ЗА БАРАНКОЙ

390 475 подписчиков

Свежие комментарии

  • Артем22 января, 19:30
    минимальное расстояние до машины, едущей впереди тебя, это святое правило, которое у нас в стране жизнено необходимо ...Немцы и ПДД: как ...
  • Артем22 января, 19:27
    проблема в том, что в германии штрафы направлены на то, чтобы ты был угрозой для других участников движения в самой ...Немцы и ПДД: как ...
  • Семенков Александр22 января, 19:15
    Терпите. Это только начало. Всё интересное впереди.Немцы и ПДД: как ...

ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедов

Одну из модификаций выпускали до 1994 года. В итоге этот Запорожец вошел в историю, как последний в XX веке малолитражный заднемоторный автомобиль в мире.
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедов

Не успел еще как следует обосноваться на конвейере «горбатый» ЗАЗ‑965, как в Запорожье начали работать над следующей моделью. Ее делали более «взрослой» и внешне, и по начинке — с двигателем большей мощности.

Новый ЗАЗ‑966 В встал на конвейер в 1966 году, но двигатель, созданный для него, тогда не поспел и появился лишь через пару лет. Новая запорожская машина вызвала у неизбалованных разнообразием советских автолюбителей колоссальный интерес. Мало кто предполагал тогда, что с небольшими изменениями этот Запорожец будут выпускать почти три десятилетия. «Ушастый» не был ­революционным, но в 1960‑х действительно заслуживал внимания.

 

ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовЗАЗ‑966 сохранил концепцию и основы конструкции предшественника. В заднем свесе стоял двигатель V4 воздушного охлаждения. Конструкцию подвесок, а поначалу и барабанных тормозов тоже не меняли. Только позднее на передних колесах стали устанавливать тормоза с двумя цилиндрами — по одному на каждую колодку.
В середине шестидесятых ЗАЗ‑966 даже в сравнении с западными аналогами был вполне современным по конструкции автомобилем.
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовОдин из аналогов ЗАЗ‑966 — западногерманский NSU Prinz 4. Похож! Но у него был рядный двухцилиндровый двигатель, установленный сзади поперечно. И передняя подвеска у NSU совсем иная: не торсионная, как у Запорожца, а пружинная.
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовСенсационный американский Chevrolet Corvair оснастили оппозитной «шестеркой» воздушного охлаждения, концептуально близкой четырехцилиндровому двигателю малолитражки Volkswagen Käfer (Жук). Но, в отличие от Фольксвагена и Запорожца, у Chevrolet все подвески, как и у NSU, были пружинные. Передняя — на поперечных рычагах. И, конечно же, Corvair был намного крупнее.

 

 

ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовПростая металлическая передняя панель в обычном для дешевых автомобилей 1960‑х стиле имела, однако, вполне современную комбинацию приборов с вытянутым по моде тех лет спидометром.
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовВ стилистике комбинации приборов ЗАЗ‑966 просматриваются некие мотивы американского Chevrolet Corvair. Впрочем, это был общий для многих тогдашних автомобилей стиль.

 

 

ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовВ 1968 году ЗАЗ‑966 получил-таки новый двигатель МеМЗ‑968. Мотор V4 объемом 1,2 л (76×66 мм) развивал 40 л.с. - вместо прежних 30 л.с. Принципиально изменили систему охлаждения. У старого двигателя рабочим объемом 0,9 л воздух, поступающий на ребра цилиндров, вентилятор отсасывал в решетки кузова. На моторе 1,2 л наоборот: вентилятор нагнетал воздух в пространство между цилиндрами, а затем он отводился в щели на задней панели. На модификации для инвалидов и после 1968‑го ставили 30‑сильные моторы. Но основным был двигатель мощностью 40 л.с.

 

 

ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовЗадняя независимая пружинная подвеска в ЗАЗ‑966 тоже осталась прежней.
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовПередняя торсионная подвеска, заимствованная для ЗАЗ‑965 от Фольксвагена, сохранилась и на ЗАЗ‑966, а также на модели ЗАЗ‑968 с минимальными изменениями.
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовСерийный ЗАЗ‑966 1966 года имел узнаваемый, очень свежий для СССР и вполне приличный, по сравнению с зарубежными аналогами, дизайн. За мощные воздухозаборники на задних крыльях автомобиль довольно быстро получил прозвище «ушастый», а за характерную поясную линию, подчеркнутую молдингами — «мыльница». Серийный автомобиль украшала забавная фальшрешетка радиатора, призванная сделать облик машины более «взрослым».
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовChevrolet Corvair с характерной поясной линией, подчеркнутой молдингом, стартовал в 1959 году и произвел большое впечатление и на немецких, и на советских стилистов. Легко предположить, что именно под впечатлением от Chevrolet дизайнеры NSU и Запорожского завода создали свои образцы. Кстати, Chevrolet Corvair был в НАМИ и его придирчиво изучали, доводя до ума систему охлаждения ЗАЗ‑966.
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовОблик нового Запорожца, в целом, сложился уже в 1961‑м, когда появился первый опытный образец. Позднее создали прототипы с иными деталями, но основа стилистики сохранилась и на серийной машине. Кстати, прототип не имел фальшрешетки спереди, а на серийном ЗАЗ‑968 от нее отказались только в начале 1970‑х.
ЗАЗ‑966: история любимой машины наших дедовЗАЗ‑966 очень похож на NSU Prinz 4. Но пропорции иные, а кроме того, немецкий автомобиль появился в 1961 году, когда первый прототип будущего «ушастого» уже ездил. Но у советской и немецкой машин был общий по стилю передок.

Интересный факт

ЗАЗ‑966 и его потомки модели 968 пополнили список самых долгоиграющих автомобилей СССР. Последний вариант — ЗАЗ‑968 М, собирали до 1994 года, и он, наряду с польским хэтчбеком Fiat 126p, вошел в историю как последний в XX веке малолитражный заднемоторный автомобиль в мире. По меркам последней четверти века, Запорожец был уже откровенным динозавром. Но в середине 1960‑х никто ему такой судьбы не планировал. Всего же автомобилей моделей ЗАЗ‑966 и ЗАЗ‑968 выпустили около 2,5 миллионов — многие из них живы до сих пор.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх