 
Амарилло, штат Техас, Ранчо Кадиллаков (с 1974 года), воспетое в песнях и кино. Десять «кэдди» разных лет выпуска под воздействием туристов меняли окраску по многу раз. Так и задумано. Авторы из арт-группы Ant Farm («Муравьиная ферма») советуют брать с собой баллончик с краской. Искусство живо!
 
 
 
 
 
Вариация на тему Стоунхенджа выполнена в штате Небраска Джимом Рейндерсом в 1987 году. На сооружение Кархенджа (Carhenge) пошло 39 автомобилей. Позже вокруг него появились другие автомобильные композиции, а местность назвали Заповедником автомобильного искусства.
 
 
 
Джерри Джуда создал 28‑метровую скульптуру купе Jaguar E‑Type специально для британского Фестиваля скорости в Гудвуде. На его счету множество еще более грандиозных проектов. Все они олицетворяют славное гоночное прошлое различных марок, среди которых, в частности, Audi, Lotus, Mercedes-Benz и Renault.
 
 
 
 
«Жук» 1953 года получил вторую жизнь под названием Beetle Sphere благодаря индонезийцу Ишвану Нуру. Успешно экспонировалась и другая его работа — Beetle Box с очертаниями куба.
 
 
Гениальный итальянец Лоренцо Куинн увековечил собственную старую машину — Fiat 500. Элегантная и остроумная композиция установлена в Лондоне. Ее название Vroom Vroom можно перевести как «Дррр-дррр».
 
 
 
Лауреат множества премий Миина Эккиюрккя, урожденная Риита Лойва, выпустила в поля родной Финляндии целые стада механических коров и быков. Все они изготовлены из деталей автомобилей, которые, видимо, уже невозможно было использовать даже в ралли.
 
 
 
Еще одна работа Джерри Джуды, и тоже для Гудвудского фестиваля: 22 тонны, 35 метров высоты, три модели Porsche 911: оригинальная машина 1963 года, версия Carrera RS 2.7 1973 года и современная модель 2013 года.
 
 
 
Архитектор и дизайнер Рон Арад проектирует отели и музеи, шоу-румы и театры. В остальное время создает различные арт-объекты. Экспозиция на тему «пятисотого» настолько впечатлила общественность, что Fiat год назад выпустил серию 500 Ron Arad Limited Edition с автографом автора на борту.
 
 
Шикарная работа эпатажного чешского мастера Давида Черны: Quo vadis (1989; перевод названия с латинского: «Куда идешь» или «Камо грядеши»). Известна также как «Шагающий Трабант». Посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, увидеть ее можно в Праге.
 
 
Шарики из нержавеющей стали, точечная сварка и 18 месяцев работы — так индийский художник Валай Шенде создал грузовик в натуральную величину. Необходимую динамику обеспечивают видеозаписи, сделанные на дорогах Лондона, Мумбаи, Дубая и транслируемые в зеркалах заднего вида.
 

Картина дня

наверх