На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 886 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Смирнов
    Только если мы и дальше будем жить по законам капитализма. Но рано или поздно мы дорастём до ресурсоориентированной э...Невероятные прикл...
  • ММ
    Видел как-то лет 10 назад рекламку мини внедорожника (вроде Мазда). Двухдверный, коротенький, с колесами 19 дюймов, в...Бешеная табуретка...
  • Ингерман Ланская
    если автомобиль, то немец..... остальное - копии егоНевероятные прикл...

"Сваливает сам, но не самосвал": Забытая машина великих проектов коммунизма

Познакомьтесь — землевоз. В отличие от традиционного самосвала, его рама оснащена гибким шарниром, который позволяет ему сгибаться и скручиваться при движении по самому сложному бездорожью.
Каталог К.В.Х.
В СССР интерес к землевозам возник в 1950-х годах, хотя точная дата начала их разработки затерялась в истории.

Это было время, когда одна огромная стройка сменяла другую сплошной чередой: Волго-Донской канал, каскады ГЭС на всех больших реках, а позже БАМ. Машины для перевозки грунта, способные работать на бездорожье, всегда были востребованы.

К этому времени советские автозаводы уже наладили выпуск достаточного количества самосвалов всех размеров. Тогда же стали понятны и ограничения машин этого типа. Мощная единая рама и автомобильный рулевой механизм хорошо работают на гладких дорогах и среднем бездорожье, но на очень неровной местности становятся ограничением.

Советские землевозы

Землевозу бугры не страшны благодаря гибкому сочленению в центре машины. Поэтому следом за самовалами началась и их разработка.

«Сталинец-80», первый тягач для советских землевозов.
Bundesarchiv

Первые версии были предназначены работать в паре с гусеничными тракторами «Сталинец», такими как С-80 и С-100. В 1958 году Могилевский автозавод начал выпускать одноосные тягачи МАЗ-529В, и появился самый массовый автоземлевоз Д-504, работавший в паре с ним. Рама в задней части имеет форму буквы U, а внутри ее изгиба покоится кузов. Грузоподъемность этой машины достигала 18-20 тонн — больше, чем у большинства самосвалов того времени.

Тягач МАЗ-529 фото
Тягач МАЗ-529
В общественном достоянии

Позднее появились еще более мощные 30-тонные землевозы на базе одноосных тягачей БелАЗ, сочлененные цистерны и цементовозы.

Интересен способ его разгрузки: задняя половина гидроцилиндрами подтягивала к себе тягач, машина изгибалась, как кошка, выгнувшая спину, и груз высыпался.

Впрочем, массовым его можно назвать весьма условно: большого распространения эти машины в нашей стране так и не получили. Почему, не очень понятно, ведь в других странах их продолжают использовать и по сей день.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх