УАЗ-«буханка» (она же — «головастик», когда речь идет о бортовом грузовике) отметила 60-летие конвейерной жизни. И, возможно, это не последний ее прижизненный юбилей.
С премьеры машины разошлись огромными тиражами и во множестве серийных и малосерийных модификаций. Велика и армия редких «буханок», сделанных порой в единственном экземпляре. Причем строили их не только на родине, но и за рубежом. Ведь УАЗы разошлись по всему миру от Монголии до Великобритании.Дизайн «буханки» Владимира Арямова выглядел для середины 1950-х очень передовым. А первый опытный образец УАЗ-450 со смелым решением передка с большой «У» посредине решетки. смотрелся, пожалуй, даже претенциозно. Серийные машины оказались поскромнее, а поэтому и гармоничней.
Версию с правым рулем — УАЗ-452 ДП завод серийно не выпускал. Но сегодня в Великобритании известны несколько праворульных уазиков, вероятно, переделанных уже в Туманном Альбионе. Среди них есть, кстати, даже самосвал.
Трехосный микроавтобус с колесной формулой 6х4, рассчитанный на 18 мест, сделали еще а 1960-х без государственного задания и плана. Как говорили тогда «в инициативном порядке». Поэтому и индекса машина не имела. Зато существовал аналогичный бортовой грузовик.
Уазиками занимались десятки ремзаводов по всему СССР. Делали они свои версии «буханок», обычно превращая шасси с кабиной (то есть «головастика») в грузопассажирские микроавтобусы. Существовала даже типовая для разных заводов конструкция — ТС-17144. Но ряд предприятий выпускали и пикапы с двойной кабиной, которых Ульяновский завод в то время не предлагал. В частности, завод «Автокубань» в Краснодаре производил ТСК-2-08. Аналоги строили и иные советские предприятия.
А некоторые местные заводы пытались создать даже рестайлинговые, как сказали бы теперь, версии «буханок». Особенно смелый шаг в этом направлении совершил Буденновский машиностроительный, соорудив экстравагантный экспериментальный автомобиль на основе УАЗ-3303. Но такая «буханка», понятно, так и осталась прототипом.
В Москве и в некоторых других городах в парках работали, как известно, автопоезда на основе РАФов. А вот краснодарский завод «Автокубань» сделал аналогичный прогулочный, парковый уазик.
Санитарки на базе УАЗов тоже были хорошо известны по всему Союзу. А в сотрудничестве с финской компанией Tamro сделали оригинальный реанимобиль с высокой крышей — конструктивный аналог дооборудованных в Финляндии РАФов и Волг. Позднее похожие УАЗы делали уже на некоторых отечественных предприятиях.
Тем временем компания Martorelli много лет упорно экспортировала ульяновские машины, в том числе и «буханки», в Италию. Там на них ставили иные колеса и шины, иногда силовые агрегаты и элементы салона, порой — перекрашивали. Кроме того, специализированные фирмы делали на базе «буханок» кемперы, часть из них — из микроавтобусов.
Существовали и зарубежные варианты кемперов УАЗов с отдельным жилым модулем на стандартном заводском шасси с кабиной.
Новая «буханка» могла появиться еще в начале 1990-х. УАЗ-3972 сделали на унифицированном с большим внедорожником УАЗ-3172 шасси. Однако и микроавтобус, и санитарка, да и базовая машина не вышли из стадии прототипов. Не до того было заводу в те годы.
В 1991 году грузинский кооператив «Вездеход» по заказу местного Минздрава сделал трехосную полноприводную санитарку Медея с высокой крышей, предназначенную для работы в горах. Несколько таких машин собрали из списанных УАЗов и снятых с них и перебранных агрегатов и узлов.
Один из первых броневиков для перевозки вдруг расплодившихся в СССР наличных денег на базе «буханки» — ИЖ-039 сделали в Ижевске во второй половине 1980-х. Такие машины собирали серийно — на шасси УАЗ-3303-01.
А в 1995 году псковский завод «Гидроимпульс», делавший некогда автобусы, а позднее грузовые и грузопассажирские автомобили на базе серийных отечественных моделей, построил микроавтобус на шасси Iveco. Машина по имени Пскова оказалась, конечно, слишком дорогой, и второй вариант автомобиля, напоминающего РАФ, сделали на шасси УАЗа. Но конкурировать с до боли знакомой, но простой и дешевой «буханкой» было практически невозможно.
Свежие комментарии