ЗА БАРАНКОЙ

389 474 подписчика

Свежие комментарии

  • владимир ломакин
    Автор застрял даже не в прошлом веке, а позапрошлом. Это сто лет назад были такие моторные масла, которые после выклю...Надо ли греть дви...
  • владимир ломакин
    Если бы зазоры холодного двигателя так влияли на задиры, то после запуска задиры уже были бы. Зазоры рассчитаны конст...Надо ли греть дви...
  • владимир ломакин
    Коломиец вам совсем о другом говорил, вы просмотрели. Дизель в холодную погоду на холостых оборотах не прогревается. ...Надо ли греть дви...

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Симпатичные камушки, не правда ли? Должно быть, какой-то экзотический минерал... А может, они рукотворные — скажем, из муранского стекла? Не спешите ругать нас за то, что мы превратили «Мотор» в издание о моде — эти вещицы имеют самое прямое отношение к миру автомобилей вообще и к автомобильной промышленности в частности!

Эти камешки прозвали «Детройтский агат» — за сходство их слоистой структуры с настоящим природным агатом. Но это не минерал, а просто сотни спёкшихся слоёв автомобильной краски!

Теперь догадываетесь, причём здесь Детройт — автомобильная столица Америки, и откуда взялось второе название «Фордит»? Это отходы из малярных цехов автозаводов: наросты из краски накапливались на стенках окрасочных камер, а особенно — на тележках, которые перевозили кузова машин от поста к посту.

В сушильной камере натёки полимеризовывались, слой за слоем, постепенно набирая толщину — до нескольких сантиметров. Разумеется, шубу из засохшей краски регулярно счищали, а все отходы отправлялись куда им и положено — в мусорку.

Сейчас уже и не выяснить, кто первым обратил внимание на интересную структуру материала из разноцветных слоёв: может, кто-то из рабочих с чувством прекрасного притащил осколок «Фордита» домой, а может геолог-любитель заметил необычный «сталактит» среди мусора?

В любом случае, требовалась фантазия, чтобы начать работать с этим материалом: уж очень невзрачно он выглядит, пока не начнёшь зачищать наждаком верхний слой и не обнажишь его слоистую структуру. Но уже в семидесятые годы в США мастера-ювелиры развлекались с необычным материалом.

«Фордит» разных лет заметно отличается по цветам — можно даже попытаться угадать эпоху. Простые цвета с преобладанием чёрного, белого, серого и бордового — пятидесятые, в шестидесятые появляются яркие эмали, при обработке дающие интересные психоделические узоры, а ближе к восьмидесятым появляются блёстки — массовой стала окраска «металликом» (впрочем, в промышленных масштабах металлики начали применять ещё в шестидесятые, а в единичных экземплярах использовали даже в сороковые).
Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией

Продавец этого фордита утверждает, что материал — тридцатых годов, с завода Ford Rouge в Дирборне

Мастера, работающие с этим материалом, выделяют несколько разновидностей «Фордита»: например, самый распространённый — с серыми прожилками грунтовки между слоями колера. Ещё бывает чисто цветной с небольшим числом расцветок (часто получался при окраске пластиковых элементов кузова), а если одни слои по каким-то причинам просочились через соседние, то получается необычный «космический» узор.

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Но эффектный фрагмент найти не так-то просто — если кусок фордита снят с обычной плоской детали, то и вид на срезе будет скорее всего скучный, с обычными параллельными линиями слоёв. Да и цвета обычно попадаются заурядные: интересные сочетания встречаются не так-то часто.
Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Из-за невысокой плотности фордит напоминает в руке янтарь — такой же лёгкий. Мастера говорят, что обрабатывать его непросто: режется он легко, но норовит треснуть или расслоиться, почти как жемчуг. Вдобавок, невелика его стойкость к царапинам, особенно у старых кусочков из нитроэмали, которая применялась вплоть до середины пятидесятых. Так что владелицам такой бижутерии можно посоветовать поменьше подставлять свои украшения солнцу. И, наверное, обрабатывать их неабразивными полиролями...
Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Эта ручка изготовлена по заказу одного из топ-менеджеров General Motors. Материал — с завода в Боулинг-Грин, где выпускают Chevrolet Corvette

Нетрудно догадаться, что «Детройтский агат» можно «добывать» не только в Детройте. Поискав на eBay, я быстро нашёл материал с фабрики Ford в английском Дагенеме и с «грузового» завода Kenworth в Сиэттле. А одна из разновидностей даже удостоилась отдельного названия «корветит» — конечно та, которая получалась при производстве Chevrolet Corvette (его любят за яркие цвета).

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Обработанный кусок «корветита», на котором хорошо видно яркую палитру спорткара

Распространённая легенда гласит, что «природные запасы» фордита уже давно не возобновляются: примерно с середины семидесятых, когда автозаводы стали внедрять технологии автоматической окраски в электростатическом поле высокого напряжения. Ведь с электростатикой потери краски минимальны (80-90% уходит по назначению).

А современные роботизированные линии с подвижными манипуляторами-«руками», появившиеся в середине восьмидесятых, позволяют поднять этот показатель ещё выше.

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Вопреки распространённому заблуждению, ручная окраска всё ещё в ходу — обычно так красят салон и моторный отсек. На фото — Nissan Juke в окрасочной камере завода в Сандерленде

Но в реальности на многих заводах даже сейчас часть окрасочных работ делают вручную, если установку полностью роботизированной линии посчитали чересчур затратной — обычно вручную красят салонную часть кузова и подкапотное пространство.

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией

Мастера, давно работающие с фордитом, уверяют, что бóльшая часть доступного сейчас сырья — всё-таки современная: перепыл краски хоть и уменьшился, но по-прежнему достаточен, чтобы в окрасочных камерах возникали «наросты». Говорят, что проблема в... суровых заводских правилах, не позволяющих выносить с территории даже мусор. Да и оборудование теперь чистят иначе — при пескоструйной обработке наросты часто разрушаются.

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией

В результате по ценам «Детройтский агат» уже приближается к недорогим разновидностям агата настоящего! Разумеется, маркетингового исследования я не проводил, но бегло посмотрел на уровень цен, которые запрашивают продавцы фордита на eBay: за необработанные куски, рисунок которых ещё не проявлен, могут просить по 80–100 долларов за килограмм, а обработанные фрагменты — многократно дороже (вплоть до 3–4 долларов за грамм).

Конечно, изготовить такой материал можно и самостоятельно — для этого нужна лишь эмаль нескольких расцветок, простейший краскопульт и печка для сушки. Но работа крайне муторная, ведь просушивать заготовку нужно после каждого слоя (при том, что слоёв могут быть сотни), а потом ещё и полировать.

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией
Эксклюзивные часы TAG Heuer от канадского дизайнера Джеймса Томпсона с циферблатом из фордита

Сегодня изделия из детройтского агата хоть и остаются экзотикой, но уже понемногу входят в модный мейнстрим. Например, канадский дизайнер Джеймс Томпсон предлагает эксклюзивные кольца (по $900 за штучку!), а в прошлом году в коллаборации с ним английская фирма Bamford London выпустила серию из 10 кастомизированных часов TAG Heuer Carrera Calibre 5, в которых из фордита выполнен циферблат (стоили они 5500 фунтов стерлингов, почти вдвое дороже обычных часов этой модели). Что это, если не начало признания со стороны модной индустрии?

Драгоценности с автозаводов: какая связь между отходами автопроизводства и бижутерией

Предложение дизайнеров CNT Factory — использовать узоры фордита в оформлении автомобильных интерьеров

В свою очередь, дизайнеры студии CNT Factory, подбирающие новые интересные материалы для домов и техники, предложили стилизовать под «Детройтский агат» пластиковые вставки в салоне автомобилей.

А ведь российские автозаводы могли бы стать новым источником фордита! Как думаете, модники и модницы могли бы полюбить украшения из тольяттинского агата, москвичита, а может быть даже ижанита? 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх