ЗА БАРАНКОЙ

390 018 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Алексеевич
    камри камри чуть ли не люкс ,,,,,,,,,,,,,,,, а салон из костяного пластика , и выглядит как дешёвая китайская поделка5 подержанных авт...
  • Андрей Цеханович
    Статья не о чем5 подержанных авт...
  • Мухтар Муслихов
    Интересный пост, но выскажу свое мнение по ценообразованию. Думаю было бы логичнее плясать от стоимости расходных мат...Во сколько автомо...

Самые необычные советские автомобили

Совсем недавно мы вспомнили дюжину незаурядных отечественных машин: серийных и опытных, легковых, грузовых, автобусов. Поскольку подборка вызвала большой интерес, предлагаем вторую серию воспоминаний об уникумах.

Самые необычные советские автомобили

В 1930-1940-х трехосные легковые автомобили делали несколько компаний. Идея заключалась в улучшении проходимости и увеличении полезной нагрузки. Не остался в стороне и Горьковский завод. ГАЗ-25 — седан и ГАЗ-21 (к Волге отношения не имеет) — пикап с 50-сильным двигателем и другими узлами «эмки» испытывали в 1937–1938 гг. и даже приняли к серийному производству.

Интересно, что в багажнике седана была пара дополнительных сидений.

И все же в серию машины не пошли, на ГАЗе совершенно справедливо решили, что полноприводные конструкции эффективнее.

ГАЗ-25
ГАЗ-25

 

Как известно, самым престижным и малодоступным автомобилем СССР была Волга, сначала 21-я, затем 24-я. Сделать из престижного седана утилитарный пикап? Да-да, такие машины, сначала, кстати, еще на базе ГАЗ-М20 Победа, творили из измученных жизнью и авариями, а потом капитально отремонтированных Волг несколько заводов в разных концах страны. Нынче чудом сохранившимися экземплярами интересуются коллекционеры.

Пикап ГАЗ-24 Волга

Пикап ГАЗ-24 Волга

 

Кабриолет и социализм — явления малосовместимые.

Последними серийными, помимо ЗИЛов и Чаек, а также УАЗов и ЛуАЗов, которые кабриолетами назвать язык не поворачивается, были в 1950-х Москвичи и Победы. Но в 1964-м на МЗМА попал подаренный во Франции Н.С. Хрущеву голубой Renault Caravella, вдохновивший заводчан на постройку двух открытых Москвичей-408 Турист. Предусматривали и жесткий верх, и даже двигатель с впрыском топлива. Тем временем сменился генсек, Москвичи пытались показать новому — Л.И. Брежневу. Но не сложилось…

Самые необычные советские автомобили
Москвич 408 Турист

 

Троллейбус, как известно, штука экономичная и экологичная. Ну об экологии в 1950-х особо не думали, а вот экономичность была актуальна. Вот и изобрели троллейвоз на базе карьерного самосвала МАЗ-525 грузоподъемностью 25 000 кг. Машину в 1954-м сделали совместно с горняками и Харьковским трамвайно-троллейбусным управлением. В движении рогатый МАЗ приводили два электродвигателя Д-202 суммарной мощностью 172 кВт. Машину предназначали для работы в шахтах. Но для сложного и дорогого автомобиля нужно было как минимум протянуть туда троллеи. Позднее аналогичные опытные машины строили на БелАЗе и на базе КрАЗа, но дальше испытаний дело так и не пошло.

 

Троллейвоз на базе карьерного самосвала МАЗ-525
Троллейвоз на базе карьерного самосвала МАЗ-525

 

Огромные многоосные МАЗы советские люди видели, в основном, на парадах. Ну или проходя службу в ракетных войсках, где чаще всего и применяли огромные конструктивно сложные машины. Каких только конструкций не строили в Минске! В том числе МАЗ-7907 колесной формулой 24х24. Между первыми шестью и вторыми шестью осями сделали шарнир, чтобы на машине можно было хоть куда-то вписаться. Управляемыми были первые четыре и последние четыре оси. Машину длиной более 29 м и снаряженной массой 65 800 кг с газовой турбиной в 1250 л.с. построили в 1985–1987 гг. Провели первые испытания, но вскоре проект остановили.

