Весенняя опасность: «волны» асфальта

Весенняя опасность: «волны» асфальта

Соцсети переполнены роликами с авариями, происходящими буквально на пустом месте. Автомобиль едет по прямой дороге, вдруг вздрагивает, подпрыгивает - а затем буквально отскакивает в сторону или встает боком и переворачивается. Причина этой беды - асфальтовые волны, которые образуются в результате подвижек промерзшего грунта во время весны.

Весной дороги нагреваются, мерзлая земля оттаивает, пучится, встает буграми, разрушая покрытие. Грунтовые воды начинают подрывную работу и на трассах образуются «волны», которые представляют для машин опасность.

Волны асфальта образуются не хаотично, а по определенной закономерности. Талая вода создает внутри насыпи зоны размягченного грунта. Проносящиеся грузовики раскатывают эти локальные «плывуны» и заставляют размокшую подсыпку идти волнами. Чем тяжелее грузовик, тем сильнее амплитуда колебаний. А так как подавляющее большинство междугородних перевозок сейчас осуществляется с помощью магистральных фур с нагрузкой на ось более 12 тонн, то дорогам в весенний период приходится несладко.

Создаваемая гружённой фурой волна гасится мягким грунтом и застывает в асфальте. При этом конфигурация продольного профиля дороги влияет и на другие машины, попадающие в нее.

Очень опасно, когда груженая фура провоцирует такие подвижки грунта, при которых создается волна определенной частоты, совпадающей с частотой работы подвески легковых автомобилей или коммерческого транспорта. В этом случае при попадании в зону волнистого покрытия кузова транспортных средств входят в резонанс с волнами на асфальте, и они начинают так прыгать, что готовы сорваться с выбранной траектории. При взгляде со стороны действительно кажется, будто автомобиль подбрасывает какая-то сила, а затем машина вдруг попадает в ДТП...

Еще хуже, когда «скакать» начинает автомобиль, везущий за собой двухколесный прицеп с грузом, квадроциклом или моторной лодкой. Даже при относительно безопасном проезде самого автомобиля-тягача, прицеп опасно подпрыгивает, кренится, виляет в стороны и передает эти вибрации машине. На кочках его может бросать по сторонам и только от мастерства водителя зависит, справится ли он с колебаниями, негативно отражающимися на управляемости.

Нечто подобное часто случается с небольшими грузовиками с рессорными подвесками и полезной нагрузкой до 1,5 тонн. Сначала машина совершает серию прыжков, а затем тяжелый кузов кренится, «полуторку» бросает в сторону и развивается занос. Водитель пугается, старается компенсировать изменения траектории, слишком сильно крутит руль к обочине - а затем машина кидается к противоположному краю трассы и вылетает с дороги, разбрасывая веером товар из кузова.

На двухполосных дорогах вместе с волнами часто образуется глубокая колейность. Тогда к продольными колебаниям кузова плюсуются еще и поперечные.

В принципе исправный автомобиль способен справиться с этими напастями, однако если у него повреждена подвеска или вытекло масло в амортизаторах, то транспортное средство мигом попадает в группу риска. Неисправные амортизаторы не способны эффективно гасить колебания, и кузов легко входит в резонанс от прыжков на волнах и так раскачивается, что колеса теряют связь с дорогой, отчего автомобиль и сходит с выбранной траектории движения.

Можно ли противостоять этим колебаниям и как выбраться из подобной ловушки?

При первых признаках раскачки на волнах асфальта и в колее необходимо крепко держаться за руль и корректировать увод машины небольшими рывками «баранки». Правда, руль нельзя сильно перекручивать по сторонам, чтобы избежать отскока в кювет.

При нарастании колебаний необходимо сбить их амплитуду с помощью снижения скорости движения. Если периодически нажимать и отпускать педаль тормоза, то прыжки заметно сократятся. Главное - не прибегать к экстренному торможению, чтобы потерявшие связь с дорогой колеса не заблокировались.

В общем, периодические продавливания педали тормоза могут способствовать снижению раскачки и стабилизации транспортного средства. Ну а чтобы совсем исключить опасность от волн - не помешает заехать в сервисный центр и проверить амортизаторы.

Источник ➝

Первый в мире кроссовер был сделан в СССР. Полноприводная «Победа» М-72

Как вы думаете, где был создан первый в мире кроссовер? Есть все основания полагать, что на эту роль может претендовать советский автомобиль М-72, выпускавшийся с 1955 по 1958 год на Горьковском автозаводе.

ГАЗ М-72 — «Победа» с полным приводом

ГАЗ М-72 — «Победа» с полным приводом

История и конструкция М-72

Говорят, что вопрос о выпуске легкового автомобиля с повышенной проходимостью, поставил сам Никита Сергеевич Хрущев. Конструкторы подошли очень ответственно. За основу взяли кузов «Победы», который пришлось существенно усилить.

К нему добавили агрегаты от ГАЗ-69: передний и задние мосты, коробку передач, раздаточную коробку.

ГАЗ-69А

ГАЗ-69А

Двигатель оставили от «Победы» ГАЗ-20. Машина получила впечатляющий даже по нынешним времена дорожный просвет: 210 миллиметров.

Автомобиль М-72. Кузов оказался настолько поднят, что пришлось поставить щитки над задними колесами.

Автомобиль М-72. Кузов оказался настолько поднят, что пришлось поставить щитки над задними колесами.

Технические характеристики М-72

Машина получилась очень проходимой. Передний ведущий мост можно было отключить. Технические характеристики приведу на фотографии.

Внутри М-72 остался интерьер «Победы» с двухдиапазонным приемником, мягкими диванами, крупными часами, отопителем салона. В управлении добавились рычаги трансмиссии. Также на М-72 впервые в СССР был применен омыватель ветрового стекла, он управлялся специальной педалью.

Заглянем внутрь ГАЗ М-72

Заглянем внутрь ГАЗ М-72

Не совсем «Победа»

Строго говоря, называть ГАЗ М-72 «Победой» не совсем корректно. У автомобиля был индекс, который был запечатлен на капоте, а вот собственного имени не было. Но в народе эту машину называли «Победой». Я тоже не претендую на абсолютную строгость, поэтому позволил себе написать в некоторых местах «Победа», тем более в кавычках.

М-72  на облицовке радиатора

М-72 на облицовке радиатора

Почему именно М-72 можно назвать первым кроссовером

По совокупности качеств: легковой автомобиль повышенной проходимости с несущим кузовом, комфортный салон, серийный выпуск, М-72 можно по праву отнести к кроссоверам. Вот только такого термина в 50-х годах прошлого века не было. Полноприводные легковые автомобили производили и раньше, но, во-первых, на рамной основе, во-вторых, комфорту в них уделялось куда меньше внимания меньше.

Многие источники, в том числе Википедия, называют первым в мире кроссовером AMC Eagle — американский полноприводный легковой автомобиль. Но он выпускался гораздо позже — с 1978 по 1987 годы. Так что американцев мы опередили.

AMC Eagle. Фото:  Википедия

AMC Eagle. 

Судьба М-72

Несмотря на свои выдающиеся качества М-72 выпускался очень недолго, всего 3 года. С 1955 по 1958 год было выпущено всего 4677 автомобилей. Затем прекратился выпуск «Победы» М-20, вместе с ним прекратили выпускать и М-72. Жаль, машина в чем-то опередила время: знаменитая «Нива», совмещающая достоинства внедорожника и легкового автомобиля, появилась только в 1977 году. Добавлю, что вслед за М-72 внедорожники были созданы и на базе «Москвича» — МЗМА-410 и МЗМА-411.

ГАЗ М-72

ГАЗ М-72

Вот такой удивительный автомобиль. Познакомился с ним я в Иваново в музее Советского автопрома. Кстати, эта машина на ходу.

Берегите глаза: Нелепая попытка превратить ГАЗ-21 «Волга» в спортивный автомобиль

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх