
Страховые компании предрекают кризис на рынке автострахования. Увеличение выплат по полисам ОСАГО до 400 тысяч рублей, предусмотренное поправками, рассматриваемыми в Госдуме, вместе с введением фиксированных выплат по вреду здоровью водителей и пассажиров, попавших в ДТП, по мнению страховщиков, разорит большинство компаний. Страховщики настаивают на соразмерном увеличении базовой ставки ОСАГО.
В увеличении лимита выплат по ОСАГО заинтересованы, прежде всего, сами автомобилисты. Максимальные суммы, которые выплачиваются сегодня (не считая расширения выплат по добровольному страхованию): по 120 тысяч за материальный ущерб и по 160 тысяч за вред здоровью, установлены 10 лет назад. За это время цена автомобилей и запчастей выросла минимум в 1,5 раза, подорожали нормочасы на станциях техобслуживания. Стоимость лекарственных препаратов и лечения в стационарах также увеличилась.
Однако страховщики уверяют: при нынешней стоимости страхового полиса, увеличивать лимит выплат невозможно. Убыточность этого вида страхования приближается к критической, так как ставка ОСАГО также практически 10 лет остается без изменений. А что будет в новом году, никто не знает.
Совсем иными цифрами оперируют в юридической компании «ГлавСтрахКонтроль». По мнению экспертов, до ухода «в минус» страховым компаниям еще далеко. «Минфин сам говорит о том, что в 2003 году тарифы вводились с запасом, и я считаю, что этого запаса вполне может хватить, чтобы увеличить лимиты без повышения тарифов, либо без существенного повышения тарифов», - рассказал корреспонденту Autonews директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников. По мнению эксперта, у страховщиков еще есть солидный «жирок», но они о нем сознательно забывают.
Руководитель генерального агентства страховой компании «Ингосстрах» Вячеслав Румянцев утверждает, что данные цифры - лишь сухая статистика, отражающая общее положение дел на рынке, и не все собранные страховыми компаниями деньги дошли до РСА. Часть из них осела в компаниях-однодневках.
«Вы знаете, сложно судить о качественности этих цифр. На рынке куча страховых компаний, которые пылесосят рынок, если говорить на сленге страховщиков. Страхуют регионы, набирают большой объем премий и любыми возможными, доступными способами оттягивают выплаты, занижают их. Поэтому сейчас очень сложно однозначно сказать, куда делись эти деньги. Если рассматривать таких страховщиков как «Ингосстрах» в частности, то маржинальность по портфелю составит 20%, и эти деньги уходят на зарплаты сотрудников, на содержание этого бизнеса, расходы на ведение дел. ОСАГО — это нулевой бизнес для страховщика, очень затратный. Плюс некомпетентность страховых агентов, тех, кто работает в поле, недостоверная информация, очень много нюансов, о которых не говорят на высоком уровне, когда приводят такие цифры сборов и убыточности относительных», - рассказал корреспонденту Autonews Вячеслав Румянцев.
В случае, если убыточность ОСАГО превысит 100%, есть вероятность, что многие страховые компании различными способами станут препятствовать осуществлению выплат. В мягком варианте это может осуществляться посредством закрытия большей части офисов в регионах, что не только снизит производственные издержки, но и скажется на потоке обращений в компании. Много ли автомобилистов поедет к страховщику из-за царапины на бампере или крыле, если, к примеру, его офис будет расположен в сотне километров?
«Многие крупные компании уже начали сворачивать бизнес в ряде регионов. Это напрямую связано с высокой убыточностью по ОСАГО в соответствующих регионах. В текущей ситуации, когда расходы страховщиков на страховые выплаты и судебные разбирательства растут катастрофическими темпами, страховые премии по ОСАГО уже не компенсируют растущие обязательства страховщиков. Результат очевиден: добросовестные страховщики будут планомерно сокращать свое присутствие на рынке ОСАГО, их место займут компании, ориентированные сугубо на сбор прибылей, но не выплаты пострадавшим», - утверждает Ольга Крючкова.
Николай Тюрников уверен, что поднятие ставки ОСАГО - крайняя мера и будет воспринята автомобилистами очень негативно. Тем более, существуют инструменты сохранения тарифов на прежнем уровне.
«Eсли говорить о необходимости поднимать тариф, то, пока страховщики сберегают себе лишних 60 миллиардов рублей за 2012 год и пока не ясно сколько за 2013-й, это выглядит преждевременным. Я думаю, что здесь последовательность должна быть такая: первым делом повышаются лимиты и, возможно, устанавливается какое-то время без повышения тарифов. Ну, например, год. И если за это время повышенные лимиты серьезно увеличат убыточность так, что она превысит предел в 77% выплат, можно вернуться к вопросу о повышении тарифов, но, опять же, он не должен стать значительным», - считает эксперт.
Если тарифы на ОСАГО все же не будут увеличены, страховые компании могут пересмотреть условия страхования по каско: поднять проценты, заложив в этот вид страхования свои потери с «обязаловки». В таком случае каско может подорожать очень серьезно, ведь, если полис ОСАГО приобретают 100% автомобилистов, то добровольно страхует свой автомобиль менее трети водителей.
Менее болезненный вариант - включение в полис ОСАГО безусловной франшизы, когда страхователь будет брать на себя обязательства при наступлении страхового события самостоятельно нести расходы в пределах определенной суммы.
В любом случае, старые тарифы на полисы ОСАГО должны действовать еще полгода - пока в Центробанке не определятся с новой базовой ставкой. Если статистика страховщиков будет убедительной, то цена полиса ОСАГО может вырасти в несколько раз.
«Я в актуарные расчеты не погружался, но логически могу предположить, что как минимум, пропорциональное должно быть увеличение лимита. Если сейчас 120 тысяч на выплаты по имуществу потерпевшего, то как минимум раза в 3-4 должна вырасти стоимость полиса», - подытожил Вячеслав Румянцев.
Алексей Матвеев, Autonews
Свежие комментарии