Рассказывая о Берлине, трудно пройти мимо Трабанта — замечательного автомобильного курьёза с восточной стороны Стены.
В цепочке автомобильной эволюции эта машина, прямо говоря, занимает позицию где-то между Запорожцем и мотоколяской С3Д Серпуховского мотозавода. В условиях дефицита даже столь простой, незатейливый и удешевлённый до неприличия автомобильчик был крайне желанным для жителей ГДР — за такой машиной восточные немцы стояли в многолетних очередях, а завод в Цвиккау трудился, аки винокурня, но не мог закрыть потребности потребителя в этих милых автомобилях.
На возникшей волне "остальгии" (ostalgie — не ошибка, а немецкое слово, означающее "ностальгию по Остблоку"), Трабант стал настоящим символом ГДР и стран Варшавского договора. Предприимчивые немцы не могли оставить это в стороне — и уже не первый год в центре Берлина активно действуют фирмы, осуществляющие индивидуальные и групповые экскурсии для туристов на борту "Трабантов" — в пику бездуховным капиталистическим автобусам MAN с западной стороны Стены. И в парк одного из таких перевозчиков я совершенно случайно забрёл…
Пользуясь случаем, развею пару мифов о любимом немцами Трабанте — дабы в дальнейшем не слышать за дружеской беседой очевидные глупости (=
Кузов Трабанта действительно выполнен из так называемого "дуропласта". Это и не картон, и не бумага, и не пластик в привычном понимании этого слова; дуропласт состоит из формальдегидной смолы, в которую для армирования добавлялись отходы хлопкового производства. Дуропласт многим напоминает стеклопластик, но при этом кузовные панели Трабанта не выклеивались, а штамповались, что со стекловолокном сделать невозможно по множеству причин.
Из "дуропласта" у Траби выполнены только навесные панели, которые монтировались на вполне себе металлический каркас — очень наглядно и красочно устройство Трабанта продемонстрировано… в фильме Эмира Кустурицы "Чёрная кошка, белый кот"
А вот привод на одно колесо — конечно же, просто байка; её авторы даже не могут определиться, на какое из четырёх, но вера в этот миф зацементирована тысячами рассказчиков (=
На самом деле Трабант в этом плане ничем не отличается от других — привод у него вполне традиционно передний, на оба колеса. Сами представьте, как тянуло бы его в сторону, имей он привод на одно колесо (=
Открытые Траби на этих фото — конечно, самоделки. Но "Трабант" и "открытая крыша" — понятия вовсе не взаимоисключающие!
Среди серийных Трабантов, самым немассовым был так называемый Trabant Tramp (нет, не в честь американского дяди с оранжевым лицом — это просто совпадение). Трамп — это облегчённый ещё больше вариант, предназначенный для народной армии ГДР. В его возможности, кроме шуток, входило даже десантирование с самолётов (!) — с, очевидно, фееричным приземлением.
И если Трампов на этой площадке не оказалось, то их роль исполняла целая армия стандартных, 601-х Трабантов, окрашенных в ливрею народной армии ГДР.
В повседневном немецком быту встретить Траби, конечно, год от года всё сложнее (проще найти, например, в Польше или Венгрии, куда они активно поставлялись ещё новыми). Но мне это всё же удалось: явно не фанатская, но ездовая машина, притаилась в тихом дворике близ станции Warschauer strasse, или "Варшавская улица".
Так что не удивляйтесь, слыша за спиной где-нибудь на Unter den Linden рой "трабантовских" двухтактников: это не парад, а всего лишь красивая и приятная туристическая фишка. А ещё — способ по-настоящему новым взглядом увидеть Берлин, в том числе тот, которого уже четверть века как нет.
(заговорщицким шёпотом — а представьте, как круто было бы устроить подобное с Запорожцами и в Киеве! Без шуток — реально круто.)
Свежие комментарии