На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 968 подписчиков

Свежие комментарии

  • vkasincev Касинцев
    Тех, кто может бьют по рукам и близко не подпускают, а разные детки и дочки чиновников руководят как могут, т.е. ника...Невероятные прикл...
  • ММ
    В России могут сделать самый лучший в мире танк, но ни за что не сделают самый лучший автомобиль для семьи, поездок н...Невероятные прикл...
  • Алексей Смирнов
    Статья на заметку тем. кто ранее доказывал необязательность развития национального производства в нашей стране, а так...Невероятные прикл...

ГАЗ-М20 на фоне эпохи: а была ли Победа?

70 лет назад начали производство легендарного ГАЗ-М20.

В первом мирном 1946-м из ворот Горьковского завода выехали первые Победы. Это был совсем новый, революционный по сравнению с предвоенной «эмкой» автомобиль. Теперь Победу называют легендарной и культовой. Она — один из главных символов состоятельности советского автопрома и, как принято считать, выдающийся не только для СССР автомобиль.

Нынешний юбилей — лишний повод взглянуть на Победу максимально беспристрастно, сравнить ее с европейскими аналогами второй половины 1940-х и оценить, насколько ГАЗ-М20 был Победой…

 
Не секрет, что прямым аналогом, а во многом образцом для подражания при проектировании Победы был немецкий Opel Kapitan 1938 г. От него заимствовали конструкцию несущего, так называемого понтонного кузова. Вероятно, конструкция повлияла и на дизайн. Победа совсем не копия Опеля, но общие черты, несомненно, есть.

 

 
 
 

Еще одно бесспорное сходство немецкого и советского автомобиля — передние подвески (сверху — Opel Kapitan, внизу — ГАЗ-М20). Не только десять, даже пять отличий найти не просто.

 
ГАЗ-М20, как, впрочем, и немецкий Opel, были создан в американской стилистике второй половины 1930-х. Победа тоже немало унаследовала от американцев. Скажем, передней частью наша машина, несомненно, похожа на Nash 1942 модельного года.
 
 
 
В дизайне салона ГАЗ-М20 без труда читаются мотивы интерьеров моделей концерна GM конца 1930-х — начала 1940-х.
 
 
 
Двигатель ГАЗ-М20 (диаметр цилиндра —82 мм, ход поршня — 100 мм) создан на основе 6-цилиндрового мотора ГАЗ-11 и его потомков (82 мм х110 мм) — в первой жизни Dodge D5. Недостаточную мощность мотора осознавали и создатели Победы. Но 6-цилиндровый агрегат ставили только на мизерное количество машин для спецслужб. А теперь сравним Победу с ее европейскими современниками…
 
 
Opel Kapitan, начало производства 1938 г. Двигатель 6-цилиндровый, 2,5 л, 55 л.с., коробка передач — трехступенчатая. Единственное отличие послевоенного Опеля — более простые круглые фары. Автомобиль модернизировали в 1951-м, новый Kapitan дебютировал только в 1954-м.
 
 
 
Mercedes-Benz 170V, начало производства — 1936 г. Двигатель 4-цилиндровый, 1,7 л. 38 л.с., коробка передач — четырехступенчатая. В 1940-х этот рамный автомобиль выглядел уже очень архаично. Единственное преимущество — полностью независимые подвески. Предвоенную модель, модернизируя (в частности, появился дизельный вариант), производили вплоть до 1953 г.
 
 
 
Vauxhall 14/6, начало производства — 1938 г. Двигатель 4-цилиндровый, 1,8 л, 48 л.с., коробка передач — трехступенчатая. Тоже довольно архаичная и по дизайну, и по конструкции машина. Правда, новая модель пошла в производство уже в 1948-м.
 
 
 
 
Volvo 444, начало производства — 1944 г. Двигатель 4-цилиндровый, 1,4 л, 44 л.с., коробка передач — трехступенчатая. Единственный, помимо Победы, действительно новый в середине 1940-х автомобиль, сделанный, правда, не в разоренной войной, а в мирной нейтральной стране. Удачная модель открыла новую страницу в истории шведской компании. Сначала делали лишь двухдверный седан, а позднее — и трехдверный универсал.
 
 
 
Citroen 11CV/15 CV, начало производства — 1934 г. Двигатель 4- или 6-цилиндровый, 2 л или 2,8 л, 57 или 77 л.с., коробка передач — трехступенчатая. Несущий кузов, передний привод, отменная управляемость. Однако по дизайну Citroen родом из середины 1930-х заметно уступал и Победе, и Volvo, и даже Опелю. Автомобили производили вплоть до 1957 г.
 
BMW 321/326, начало производства — 1938 г. Двигатель 6-цилиндровый, 2 л, 45 л.с., коробка передач — четырехступенчатая. Двух и четырехдверные автомобили производили в неизменном с 1938 г. виде вплоть до 1949-го, когда начали выпуск модернизированного BMW (EMW) 340. Машины поставляли в СССР по репарациям, стоили они у нас дешевле Победы.
 
 
Humber Hawk, начало производства — 1938 г. Двигатель 4-цилиндровый, 2 л, 57 л.с., коробка передач — четырехступенчатая. Прочный британский автомобиль выглядел солидно, но уж очень консервативно. Да и инженерными откровениями не блистал. С 1948-го выпускали версию с новым кузовом.
 
ГАЗ-М20 Победа, начало производства — 1946 г. Двигатель 4-цилиндровый, 2 л, 50 л.с., коробка передач — трехступенчатая. Наш автомобиль — как танк Т-34. Последний уступал аналогам по ряду параметров, но справедливо был назван лучшим танком Второй мировой. Победа была не самым быстрым, не самым мощным и даже не самым просторным автомобилем своего времени. Но, явно, очень удачным и передовым. Да, наша машина во многом компиляция европейских и американских достижений. Но компиляция очень тонкая и грамотная. А заимствованием, кстати, занимались и другие компании. Так что Победа у нас была. И в этом смысле никуда не делась.
 

Картина дня

наверх