МАЗ-7907
МАЗ-7907

 

Неординарный пикап — ЗАЗ-968МП. «Ноги» росли, разумеется, от внутризаводских грузовичков, которые в Запорожье для собственных нужд делали еще с 1960-х. Ну а машину на базе ЗАЗ-968М с небольшим кузовком между передними сиденьями и моторным отсеком в начале 1990-х выпускали серийно. В надежде на удержание падающего спроса. Построили около 2,5 тыс. пикапов ЗАЗ.

Пикап ЗАЗ-968МП
Пикап ЗАЗ-968МП
 

Электромобили в России и в СССР в небольших количествах делали периодически. Один из самых удивительных — большой 80-местный электробус СВАРЗ-ТБЭС. Машину разработали совместно НАМИ и Сокольнический вагоноремонтный завод, а собрали на Московском троллейбусном в 1958-м. Некоторое время электробус находился на опытной эксплуатации в аэропорту Внуково.

80-местный электробус СВАРЗ-ТБЭС
80-местный электробус СВАРЗ-ТБЭС

 

Увидеть такой автомобиль можно было изредка, лишь в кортеже генсека. Первые две «санитарки» ЗИЛ-117ЕА (на фото) сделали в 1974-м. Вместе с недужным пассажиром в машине могли ехать пятеро медиков. Еще два ЗИЛа-41042 построили на базе модели 41045, наконец, последнюю пару — на основе ЗИЛ-41047.

Санитарка ЗИЛ-117ЕА
Санитарка ЗИЛ-117ЕА

 

Еще один трехосный легковой автомобиль, причем кабриолет. Такие машины на основе ВАЗ-2103 сделали для парада московского Всемирного фестиваля молодежи в 1988 г.

Трехостный кабриолет на базе ВАЗ-2103
Трехостный кабриолет на базе ВАЗ-2103

 

Конструктивно микроавтобус Старт вполне банален: агрегаты и узлы 21-й Волги. Зато дизайн в стиле американских крейсеров конца 1950-х действительно неординарен. К тому же машина имела стеклопластиковый кузов. В 1963-1967-м на Северодонецкой рембазе сделали около ста Стартов, потом несколько машин построили в Луганске и под именем Донбасс в Донецке. Но эпоха относительной экономической свободы местных предприятий кончалась, а узлы и агрегаты Волги и так были дефицитом.

Микроавтобус Старт
Микроавтобус Старт

Катафалк — профессия скорбная, но необходимая. Обычно эту роль выполняли серийные автобусы, но временами появлялись и уникальные единичные конструкции. Так, на авторемонтном заводе в Тарту изготовили похоронный пикап на базе ЗИМа ГАЗ-12. Кстати, похожие конструкции существовали, видимо, и в других республиках.

ГАЗ-12, катафалк на базе ЗИМа
ГАЗ-12, катафалк на базе ЗИМа

 

Среди перспективных разработок НАМИ был и очень необычный автобус ЛАЗ-360, созданный в 1968-м. Низкопольная машина (высота пола всего 360 мм — оттуда и индекс) была оснащена 180-сильным двигателем ЗИЛ-375 и автоматической коробкой передач, но главное — была переднеприводной, что и позволило сделать столь низкий пол. В серию экспериментальную машину не планировали.

ЛАЗ-360
ЛАЗ-360

 

Проблему перевозки пассажиров в аэропортах некогда решали изготовлением пассажирских полуприцепов. В частности, такую конструкцию под маркой ОдАЗ-869 строил на базе кузова ЛАЗ Одесский завод. Сидячих мест в прицепе было всего двадцать.

ОдАЗ-869
ОдАЗ-869

 

Двухэтажных автобусов советская промышленность так и не освоила, да и неудобны они были при вечной перегрузке и давке. Тем не менее в 1938–1939 годах сделали десять двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3 — копий английской машины, завезенной в СССР. Чтобы хоть как-то сократить высоту троллейбуса, потолок на первом этаже был на высоте 1780 мм, а на втором — 1760 мм. Последний ЯТБ-3 работал в Москве до 1948 г.

ЯТБ-3
ЯТБ-3

 

В 1955-м создали два экземпляра малолитражек ГАЗ-18, предназначенных для инвалидов. Машинки имели задний мотор, представляющий собой половинку агрегата Москвича-402, и автоматическую коробку передач, спроектированную Б.А. Дехтяром, который также делал автоматическую трансмиссию Чайки и Волги. Увы, ни ГАЗ, ни Серпуховской завод развернуть производство не могли.

ГАЗ-18
ГАЗ-18

Приличный автомобиль наши инвалиды получили лишь с пуском ЗАЗа.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх