В Госдуме начал работу комитет по оптимизации системы ОСАГО. Среди вопросов, которые будут рассмотрены в ближайшее время - объединение договора каско и ОСАГО, а также введение франшизы в ОСАГО. Председатель комитета Наталья Бурыкина считает, что добавление франшизы к полису ОСАГО повысит ответственность водителей, а также улучшит финансовое положение страховых компаний, позволит отказаться от повышения тарифов на ОСАГО в связи с будущим изменением максимальных сумм выплаты страхового возмещения со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб.
Однако вопрос об объединении полиса каско и ОСАГО гораздо более сложный. Осуществление этой инициативы возможно только путем унификации и приведения к единому стандарту бланков, тарифов и программного обеспечения, используемых страховыми при заключении договора каско. Но это противоречит основным законам конкуренции: каско (добровольное страхование) страховые компании стараются сделать уникальным и коммерчески привлекательным продуктом. Каким образом можно собрать огромную базу дополнительных условий страхования всех страховых компаний в единый полис каско-ОСАГО пока не ясно.
Франшиза по ОСАГО подразумевает выплату страхового возмещения пострадавшей стороне в полном объеме, с последующим взысканием размера франшизы с виновника ДТП. Поэтому, я считаю, что данная инициатива не имеет перспективы.
В последнее время суды крайне загружены делами, связанными со спорами между автовладельцами и страховыми компаниями. Если в ОСАГО появится франшиза, страховые завалят суды своими требованиями по взысканию франшизы с виновников ДТП. Это только усугубит и без того плачевное состояние судебной системы и значительно увеличит сроки рассмотрения всех дел.
Кроме того, в случае введения в ОСАГО франшизы, скорее всего, базовая стоимость полиса ОСАГО без неё будет повышена по отношению к сегодняшнему уровню, а за счет отказа от франшизы страхователь сможет эту стоимость снизить до нынешнего уровня. Так как разница между стоимостью стандартного договора ОСАГО и договора с франшизой должна быть не столь значительна (300-500 руб.), вряд ли это нововведение будет иметь существенный экономический результат.
Улучшить ситуацию с ОСАГО, а также повысить лояльность клиентов к страховым может только введение единой методики расчета ущерба по ОСАГО, которая сделает прозрачной и стандартной процедуру определения суммы ущерба. Других действенных вариантов исправить картину на рынке ОСАГО я не вижу.
Максим Ханжин, Autonews
Свежие комментарии