За годы работы автожурналистом я тестировал сотни машин — от роскошных седанов до мощных внедорожников. Но есть в моем "послужном списке" особый транспорт, который оставил неизгладимый след в памяти каждого, кто жил в СССР — знаменитый ЛиАЗ-677, прозванный в народе "Скотовозом". И, поверьте моему опыту, несмотря на это нелестное прозвище, это был один из самых выдающихся образцов отечественного автопрома.
ИНЖЕНЕРНОЕ ЧУДО ЛИКИНСКОГО ЗАВОДА
Когда в 1960 году инженеры Ликинского автобусного завода взялись за проектирование преемника устаревающего ЗИЛ-158В, никто и представить не мог, что они создадут настоящую легенду, которая будет курсировать по дорогам страны более 40 лет!

Первый прототип ЛиАЗ-677 сошел с заводских ворот в 1962 году, и специалисты сразу отметили его революционный характер. Представьте себе: начало 60-х, а перед вами автобус с футуристическим дизайном, автоматической (!) коробкой передач и вместимостью, о которой предшественники могли только мечтать.
Я до сих пор помню свои впечатления, когда впервые увидел этот автобус в детстве — казалось, что к остановке подъезжает настоящий космический корабль с его панорамными окнами и характерным "носом".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ НА КОЛЕСАХ
С инженерной точки зрения ЛиАЗ-677 был настоящим прорывом. Представьте себе: 7-литровый бензиновый двигатель (по нынешним меркам — монстр!), развивающий 180 лошадиных сил, автоматическая гидромеханическая трансмиссия — в то время, когда даже на легковых автомобилях "автоматы" были редкостью!

Максимальная скорость в 70 км/ч может показаться смешной современному водителю, но для городского автобуса тех лет это было более чем достаточно. А его тяговитость вызывала уважение даже у скептиков — горки, которые заставляли "Икарусы" напрягаться, ЛиАЗ преодолевал играючи, словно легковушка.
Когда мне довелось сесть за руль этого гиганта (а длина в 10,5 метров впечатляла!), я был поражен легкостью управления. Несмотря на отсутствие гидроусилителя, руль был удивительно "послушным", а обзорность — феноменальной. Водитель ЛиАЗа буквально "царил" над дорогой, видя всё пространство перед собой.
"СКОТОВОЗ" С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
Вместимость — вот что сделало ЛиАЗ-677 легендой и одновременно принесло ему прозвище "Скотовоз". Судите сами: 25 сидячих мест, нормативная вместимость — 80 человек, максимальная — 110! А в часы пик... что ж, каждый, кто жил в СССР, помнит эти фантастические картины, когда автобус, казалось, вот-вот лопнет от количества пассажиров.

Но вместительность была не единственным достоинством. Большие окна обеспечивали отличный обзор пассажирам (особенно стоящим), а высокий потолок давал ощущение простора даже в переполненном салоне. Когда в салоне появились откидные форточки и вентиляционные люки, поездка в жаркий летний день перестала напоминать визит в сауну.
Что меня всегда поражало в этих автобусах — звукоизоляция. За исключением знаменитого "дребезжания" автоматической коробки (которое водители сравнивали со звуком ящика бутылок), салон был на удивление тихим для машины такого класса.
ЦАРЬ ДОРОГИ
На шоссе ЛиАЗ-677 был настоящим "царем горы". Его внушительные габариты внушали уважение другим участникам движения, и его старались пропускать первым. И не только из вежливости — многие водители знали, что если "Скотовоз" потеряет скорость на подъеме, то разгонять его снова придется долго.
Помню, как однажды во время журналистского теста на горной дороге под Ялтой ЛиАЗ встретился с иностранной делегацией на Mercedes. К их удивлению, наш автобус легко преодолел серпантин, в то время как "немецы" сражались с каждым поворотом.
ЭВОЛЮЦИЯ ЛЕГЕНДЫ
Конструкторы ЛиАЗа не почивали на лаврах. Уже через год после начала серийного производства (которое, кстати, стартовало в 1967 году после всесторонних испытаний) в конструкцию стали вноситься улучшения.
Самым значительным модернизационным шагом стало внедрение в начале 70-х пневморессорной подвески, которая заменила обычную пневматическую. Для пассажиров это означало одно — гораздо более плавный ход даже на разбитых дорогах.
Улучшалось и освещение салона — слово "люминесцентный" тогда звучало как высокотехнологичное, а для пассажиров это означало конец поездкам в полумраке.
ВЕЧНЫЙ АВТОБУС
Что действительно впечатляет в ЛиАЗ-677 — это невероятная живучесть. Многие экземпляры отработали по 20-30 лет, что для общественного транспорта — практически вечность. Секрет кроется в поразительной ремонтопригодности и простоте конструкции.
Как говорил мне один директор автобусного парка: "ЛиАЗ можно починить в поле с помощью молотка, зубила и такой-то матери". Грубовато, но точно. В эпоху, когда современные автобусы нуждаются в компьютерной диагностике и специализированном сервисе, это качество вызывает ностальгическую улыбку.
НАСЛЕДИЕ "СКОТОВОЗА"
Сегодня увидеть ЛиАЗ-677 на маршруте — большая редкость и настоящий праздник для энтузиастов ретротехники. Но его наследие живет в каждом современном российском автобусе. Конструкторская школа, принципы компоновки, эргономические решения — всё это было заложено теми талантливыми инженерами из Ликино-Дулёво.
Когда я сажусь за руль современного ЛиАЗа, я всегда ощущаю эту связь поколений, этот инженерный почерк, который остался узнаваемым, несмотря на прошедшие десятилетия.
ЛиАЗ-677 не был идеальным. У него был прожорливый двигатель, капризная в морозы пневматика, специфическая трансмиссия. Но он был настоящим. Честным. Трудягой, который десятилетиями возил миллионы людей в любую погоду, по любым дорогам.

Так что, когда в следующий раз услышите шутливое "Скотовоз", вспомните — это имя заслужил один из самых выдающихся автобусов советской эпохи. И это было не оскорбление, а своеобразное признание в любви.
Свежие комментарии