На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 985 подписчиков

Свежие комментарии

  • Джамиль Аюпов
    Весь Китай ездит на европейских, корейских и японских автомобилях. Нам же они шлют гавно и смеются над нами кто берет...Tiggo 7 Pro: "кон...
  • Алексей Смирнов
    А ведь многое из тех времён стоило бы вернуть. например эстакады на стоянках автотрасс, если что то случалось. можно ...Автосервис в СССР
  • ММ
    "автомастера в те времена имели неплохие деньги."- Увы! Водку, а не деньги! Спаивали автомастеров в гаражах, ибо за р...Автосервис в СССР

Интересные факты про лошадиные силы

На фото - виновники появления термина "лошадиная сила"

Как это я еще не разродился постом про словосочетание, которое является вторым по частоте использования на блоге после местоимения «я». Лошадиная сила, она же л.с., она же лысы, она же bhp, она же PS — самая популярная единица измерения автомобильной мощности. И самая некорректная.

Есть тонкая ирония в том, что термин «лошадиная сила» (horse power) ввел в употребление человек, чье имя вытеснило лошадиные силы из научного обихода — Джеймс Уатт или, в другой транскрипции, Ватт. Любой инженер презрительно фыркнет, если вы будете обозначать мощность в лошадиных силах, потому что этот колхозный термин уже давным-давно следовало изъять из оборота.

Само название «лошадиная сила» сбивает с толку, ведь любому ясно, что лошадь развивает куда больше лошадиной силы. Дохленький карт выдает порядка 5 л.с., лошадь же способна на 10 л.с., а если ее напугать — то и на 15 л.с. (плюс центнер навоза).

Но термин все же отдает лошадиным душком, потому что Уатт придумал его в пропагандистских целях. «Промоутер» паровых машин хотел величину, которая наглядно покажет его клиентуре, сколько печальных кобылок будет пущено на колбасу при внедрении одной чудо-машины Уатта. Поэтому он брал в расчет не скаковых лошадей на спринтерской дистанции, а тягловую силу, приводящую в движение мельницы. Да еще усреднял их работу в течении дня, а там сами знаете — перерывы, перекуры, сбор навоза. В итоге получилась та самая лошадиная сила, к тому же вычисленная в фунто-футах в минуту (британские ученые же...). В международных единицах такая лошадиная сила равна 745,7 Вт.

Позже в странах с метрическим исчислением лошадиную силу слегка округлили, положив, что это мощность, затрачиваемая на подъем груза массой 75 кг со скоростью 1 м/с. Утрируя, можно сказать, что такую мощность выдает рослый крановщик, быстро-быстро карабкающийся на рабочее место по причине опоздания. А в привычных единицах одна метрическая лошадиная сила — это 735,5 Вт.

Как видите, в мире есть два типа лошадиных сил: наша, метрическая (735,5 Вт) и оригинальная, джеймсуаттовская (745,7 Вт). Парадоксально, что обе используются до сих пор, и если в России имеют в виду метрическую л.с., то на Западе популярна вторая.

Поэтому и обозначений несколько. Наша, российская «лошадь» в иностранных источниках обозначается как PS от немецкого Pferdestärke — собственно, лошадиная сила. А вот британская «лошадь» наречена hp, а чаще — bhp от словосочетания brake horse power. В дословном переводе это означает «тормозная лошадиная сила». Но дело не в клофелиновых евролошадях, а в способе измерения мощности за счет приложения на выходной вал тормозного момента.

Кстати, читая англоязычные источники, не стоит путать наши PS и ихние bhp. Разница между ними чуть более 1%, но иногда и это важно. Например, мы все гадаем, как этоVolkswagen умудрился выпустить мотор 1.8 TSI с мощностью 152 л.с., столь неудобной для наших налогов. А все просто — если считать на западный манердвигатель развивает 150 bhp.

Примеры расчета мощности в разных единицах измерения

 

Двигатель

л.с. (PS)

bhp

кВт

Ford 1.6 Duratec

105

104

77

Volkswagen 1.4 TSI (EA111)

122

120

90

Toyota 2AR-FE

181

179

133

BMW 3.0 S55B30

431

425

317

Возьмите фен, электроплиту, розетку — вы нигде не найдете лошадиных сил, сплошные ватты и киловатты. В них же измеряют мощность ТЭЦ и электровозов. Потому что ватты гораздо удобнее. Один ватт — это ровно один джоуль в секунду. Один джоуль — это один ньютон на один метр. Один ньютон — это сила, необходимая для разгона тела массой один килограмм на один м/с за одну секунду. В том и смысл международной системы измерений СИ, чтобы все было ровно, кратко и аккуратно. А лошади - это к зоологам.

Тем не менее, в автомобилестроении лошадиные силы прижились, и хотя инженеры всегда «катают ватты», для обывателей мощность переводят в более привычные лошадиные силы. Я думаю, хотя бы потому, что в попугаях длиннее. Например, 300 кВт — это уже 400+ л.с. Солидно. Если хотите перевести киловатты в л.с., умножайте на 1,36.

Количество лошадей стало одним из основных параметров двигателя и автомобиля вообще. Больше лошадей - круче машина -  сытее владелец. Никто не интересуется массой автомобиля, его коэффициентом Сх и площадью фронтальной проекции, зато из лошадиных сил сделали культ. Многие проводят параллели между «лошадностью» и удовольствием от езды, хотя на самом деле связь здесь далеко не прямая. Танки развивают по 1000 л.с., но удовольствие от вождение там весьма специфическое. Как и в случае многих современных авто мощностью 300+ л.с.

К тому же нужно понимать, что приведенное в паспорте значение — это максимальная мощность, полученная при высоких оборотах и полностью нажатой педали газа. Мы же ездим при средних оборотах на малом и среднем газу, поэтому в практических целях обычно используем 50-70 л.с., даже если в паспорте нарисованы все 300.

Корреляция между мощностью и разгоном, безусловно, есть: чем мощнее мотор «в пике», тем, обычно, больше и крутящий момент на средних оборотах, хотя здесь много нюансов. А вот на что мощность влияет почти без посредников - это на максимальную скорость (при одинаковом шасси и трансмиссии). Правда, тенденция здесь довольно разочаровывающая: чтобы увеличить максималку в два раза, мощность нужно поднять, грубо, в 8 раз — зависимость близка к кубической.

Со временем лошадиные силы стали еще и маркетинговым инструментом. Современные технологии позволяют отрегулировать мотор на разное количество «лошадей», подняв мощность ради вау-эффекта или урезав под налоговые особенности рынка сбыта.

А вообще несмотря на усилия экологов лошадиная сила еще долго будет предметом вожделения. Люди слишком уважают силу.

 

Источник

Картина дня

наверх