Итак, продолжаем интересоваться, действительно ли Tesla суперинновационный, уникальный автомобиль будущего. Если вы не верите "завидущим мнениям злопыхателей" вы можете всегда почитать выводы западных экспертов о том, когда лопнет наконец пузырь Tesla или о том, что 90% электрокаров Tesla выпускаются бракованными или как горит Tesla. Ну ладно, может быть это все просто злые языки, которым завидно например. Или те, кто просто по другую сторону секты: ну как айфоновцы и приверженцы Андроида.
Но вот почитайте, что говорит человек "из секты" - основатель российского «Тесла-клуба» Андрей Врацкий. Ему то зачем врать и наговаривать, ему то вы верите? А говорит он вообще то для многих шокирующие сведения:
Андрей Врацкий купил себе Tesla S четыре года назад — одним из первых в России. Следующую модель американского производителя электрокаров — кроссовер Tesla X — он тестировал в ноябре этого года в США. Проехав по Калифорнии больше 2000 км, Врацкий убедился, что для дальних путешествий электрокары пока не пригодны. В интервью Forbes он объяснил почему и рассказал, сколько стоит эксплуатация и ремонт Tesla в России, чем отличается новая модель от старой и насколько удобна американская инфраструктура для поездок на автомобилях на электрической тяге.
У базовой версии Tesla X, как заявляет производитель, запас хода должен составлять почти 400 км, сколько она проезжала на самом деле?
Врет производитель. Максимум из нее можно выжать 300 км, у нас же высасывало 90% батареи через 200 км и приходилось вставать к зарядной станции. У кроссовера Model X аэродинамика гораздо хуже, чем у фастбэка Model S, к примеру, на скорости 85 миль в час расход энергии увеличивается на 15-20%, по сравнению со скоростью 75 миль в час. Получалось, что мы вставали на зарядку каждые два часа и бродили вокруг машины, пока она час заряжалась. Это сильно напрягает, особенно, если решили проехать большое расстояние за один день. Так, на перегоне в 1000 км мы заряжали машину шесть раз! Зарядка не является проблемой для владельца такой машины при эксплуатации в городе и выездов в пригород, но для дальних путешествий они пока не очень удобны.
Сколько стоила зарядка?
В основном мы пользовались быстрыми зарядными станциями Tesla (Supercharger), на них зарядка бесплатна — ее стоимость уже включена в цену машины. Есть сторонние станции, на них уже откровенно наживаются. На одной из таких ночная зарядка обошлась нам в $50 — в полтора раза дороже, чем заправка бензинового автомобиля равного Tesla X размера. С количеством зарядным станций проблем не возникало, перед поездкой я изучал инфраструктуру и знал, что без зарядки вообще мы не останемся, так и произошло. Станции есть на всех основных трассах. Очередей на транзитных (между населенными пунктами) «суперчарджерах» нет, зато на городских (в пределах крупного города или в распределенных агломерациях типа Кремниевой долины) свободные места на зарядках в большом дефиците. Связано это, на мой взгляд, с тем, что на городские «суперчарджеры» заезжает много живущих неподалеку владельцев «Тесл», для того чтобы воспользоваться бесплатной зарядкой вместо того, чтобы заряжаться за деньги дома.
В США как-то мотивируют людей пересаживаться на электромобили?
Пока покупка электромобиля в основном все еще дань моде, как ты можешь ездить на бензине, если работаешь и живешь в самом продвинутом и в самом «зеленом» штате США? Но и мотивация есть. Можно ездить по сarpool, полосам, выделенных для машин с пассажирами в салоне. Пока еще есть и налоговый вычет при покупке электромобиля в размере $7 500 — это серьезная сумма, если покупаешь небольшой электрокар стоимостью $30 000. Но со следующего года этот вычет отменят. (помните, мы с вами обсуждали ужасную новость для Теслы)
Сколько стоит аренда Tesla X в США и как она себя вела в дороге?
Примерно $150 в сутки. В США есть Turo, сервис по аренде автомобилей у маленьких компаний и частных владельцев, как Airbnb по квартирам, в два раза дешевле обходится прокат. Очень удобен тем, что можно выбрать конкретную модель из редко встречающихся в крупных прокатных компаниях, или не встречающихся вообще. Tesla X довольно жесткий автомобиль, на асфальте это не ощущаешь, а вот на бетоне американских трасс ее заметно потрясывает, особенно пассажиров на задних сиденьях.
Поначалу прикольно выглядят задние автоматические двери, открывающиеся вверх «крыльями чайки», но стукнувшись по ним несколько раз головой, понимаешь, что эта форма дверей не самая удачная. И открываются они медленно. И бардачков в них нет. А вот решение по передней двери понравилось — она автоматом начинает за тобой закрываться, когда нажимаешь педаль тормоза. В целом каких-либо серьезных технологических отрывов от Tesla S в новой машине не наблюдается. Огорчает, что к оформлению салона и качеству отделки производитель продолжает относиться небрежно. Как и в модели S, салон Tesla Х явно не соответствует классу автомобиля.
Что в нем не так?
Tesla стоит как премиальный автомобиль, в районе топовых моделей Mercedes и Porsche, а материалы и качество интерьера на уровне бюджетного автомобиля уровня Toyota/Hyundai. В своей Tesla S мне пришлось переделать внутри почти все. Купив машину за $130 000, я был вынужден потратить еще $30 000, чтобы довести все до должного уровня. Заменил передние сиденья, потому что от «тесловских» реально болела спина, изменил геометрию задних. Дополнительно были добавлены подлокотник, карманы в дверях, обивку из дешевой экокожи заменили на нормальную натуральную.
Следующая модель Tesla, как анонсируется, будет продаваться за $35 000, получается, что салон у нее будет в пять раз хуже, чем у существующих.
Даже страшно представить. Вживую маленькую «Теслу» увидеть не удалось, их пока нет ни в салонах, ни на дорогах. Но, даже по роликам на Youtube, к качеству интерьера возникает много вопросов. К качеству сборки тоже. Вообще, «Тесла», и это наверняка будет сюрпризом для многих, не самый надежный автомобиль. У моего знакомого Tesla Х чуть не развалился прямо на ходу, как потом рассказали в сервисе, из-за лопнувшей чашки амортизатора.
Как часто ломаются Tesla и сколько стоит ремонт?
Компания продает машины напрямую, сама же их ремонтирует. Поэтому статистика есть только у самой Tesla и компания ее не публикует. Есть подозрение, что подобная информация повлияла бы на восприятие марки достаточно негативно. Мы, кстати, в России, практически единственные в мире можем приблизительно оценить количество поломок у этих машин. Поскольку «тесловского» сервиса нет и сломавшиеся автомобили приезжают чиниться в московские неофициальные сервис-центры, откуда при серьезных поломках отправляются на ремонт в Европу или Штаты.
Выходят из строя батареи, электроника, моторы. И это в машине, в которой, казалось бы, ломаться нечему. У меня на 30 000 км пробега вышел из строя двигатель. По гарантии, купленную в США машину, можно отремонтировать только в Северной Америке, но на это ушло бы полгода. Отвез ее в Германию, где на фирменном сервисе мотор поменяли на новый, бюджет ремонта составил приблизительно 1 млн рублей. Владельцам «Тесл» европейской спецификации проще, их ремонт в Европе будет гарантийным и бесплатным, оплачивать придется только транспортировку автомобиля до Финляндии или Германии и обратно.
По нашей статистике, порядка 20-25% всех «Тесл» уже прошли через серьезный ремонт. В деньгах разброс достаточно широкий, от нескольких сотен тысяч рублей на замену блока контакторов до миллиона и выше при замене мотора или батареи. Уверен, что такая статистика и по миру, косвенные данные, включая мое личное общение с американскими и европейскими сервисменами, говорят о примерно такой же статистике поломок и в других странах. Если ничего не изменится, после выхода массовой Tesla 3 они рискуют просто захлебнуться в ремонтных зонах. С таким качеством сборки вопрос лишь в том, когда Tesla Motors разорится на ремонте.
Может ее просто поменять на машину с традиционным или гибридным двигателем? За $150 000 довольно легко можно найти автомобиль с отличным качеством и гарантийным обслуживанием у официальных дилеров.
Ну а для любителей комфортного передвижения и качественных интерьеров лучшим выбором будут всё же немецкие производители, к примеру Mercedes W222 (для катания по Штатам - его гибридная версия, у нее те же самые преимущества по полосам движения, как и у Теслы) или Porsche Panamera.
Маловато? Ну вот еще интересные детали.
Инвестиционная компания Motley Fool опубликовала рассказ своего старшего технического специалиста Эвана Ню, который был давним инвестором Tesla, а в 2015 году решил приобрести ее автомобиль — Model S. Однако через полгода его жена попала в незначительную аварию, и с тех пор машина находится в мастерской из-за перебоев с поставками необходимых запчастей.
По словам сотрудника Motley Fool, хотя скорость виновника ДТП была невелика, из-за того что кузов Model S содержит больше алюминия, чем кузов других автомобилей, он оказывается более легким, но менее прочным.
«С другой стороны, он лучше поглощает импульсы при ударе, но и стоит дороже. В результате, если Tesla попадает в аварию, то кузов автомобиля выглядит очень плохо, но салон и пассажиры обычно обходятся без повреждений», — рассказывает Ню.
Большую часть рутинного сервисного обслуживания Tesla берет на себя. Для устранения более серьезных поломок (например, кузовного ремонта) компания заключает договоры и проводит аттестацию автомастерских. Их специалисты заказывают детали у Tesla и проводят сборку-разборку автомобиля.
«Я слышал, что запчасти для Tesla идут с завода дольше, чем запчасти других автопроизводителей. Но это не удивительно, ведь Tesla — молодая компания, у которой только один завод», — поясняет Ню.
Он изучал форумы автолюбителей, где некоторые владельцы Tesla рассказывали о том, что им приходилось ждать прихода запчастей по два-три месяца. После того, как прошло три месяца, а мастерская так и не получила все необходимые запчасти, Ню попытался связаться с клиентской поддержкой компании, чтобы с ее помощью выяснить, каков статус его заказа и когда детали попадут в Колорадо.
Однако, по его словам, никто из сотрудников поддержки не был готов заняться решением его проблемы. «Нас футболили от одного представителя к другому, давая минимум полезной информации», — вспоминает Ню.
Наконец один из менеджеров взялся за решение проблемы, и запчасти стали постепенно поступать в автомастерскую, однако по словам владельца Tesla, они поступали едва ли не по одной детали, и их было недостаточно, чтобы начать ремонт. «Главными среди недостающих частей стали крышка багажника и заднее крыло. В ноябре 2016 года, когда прошло четыре месяца, представители Tesla заверили нас, что все запчасти поступят в мастерскую не позднее последней недели ноября. Но они так и не пришли», — рассказывает Ню.
В середине декабря автосервис получил необходимые (но не все) детали и приступил к работе, прервавшись на новогодние праздники. В середине января 2017 года, когда автосервис должен был вернуться к работе, механики выяснили, что Tesla так и не прислала им заклепки.
«Я думал, ну уж такую обыкновенную деталь, как заклепки, можно же доставить в срок. Оказалось, что я ошибался, и с этой проблемой сталкивался не я один. Я связался с компанией, Tesla пообещала доставить их как можно скорее, но они пришли только в последнюю неделю января. К этому времени машина была в мастерской дольше, чем я на ней ездил», — продолжает Ню.
Кузовные работы были закончены, и автосервис уведомил Ню, что машина отправляется на покраску, после которой специалисты проверят электронику и все будет готово. «Оказалось, что теперь нужно заменить 12-вольтовые аккумуляторы, которые перестали держать заряд. Возможно потому, что машина долгое время стояла без движения».
Магазин заказал аккумуляторы полторы недели назад. Сложности в том ,что Tesla заказывает их у одного поставщика, который обычно задерживает сроки производства. Теперь из-за аккумулятора нам придется ждать еще. А ведь это такая деталь, которую владелец любой другой машины может приобрести в течение 15 минут.
Когда Tesla доставит аккумуляторы в мастерскую, машина будет готова через день-два. По оценкам Ню, это должно произойти до 12 марта, однако он не уверен, не возникнет ли еще какая-нибудь сложность.
Жизнь без машины
По словам Ню, Tesla славится щедрой политикой в отношении автовладельцев, которые приобрели автомобили в кредит и передали его на сервисное обслуживание. «К сожалению, это не распространяется на тех, чьи автомобили находятся в мастерской», — пишет Ню.
Виновник ДТП оказался не застрахован, и Ню пришлось добиться от страховой возмещения аренды автомобиля на то время, пока их транспортное средство находится в ремонте. «К сожалению, покрытие аренды было рассчитано всего на 45 суток, чего обычно достаточно для проведения всех ремонтных работ», — рассказывает Ню.
Параллельно ему приходилось выплачивать кредит. При этом даже с учетом льготных тарифов от страховой компании, аренда автомобиля обошлась бы ему в $1000 в месяц. Таких денег у него не было. К счастью, его мать согласилась одолжить ему свой автомобиль, которым она почти не пользовалось, и это сэкономило ему $7 тысяч.
Что это значит для инвесторов
«Сказать, что это был травмирующий опыт — не сказать ничего. Это потрясло нашу веру в Tesla — и как давних инвесторов, и как новых клиентов», — рассказывает Ню. По словам сотрудника Motley Fool, компания так и не объяснила ему, чем именно были вызваны перебои с запчастями, поэтому он затрудняется сказать, было ли это случайное стечение обстоятельств или системная проблема.
За это время Tesla произвела десятки тысяч автомобилей, включая 29 тысяч единиц седанов Model S. «Некоторые из проблем компании определенно связаны с ее способностью производить запчасти. Теоретически, со временем эта проблема должна решиться, потому что компания продолжает наращивать производственные мощности, но я не думаю, что все дело только в этом», — рассуждает Ню.
У него вызывает удивление тот факт, что компания планирует увеличить базу пользователей до 500 тысяч человек к 2018 году, однако сейчас ее производственные мощности не позволяют обслуживать даже нынешнее количество клиентов. «Кроме того, массовый пользователь не станет прощать те ошибки, которые простят ранние фанаты», — продолжает Ню.
Сейчас он и его жена решают, стоит ли им приобретать Model 3. «Как оказалось, иметь в гараже две Tesla — это значительный риск, особенно если одна из них попадет в любое ДТП, даже самое незначительное. Когда я поделился нашей историей с людьми, которые заказали Model 3, некоторые из них приняли решение отказаться от покупки», — заключает он.
Вот такие дела.
Свежие комментарии