В последнее время, к сожалению, все чаще и чаще в СМИ встречаются сообщения о наездах водителей на пешеходов (и иных дорожно-транспортных происшествиях), когда виновник ДТП скрывается с места происшествия и жителей города просят оказать помощь в установлении и поимке скрывшегося. Для наказания подобных водителей в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена статья 12.
27, текст которой гласит следующее. Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транс- портного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Сказать, что сотрудники ГИБДД и наши суды достаточно вольно применяют на практику данную статью КоАП, - ничего не сказать. Сплошь и рядом вместо первой части статьи пытаются применить вторую, вместо пары суток административного ареста - лишение права управления на полтора года и тому подобное.
Напомним, что в соответствии с пунктом 2.5 ПДД РФ водитель, причастный к ДТП обязан:
а) немедленно остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
б) принять меры для оказания первой помощи пострадавшим;
в) освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно;
г) сообщить о случившемся в милицию, записать адреса и фамилии очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
Из всего указанного перечня требований сотрудники ГИБДД обычно относят к первому пункту статьи 12.27 КоАП РФ лишь не выставление знака аварийной остановки. Все остальные нарушения стандартно пытаются отнести к части второй.
В тоже время, думается, что при квалификации такого правонарушения, как оставление место ДТП, в первую очередь нужно учитывать умысел нарушителя, направленный на сокрытие личности, следов и обстоятельств ДТП, затруднение идентификации транспортного средства, связанный с желанием водителя избежать ответственности за вредные последствия своих действий.
Несвоевременный приезд в ГИБДД для оформления ДТП.
Нередко, встречается ситуация, когда один из участников ДТП, не возражая против своей вины, оформляет на месте схему ДТП, заполняет бланк извещения в страховую компанию, сообщает свои координаты, но по тем или иным причинам немедленно прибыть в ГИБДД для оформления материалов дела не может. Думается, что в этом случае, ни о каком оставлении места ДТП речи быть не может. Впрочем, тяжело говорить и о невыполнении водителем каких-либо иных требований ПДД РФ, т.к. согласно пункту 2.6 в отсутствии пострадавших и при взаимном согласии в оценке обстоятельств ДТП, водители могут составить схему происшествия, подписать её и прибыть в ГИБДД для оформления происшествия. Сроки прибытия в ПДД не регламентированы. Ясно, что эти сроки должны быть разумны, но эта разумность как раз и должна обосновываться теми причинами, по которым один из водителей не может ехать в ГИБДД немедленно после составления схемы. В крайнем случае, не прибывший своевременно в ГИБДД водитель может попасть под штраф в одну тысячу рублей, на часть вторая рассматриваемой статьи КоАП РФ, связанная с лишением прав, к данному водителю неприменима.
При ущербе менее 25 тысяч рублей оформлять ДТП можно без сотрудников милиции.
Довольно редко, но уже стали встречаться в практике случаи, когда после выполнение всех вышеуказанных требований (составления схемы ДТП и заполнения извещения для страховой компании), виновник ДТП вообще отказывается ехать в ГИБДД, мотивируя это тем, что причиненный им ущерб составляет менее 25 тысяч рублей. В этом случае в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД РФ оформление ДТП может производиться без участия сотрудников милиции. Требования второго участника ДТП о непременном вызове наряда ГИБДД на место ДТП и оформлении ДТП в милиции необоснованны. Административного правонарушения в действиях водителя, отказавшегося ехать в ГИБДД, либо ожидать приезда сотрудников милиции на месте ДТП, нет.
Остановка не на месте столкновения.
Данный случай хорошо характеризует следующая ситуация. При движении по узкой заснеженной дороге, с нечищеными обочинами, два грузовика: седельный тягач с полуприцепом и мусоровоз задевают друг друга. Скорость до 50 км/час у обоих. В седельном тягаче разбивается боковое зеркало, сложившееся боковое зеркало, разбивает боковое стекло кабины, водитель фуры останавливается через 500 метров от места столкновения. Инспектор ГИБДД приехавший на место ДТП выписывает водителю фуры протокол об оставлении места ДТП.
Если вы внимательно читали все написанное мной выше, вы сами можете сделать вывод, что претензии ГИБДД в данном случае абсолютно необоснованны, - ни о каком оставлении места ДТП не может быть и речи. Водитель фуры с места происшествия скрыться не пытался, как и не пытался избежать ответственности, т.к. в данном ДТП, вообще, является потерпевшим. Думается, что если водитель фуры сможет дать убедительные объяснения на тему неудовлетворительных дорожных условий, которые не позволили ему остановиться непосредственно на месте происшествия, то все обвинения в адрес водителя фуры должны быть сняты.
Водитель должен быть участником ДТП.
Нередки случаи, когда водитель сам в ДТП не участвовал, а его пытаются лишить прав. Парочку примеров на подобные случаи.
О следующем деле хорошее представление дают объяснения водителя.
«Такого-то августа такого-то года я на автомобиле ВАЗ 21093 грз такой-то 66 RUS, распоряжаюсь которым на основании доверенности; в 9 ч 00 минут приехал на работу и поставил машину на стоянку в районе дома такого-то по ул. такую- то. К автомобилю вернулся в 18 часов 30 минут вечером того же дня.
Автомобиль стоял на том же месте, на котором я его оставил утром. Под дворником была записка, в которой говорилось, что мой автомобиль участвовал в ДТП, которое зафиксировала служба независимых комиссаров. На записке стояло время 13 часов 50 минут, даты поставлено не было. Осмотрев автомобиль со всех сторон, никаких следов повреждения, краски других автомобилей, и пр. обстоятельств, которые могли свидетельствовать о причастности к ДТП моего автомобиля, обнаружено не было. После осмотра я уехал домой.
Утром следующего дня я был приглашен в ГИБДД, где инспектором пд розыску на меня был составлен протокол по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Несмотря на то, что я приехал на вышеуказанном автомобиле, Инспектор к автомобилю не выходил, автомобиль не осматривал, в моем присутствии протокол осмотра ТС не составлял, мне его не подпись не давал.
В соответствии с п.1.2. Правил дорожного движения:
1. «Водитель» - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению;
2. «Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
3. «Участникдорожного движения» -лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Т.к. в указанную дату я с 9-00 утра до 18-30 вечера автомобилем не управлял, то я не являлся в это время ни водителем, ни участником дорожного движения. Таким образом, как водитель и как участник дорожного движения в ДТП я не участвовал, а значит, в моих действиях нет состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
То, что в период времени с 9-00 утра до 18-30 вечера я находился на рабочем месте, могут подтвердить мои сослуживцы:
1. ФИО, проживающий «адрес»
2. ФИО, проживающий «адрес»
3. ФИО, проживающий «адрес»
На самом деле все было так. Водитель ВАЗ- 21093 плохо затянул ручник и его автомобиль откатился на другой, у которого треснул бампер. Самому BA3-21093 никаких повреждений причинено не было. Установить на месте владельца автомобиля BA3-21093 не удалось. Поэтому этот автомобиль оттолкали на место, поставили под колесо камень, написали на стекле записку.
Дальше - звонок дознавателя и вышеприведенные объяснения водителя.
Суд прекратил производство по делу в связи с отсутствием в действиях водителя состава правонарушения.
Еще один подобный случай.
Водитель на стареньком Крайслере приехал к торговому центру, припарковался на краю проезжей части и ушел в магазин. После совершения покупок, по дороге домой водитель обратил внимание, что левый поворотник мигает учащенно, что указывает на неисправность какой-то лампочки. Приехав домой, водитель обнаружил, что левый задний фонарь разбит, а крыло серьезно повреждено. Страховка - только ОСАГО, поэтому водитель решил поехать к торговому центру, оформить ДТП, попытаться найти виновника по записям камер наблюдения. В результате приехавшие сотрудники ГИБДД обвинили водителя в оставлении местаДТП и оформили протокол по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП.
К счастью дело также закончилось благополучно по тем же основаниям, что и у водителя ВАЗ- 21093.
При ДТП должны быть причинены повреждения или принесен вред здоровью.
Нужно помнить, что обязательным признаком ДТП является причинение ущерба (либо вреда здоровью) вследствие движения автомобиля. Если был контакт автомобилей (или автомобиля с пешеходом), но участники данного происшествия на месте происшествия не видят ни повреждений автомобилю, ни причиненного вреда здоровью, то данное происшествие в тот момент не может быть расценено как ДТП, а значит, не может быть и оставление места ДТП.
Данную ситуацию хорошо характеризует следующий пример.
Жили-были, ранее между собой незнакомые, две девушки: водитель - Ш. и пешеход - К. Незнакомые до того дня, когда транспортное средство Ш., на одной из улиц, поимело некий контакт правым передним крылом с бедром К, от которого последняя упала.
Из материалов же дела, в частности, из объяснений водителя Ш., данных ею на стадии административного расследования, усматривалось, что после падения К., она вышла из машины, подошла к К., стала интересоваться состоянием здоровья последней, однако та, ничего ей не ответив, и, по всей видимости, вовсе не желая вступать в контакт с водителем, убыла в сторону железнодорожной станции, так и не удостоив Ш. каким-либо вниманием. Ш., в свою очередь, также покинула место этого пренеприятнейшего, как потом выяснится, для неё инцидента. Так же Ш. было указано, что непосредственно в сам момент столкновения её машинка уже стояла неподвижно, после торможения.
Проблема возникла из-за того, что на следующее утро пешеход К. почувствовала боль в ноге, обнаружила на бедре синяк и решила обратиться к врачу, где и рассказал, что накануне поимела контакт с автомобилем под управлением водителя Ш.
А далее, как это бывает, звонок из ГИБДД, оформление протокола за оставление места ДТП, передача материалов дела в суд.
В суде пешеход К. подтвердила всё то, что указывала ранее в своих объяснениях водитель Ш. Кроме того, показала, у неё есть даже определённые сомнения в том, что тот синяк, который фигурирует в материалах дела, является следствием того столкновения.
Судья посчитал, что в данном случае нет субъективной стороны правонарушения, поскольку водитель Ш. не могла знать, что она оставляет место именно ДТП, когда сама пешеход К. ничего ей о своих «ранах» не рассказывала, а на машине повреждений не было. Дело прекращено в связи с отсутствием в действиях водителя Ш. состава административного правонарушения.
Однако не все и не всегда заканчивается для водителя столь благополучно. О принципах обжалования необоснованно вынесенного постановления мы расскажем в следующем номере.
При возникновении вопросов заходите на сайт http://kzpa.ru, пишите kzpa@kzpa.ru, звоните 8-922-610-90-90
Свежие комментарии