Эти камешки прозвали «Детройтский агат» — за сходство их слоистой структуры с настоящим природным агатом. Но это не минерал, а просто сотни спёкшихся слоёв автомобильной краски!
В сушильной камере натёки полимеризовывались, слой за слоем, постепенно набирая толщину — до нескольких сантиметров. Разумеется, шубу из засохшей краски регулярно счищали, а все отходы отправлялись куда им и положено — в мусорку.
Сейчас уже и не выяснить, кто первым обратил внимание на интересную структуру материала из разноцветных слоёв: может, кто-то из рабочих с чувством прекрасного притащил осколок «Фордита» домой, а может геолог-любитель заметил необычный «сталактит» среди мусора?
В любом случае, требовалась фантазия, чтобы начать работать с этим материалом: уж очень невзрачно он выглядит, пока не начнёшь зачищать наждаком верхний слой и не обнажишь его слоистую структуру. Но уже в семидесятые годы в США мастера-ювелиры развлекались с необычным материалом.
Мастера, работающие с этим материалом, выделяют несколько разновидностей «Фордита»: например, самый распространённый — с серыми прожилками грунтовки между слоями колера. Ещё бывает чисто цветной с небольшим числом расцветок (часто получался при окраске пластиковых элементов кузова), а если одни слои по каким-то причинам просочились через соседние, то получается необычный «космический» узор.
Нетрудно догадаться, что «Детройтский агат» можно «добывать» не только в Детройте. Поискав на eBay, я быстро нашёл материал с фабрики Ford в английском Дагенеме и с «грузового» завода Kenworth в Сиэттле. А одна из разновидностей даже удостоилась отдельного названия «корветит» — конечно та, которая получалась при производстве Chevrolet Corvette (его любят за яркие цвета).
Распространённая легенда гласит, что «природные запасы» фордита уже давно не возобновляются: примерно с середины семидесятых, когда автозаводы стали внедрять технологии автоматической окраски в электростатическом поле высокого напряжения. Ведь с электростатикой потери краски минимальны (80-90% уходит по назначению).
А современные роботизированные линии с подвижными манипуляторами-«руками», появившиеся в середине восьмидесятых, позволяют поднять этот показатель ещё выше.
Но в реальности на многих заводах даже сейчас часть окрасочных работ делают вручную, если установку полностью роботизированной линии посчитали чересчур затратной — обычно вручную красят салонную часть кузова и подкапотное пространство.
Мастера, давно работающие с фордитом, уверяют, что бóльшая часть доступного сейчас сырья — всё-таки современная: перепыл краски хоть и уменьшился, но по-прежнему достаточен, чтобы в окрасочных камерах возникали «наросты». Говорят, что проблема в... суровых заводских правилах, не позволяющих выносить с территории даже мусор. Да и оборудование теперь чистят иначе — при пескоструйной обработке наросты часто разрушаются.
В результате по ценам «Детройтский агат» уже приближается к недорогим разновидностям агата настоящего! Разумеется, маркетингового исследования я не проводил, но бегло посмотрел на уровень цен, которые запрашивают продавцы фордита на eBay: за необработанные куски, рисунок которых ещё не проявлен, могут просить по 80–100 долларов за килограмм, а обработанные фрагменты — многократно дороже (вплоть до 3–4 долларов за грамм).
Конечно, изготовить такой материал можно и самостоятельно — для этого нужна лишь эмаль нескольких расцветок, простейший краскопульт и печка для сушки. Но работа крайне муторная, ведь просушивать заготовку нужно после каждого слоя (при том, что слоёв могут быть сотни), а потом ещё и полировать.
Сегодня изделия из детройтского агата хоть и остаются экзотикой, но уже понемногу входят в модный мейнстрим. Например, канадский дизайнер Джеймс Томпсон предлагает эксклюзивные кольца (по $900 за штучку!), а в прошлом году в коллаборации с ним английская фирма Bamford London выпустила серию из 10 кастомизированных часов TAG Heuer Carrera Calibre 5, в которых из фордита выполнен циферблат (стоили они 5500 фунтов стерлингов, почти вдвое дороже обычных часов этой модели). Что это, если не начало признания со стороны модной индустрии?
В свою очередь, дизайнеры студии CNT Factory, подбирающие новые интересные материалы для домов и техники, предложили стилизовать под «Детройтский агат» пластиковые вставки в салоне автомобилей.
А ведь российские автозаводы могли бы стать новым источником фордита! Как думаете, модники и модницы могли бы полюбить украшения из тольяттинского агата, москвичита, а может быть даже ижанита?
Свежие комментарии