Последние годы советской автомобильной промышленности ознаменовались рядом очень интересных разработок, но лишь еденицы из них дошли до конвейера.
Советский автопром всегда было принято критиковать, а все советские автомобили называть "ведрами с гайками". Иногда они действительно этого заслуживали, но в то же время многие модели тех лет сегодня вспоминаются с ностальгией.
К сожалению, в их число не вошел ряд автомобилей, разработка которых велась накануне распада СССР.В 1989 году Завод имени Лихачева (ЗиЛ) изготовил два опытных седана высшего класса ЗиЛ-4102, которые сами заводчане в шутку называли «Михаил» и «Раиса». Разумеется, в силу ряда причин, читай — развала страны, этот «членовоз» в серийное производство не пошел, хотя при соответствующей доводке мог бы стать весьма неплохим автомобилем. Например, лимузин имел бортовой компьютер с синтезатором речи, который появился на зарубежных аналогах почти десятилетие спустя. Бензиновая 16-клапанная «восьмерка» объемом 7,7 литра развивала мощность в 315 л.с. и разгоняла массивную машину до вполне приличных 190 км/ч. А вот трехступенчатая автоматическая КПП в конце 1980-х выглядела уже анахронизмом. Само собой, в серию автомобиль мог пойти с совсем другими агрегатами, но данный проект был «зарублен» по приказу сверху. Один автомобиль – «Михаил» — отправили на разборку, и до наших дней уцелела только «Раиса».
Весьма интересным автомобилем обещал стать ГАЗ-3105 «Волга». Этот седан одновременно должен был заменить «Чайку» и «Волгу» ГАЗ-24 и без всяких оговорок попасть в премиум-класс. Машина имела современный дизайн, восьмицилиндровый 3,4-литровый 170-сильный двигатель, дисковые тормоза и антиблокировочную систему. Разумеется, на момент своего появления, а это начало 1990-х, машина была «сырая» и требовала доводки и доработки. В частности, ей совершенно точно не помешала бы автоматическая коробка передач в дополнение к пятиступенчатой «механике», а также более современная подвеска. Автомобиль выпускался очень небольшой серией, затем все работы были свернуты и ГАЗ-3105 «Волга» тихо «умер», не успев толком «родиться». В 1986 на заводе АЗЛК был начат выпуск «Москвича-2141», а в 1991 году были представлены автомобили, которые вполне могли прийти ему на смену: «Москвич-2143 "Яуза" и "Москвич-2144 "Истра". Первая модель выпущена в количестве трех штук, а вторая дальше демонстрационного макета не продвинулась. В те же годы появился минивэн "Москвич-2139 "Арбат" с пластиковыми кузовными панелями и очень прогрессивным дизайном. Однако на свет появился только один опытный экземпляр, после чего проект заглох. А вскоре и сам завод АЗЛК стал достоянием истории со всеми своими перспективными разработками.
В середине 1980-х на Ульяновском заводе разрабатывалось сразу несколько внедорожников: УАЗ-3171, УАЗ-3172 и внедорожник-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар». Последний был выпущен в количестве 14 экземпляров, но в серию ни один из них не пошел. До конвейера же с трудом «дополз» разрабатывавшийся с 1980 года УАЗ-3160 «Симбир», впоследствии сменивший имя на «Патриот». Все остальные разработки Ульяновского завода были отправлены в архив.
Не встала на конвейер ни одна из разработок московского института НАМИ. А ведь ряд концептов – «Охта», «Компакт» и «Компи» — демонстрировались на международных автосалонах и даже получили хорошие отзывы. Не было преемника и у микролитражки «Ока», хотя ряд перспективных проектов предлагал тот же НАМИ, не дошла до конвейера и версия «Оки» с пятидверным кузовом, проект которой был создан на КаМАЗе.
Из всех позднесоветских проектов в серию пошли только три автомобиля: ВАЗ-2110, УАЗ-3160 «Симбир» и газовская «Газель». Сложно сказать, какая судьба была бы у несостоявшихся моделей, но их выпуск, возможно, мог позволить выжить тому же АЗЛК, не были бы утрачены уникальные производства на ЗиЛе и не свернут выпуск легковых автомобилей на ГАЗе.
Свежие комментарии